Назад в библиотеку

Основы анализа спроса и предложения.

Автор: Урдалетова А.
Источник: Определение рыночного равновесия на примерах с помощью решения систем уравнений, модели Эванса, паутинообразной модели.

Введение

Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыноч¬ной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме ценности. В зависи¬мости от способа ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на две большие группы. Представители первой группы утверждают, что ценность блага определяется, прежде всего, количеством и качеством живого и овеществленного труда (средств производства), затраченного на его создание. Данное направление получило название трудовой, или классической теории ценности (стоимости), к нему можно отнести таких известных ученых, как У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс и другие. Другое направление, которое можно условно назвать концепцией полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк), утверждает, что в основе ценности блага лежат не затраты производителя, а его реальная потребительская полезность, способность удовлетворять потребности человека.

Способность удовлетворять потребности человека. И та, другая теория имеют свои сильные и слабые стороны, каждая по-своему права в известном смысле логически неуязвима, хотя и небесспорна. По-видимому, для точного решения поставленного вопроса экономической пачке требовался некий компромисс, а точнее - синтез этих двух направлений, который позволил бы соединить в себе положительные элементы обеих теорий и объяснить происхождение ценности именно как результат взаимодействия двух равноправных рыночных агентов - производителя и потребителя. Над этим синтезом работали многие ученые-экономисты, особенно во второй половине XIX века, среди которых особенное место принадлежит английскому ученому А. Маршаллу.

1. Концепция рыночного равновесия

А. Маршалл предложил идею рыночного равновесия, основной смысл которой заключается в следующем. Предполагается, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равно¬правных агентов - покупатели, представляющие рыночный спрос и продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересовано в изменении рыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т.е. не имеет серьезных стимулов к изменениям. Это, возможно, прежде всего, при равенстве объемов спроса и предложения, а само «уравновешивание» происходит при посредстве действия механизма цен. А. Маршалл показал это графически и аналитически, доказав при этом существование и устойчивость равновесия. Данная модель в своей концептуальной основе не претерпела серьезных изменений и до сих пор считается базовой для объяснения сущности и особенностей функционирования рыночных систем.

2. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Кривые спроса и предложения. Законы спроса и предложения

Термин спрос имеет для экономистов специфическое значение. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров.

Итак, спрос - это зависимость между ценой товара и его количеством, которое покупатели желают и могут приобрести в данный период времени и по заданной цене. Спрос может быть представлен в виде таблицы, графически и аналитически

Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и др

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданною (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 тенге покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 тенге - три единицы, при цене в 20 тенге - четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса - кривая показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной оси, а зависимую (спрос) - по горизонтальной оси.

Зависимость объема спроса от определенных его факторов называется функция спроса. Важнейшим из этих факторов является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цены означает движение по кривой спроса (см. схема № 2). На спрос влияет не только цена самого товара, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений. 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов (заменителей) и комплементарных (дополняющих) товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Если цена, скажем, снизится, то объем спроса вырастет, т.к. на изменение объема спроса действует ценовой фактор, что соответствует перемещению значения объема спроса вдоль линии спроса. В случае, если на спрос действует какой-либо внешний, неценовой фактор (растут доходы покупателей, дорожают товары заменители и т. п.), то изменяется сама функция спроса, сдвигаясь вправо (D2), что соответствует перемещению кривой спроса и росту спроса до определенного уровня, или сдвигается влево (D1), что соответствует падению объема спроса. В области выше линии спроса покупки невозможны, в области ниже линии спроса все покупки не вполне эффективны для покупателя

Список использованной литературы

1. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. –М.:Дело, 2001, гл.2
2. 2. Кулекеев Ж.А., Солтанбекова Д.А. Микроэкономика. –Алматы.Казахстан, 2001.с. 8-11,с. 13