Конкурентоспособность предприятия и критерии её оценки

Л.В.Соколова


Источник: г. Харьков, Информ. – внедр.центр «Маркетинг», 2001 г.

В условиях перехода к рынку отношения состязательности, так характерные для плановой экономики, заменяются отношениями рыночной конкуренции. «Рыночная конкуренция есть система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг. Она имеет место только тогда, когда производители и продавцы способны реагировать на изменение конъюнктуры рынка, на те или иные действия своих конкурентов… Предприятия вступают в конкурентную борьбу, в конечном счете, ради получения прибыли. Поэтому рыночная конкуренция эффективна только тогда, когда товаропроизводители и продавцы реально заинтересованы в росте прибыли» [7]. Но прибыль не является главенствующей целью экономической деятельности государства, поэтому оно длительное время поддерживает убыточные государственные предприятия (бюджетное финансирование, льготное кредитование) . На первых этапах перехода к рыночным условиям хозяйствования преобладание государственной собственности сдерживает развитие конкуренции. По мере ускорения процесса приватизации, выражающегося в увеличении доли частного сектора, эффективность конкурентного рыночного механизма повышается. В самом общем виде рыночный механизм можно определить как механизм адаптации предприятий к рыночным условиям хозяйствования, а производимые ими товаров (предложения) – к требованиям потребителей (спросу). Главной движущей силой рыночной экономики является конкуренция товаропроизводителей. Рыночная конкуренция определяется как система отношений между самостоятельными хозяйствующими субъектами рынка – предприятиями, выпускающими товары (услуги).

Конечная цель адаптации предприятия – победа в конкурентной борьбе за потребителя, за рынки сбыта как закономерный итог его интегрированных усилий по реализации организационно-экономической системы адаптации. «Конкуренция» в переводи с латыни означает столкновение в результате каких-либо действий. Ее определяют как экономическое соперничество, состязание в борьбе за потребителя. Конкуренция – это форма взаимного соперничества хозяйствующих субъектов рынка. Предметом конкуренции являются товары (услуги), а объектом – потребители и покупатели. Разделение «предмета» и «объекта» конкуренции, по мнению В.Л.Лунева, указывает на две сферы воздействия в конкурентной борьбе: товар (предмет) и потребитель (объект). Следовательно, различны как методы конкурентной борьбы, так и способы оценки уровня конкуренции [2]. Отношение конкурентов друг к другу характеризует двойственность: это и постоянное соперничество на рынках сбыта, и необходимость конкуренции как основы развития экономики и демократии общества в значительной степени перекрывающие ниши. Конкурентоспособность характеризует степень соответствия отдельного класса объектов определенным рыночным потребностям: предложение (товар) – спросу, предприятие – возможности обеспечить конкурентные преимущества, страна – экономической и социальной модели. Взаимосвязь понятий конкурентоспособности страны, предприятия, товара и факторов, их определяющих – это есть детерминант. К детерминантам глобальной конкурентоспособности отнесены:

Следует заметить, что понятие глобальной конкурентоспособности несколько шире понятия конкурентоспособности страны, так как может быть применено относительно группы стран. Однако такое разделение можно считать весьма условным. Конкурентоспособность страны определяется следующими детерминантами:

К обобщающим факторам (детерминантам) конкурентоспособности предприятия отнесены следующие:

На конкурентоспособность товара влияет совокупность параметров:

Таким образом, проведенный анализ теоретических и практических подходов к определению уровня конкурентоспособности позволяет считать, что существуют взаимосвязанные понятия конкурентоспособности страны, конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности товара, которые находят повсеместное применение, однако отсутствуют четкие ориентиры их использования и оценки. Методики оценки уровня конкурентоспособности товара довольно широко известны и при необходимости применяются без особых затруднений. Однако до настоящего времени не существует разработанной методики оценки уровня конкурентоспособности предприятия, позволяющей четко и оперативно определять конкурентные позиции одного предприятия на товарном рынке по сравнению с другими. Мнения ученых в отношении терминологии конкурентоспособности весьма расходятся, поэтому до настоящего времени не существует даже общепризнанного понятия «конкурентоспособность предприятия». Отсутствует приемлемый набор показателей, который может быть положен в основу методики определения конкурентоспособности предприятия.

Возможным подходом к оценке уровня конкурентоспособности предприятия является применение аналитического и/или графического способов. Первый требует построения матрицы конкурентоспособности, второй – многоугольника конкурентоспособности.

Предприятию, имеющему наибольший уровень конкурентоспособности, будет соответствовать многоугольник с максимальной площадью. Если проводить оси, на которых отражаются уровни значений каждого из исследуемых факторов под равными между собой углами, то достаточно легко можно рассчитать площадь каждого многоугольника по формуле Si=1/2sin360 /n(a1j"anj+ aij"ai+1y), где aij – значение i-гo интегрированного факторного показателя по j-му предприятию, i =1,5; j=l,3; n – количество анализируемых факторов конкурентоспособности, n=5. Результаты оценок уровня конкурентоспособности по обоим методам совпадают, при этом трудоемкость вычисления площадей многоугольников компенсируется наглядностью графической интерпретации применения данного метода. Использование персонального компьютера полностью устраняет все неудобства и трудности расчетов.

В соответствии с полученными результатами собственных оценок конкурентоспособности руководители предприятий, фирм могут выбирать действенные меры по улучшению работы по отдельным направлениям, на конкретных участках. Усилия должны быть направлены на исследование рынков сбыта, поиск новых форм сотрудничества с конкурентами и поставщиками, улучшение качества продукции и снижение издержек, поиск и освоение рыночных ниш, каналов сбыта, моделей и видов продукции, организацию эффективной системы продвижения. Модели поведения современных руководителей должны быть адекватны условиям хозяйствования. Применение разработанных методик будет способствовать реализации этого принципа на практике.

Список литературы:

  1. Адаптация промислових підприємств до науково-техтчних нововведень/ Під ред. д-ра екон. наук В.М. Гончарова. – К.: Технка, 1992. – 132 с.
  2. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учеб. пособие. – М.: Финпресс, НГАЭ и У. 1997. – 356 с.
  3. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. В.Д. Щетинина. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 896 с.
  4. Селезнев А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции// Экономист. – 1996. – Х.2. – с. 9-24.
  5. Соколова Л.В. Адаптация предприятий к условиям рынка. – Харьков: ФОРТ, 1996. – 246 с.
  6. Основы предпринимательской деятельности /Под ред. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 496 с.
  7. Экономика переходного периода: Учеб. пособие /Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 410 с.