Назад в библиотеку

Проблемы разработки программ двойных дипломов

Автор: Оголь А.Л.
Источник: Використання міжнародних стандартів в цілях підвищення ефективності діяльності підприємств/ Матерiали мiжвузівської студентської конференції. — Донецьк, ДонНТУ — 2012, с. 7-8.

Аннотация

После присоединения Украины к Болонской декларации появилась возможность за один период обучения получить два диплома разных университетов, в том числе и иностранных. Но разработка программы получения «двойного диплома» встречаются с многими проблемами.

Общая постановка проблемы

После присоединения Украины к Болонской декларации появилась возможность за один период обучения получить два диплома разных университетов, в том числе и иностранных. Но разработка программы получения «двойного диплома» встречаются с многими проблемами.

Изложение основного материала.

Почти каждый украинский студент хотел бы получить диплом иностранного вуза. Вот только отправиться на учебу в другую страну мало кому позволяют средства. Но после подписания Украиной осенью 2000г Болонской декларации о взаимном признании документов об образовании и периодов обучения теперь стать бакалавром или магистром любого европейского университета или института наши студенты могут, не покидая Украину.

Если говорить простым языком, то сейчас студент может прямо в украинском вузе получить двойной диплом: отечественный и иностранного университета. В настоящее время уже достаточно много ВУЗов Украины сотрудничают с вузами Польши, Германии (КПИ, ДонНТУ), Франции, Испании (Туган-Барановского), Нидерландов и многие другие.

Согласно положениям, выработанным в ходе Болонского процесса, под совместным дипломом следует понимать свидетельство о высшем образовании (присвоении квалификации или ученой степени), выданное совместно несколькими вузами на основе совместной программы обучения.

Мотивация и цели программ двойных дипломов (совместных степеней) многообразны. Европейские органы и национальные правительства рассматривают программы двойных дипломов как средство укрепления европейского гражданства и повышения спроса на выпускаемых специалистов. Национальные и региональные правительства могут поощрять их как средство и инструмент привлечения квалифицированных кадров в целях регионального развития. Для университетов программы двойных дипломов (совместных степеней) служат средством повышения эффективности собственных программ развития, получения иностранной/международной аккредитации, присвоения квалификаций, которые не может предложить национальная система образования, повышения конкурентоспособности «своего» вуза, либо обеспечения дополнительных доходов (путем, например, франчайзинга их программ и степеней). Для студентов основными ожиданиями от «двойного диплома» является получение престижного образования; качественным образованием; получением диплома одного из европейских университетов; возможной работой за границей; приобретением знания ещё одного иностранного языка и друзей в Европе.

Рассмотрим в общем виде дипломы, которые присуждаются по завершении совместных программ обучения. Они могут быть трех типов:

  1. Совместный диплом двух или более университетов, признаваемый в странах-партнерах;
  2. Диплом зарубежного университета в дополнение к национальному диплому;
  3. Национальный диплом с указанием дополнительных курсов (в форме дополнительного сертификата, не имеющего юридической силы).

Типы программ:

  1. Идентичная структура программ: Идентичные курсы/модули, общие методы, экзаменационные процедуры (10%);
  2. Общие базовые модули, НО – разные специализации в зависимости от особенностей вуза (60%);
  3. Курсы/модули в вузах-партнерах взаимно дополняют друг друга в рамках согласованного учебного плана (30%).

Каждая из этих моделей имеет свои сильные и слабые стороны. На первый взгляд, наибольшую гибкость с точки зрения мобильности студентов и обмена преподавателями предоставляет первая модель. Однако в этом случае мобильность теряет свой смысл из-за идентичности программы.

Совместные программы, основанные на синергии уникального опыта каждой стороны, позволяют разработать программы, направленные на формирование у студентов в каждом из университетов-партнеров каких-либо отдельных групп компетенций, которые взаимно дополняют друг друга. При этом слишком узкая специализация каждого партнера также непродуктивна, поскольку препятствует сотрудничеству преподавателей.

Третья модель, чаще всего реализуется в совместных программах с участием стран, не являющихся членами ЕС, в которых обучаются студенты второго цикла на завершающем этапе (5 или 6 год).

Присуждение совместных степеней в европейских странах сегодня регулируется в основном межуниверситетскими соглашениями, а не законодательными инструментами более высокого уровня. Это связано, как правило, с отсутствием национального законодательства, признающего двойные, а в ряде случаев – и совместные дипломы.

Самым сложным вопросом для распространения совместных или двойных дипломов является необходимость расширения базы их финансирования. Такие программы являются более затратными вследствие встроенной мобильности.

Как правило, по законодательству большинства стран, студент должен быть зачислен только в 1 вуз, чтобы получить квалификацию. Отсутствие в национальном законодательстве указаний на то, что он может быть зачислен в несколько вузов, создает серьезные проблемы в признании совместных программ. При формировании совместных программ необходимо согласовывать то, как курсы/модули программы будут взаимно дополнять друга. Следующим шагом является согласование методики обучения и возможности модернизации методов обучения, что особенно характерно для стран – не членов ЕС, как показала конференция в Клуже (Румыния) по вопросам разработки программ совместных дипломов.

Важно, чтобы программа предоставляла студентам возможности получения как академического, так и культурного опыта и была отражением того разнообразия академических систем и традиций, которое представляют партнерские университеты.

При планировании и реализации программ совместных/двойных дипломов особое внимание уделяется обеспечению качества с точки зрения его соответствия национальным процедурам каждой из сторон или требованиям международных организаций. Одним из методов обеспечения качества является оценка программ внутренними или внешними экспертами (например, профессорами университетов-партнеров или представителями соответствующих аккредитационных агентств). Составным элементом системы обеспечения качества является оценка преподавателей.

Выводы

Программы получения «двойных дипломов» имеют большие перспективы развития, а решение проблем связанных с их разработкой является важной задачей для решения которых необходимо привлечение представителей различных уровней власти и образования.

Список использованной литературы

    1. Мартыненко Е.В. Создание и сопровождение программ двойных дипломов: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2008. – 123 с.

    2. Двуликий диплом - Режим доступа к информации: http://www.education.uamir.org/article/3288.html

    3. Один диплом – хорошо, а два – лучше - Режим доступа к информации: http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/news

    4. Куклина Е.А., Соломенко Д. Ю. «Двойной диплом» как фактор повышения конкурентоспособности российских вузов на европейском рынке образовательных услуг/ Куклина Е.А.//Образование, экономика, общество. -2011.-№4.-С. 9-15.