Назад в библиотеку

Развитие программ двойных дипломов как элемент повышения конкурентоспособности российских вузов в условия глобализации

Автор: М. Е. Ульянова
Источник: http://www.ini21.ru/...

Аннотация

В представленной статье автором рассматриваются модели интернационализации российского высшего образования в условиях глобализации и методы повышения его конкурентоспособности. Одной из задач, стоящих перед российским образованием в условиях глобализации, является обеспечение подготовки новых компетенций у выпускников, включая умение работать и адаптироваться в многокультурном деловом пространстве. Возможный путь решения данной задачи состоит в интернационализации образования и развитии совместных программ. В статье рассмотрены степени интернационализации образования, виды совместных программ, проанализированы трудности, возникающие при их разработке и реализации.

Общая постановка проблемы

В данной статье речь пойдёт о важности интернационализации образования российских вузов. Посмотрим, почему ведущие российские вузы начали уделять данной составляющей серьёзное внимание. Одним из факторов является процесс глобализации. Российская экономика уже достаточно давно начала интегрироваться в мировую экономику. В зависимости от сферы деятельности российские компании в меньшей или большей степени включены в мировую торговлю. Многие международные компании, в свою очередь, работают в России. В связи с этим современный российский рынок труда начал предъявлять новые требования к персоналу, к их умению работать в неоднородных в национально-культурном смысле коллективах.

Человечество вступило в эру глобализации, когда глобальными стали или становятся практически все общественные процессы: войны между странами, торговля, производство, культура и образование [1]. Вместе с тем человечество ещё далеко от того, чтобы говорить о всеохватывающей глобализации. Доля мировой торговли составляет не более 20% от валового продукта земли. Две трети населения земли живут в странах, практически полностью изолированных от остального мира, доля экспорта или импорта которых составляет не более 3–5% от ВВП. Треть населения с трудом обеспечивает потребности в пропитании, и более одного миллиарда в принципе не знают о глобализации ничего.

Но, несмотря на эти многозначительные факты, российский рынок не может игнорировать процессы глобализации, так как большая часть производства тем или иным образом зависит от экспорта или импорта. К примеру, в 2008 г. доля импортных потребительских товаров составила 37%, а доля импорта инвестиционных товаров — 27% от ВВП.

Можно отметить несколько основных взаимосвязанных сфер влияния глобализации на российскую экономику:

Приход международных компаний, с одной стороны, выгоден самим компаниям, расширяющим свои рынки сбыта и производства. С другой стороны — выгоден экономике России, так как международные компании приносят с собой новые технологии, ноу-хау, дополнительный капитал. Можно сказать, что приход международных компаний влечёт за собой два следующих фактора. В первую очередь — это изменение требований к персоналу. Если раньше знание иностранного языка (в основном английского) являлось неоспоримым преимуществом при устройстве на работу в международные компании, то теперь оно перешло в разряд необходимых условий. Основным требованием к сотрудникам стало умение работать в многонациональных и многокультурных коллективах. Очевидно, что российские вузы должны отвечать на требования рынка и готовить выпускников, обладающих данными умениями.

Международный и российский опыт внедрения программ двойных дипломов

Посмотрим, как процесс глобализации влияет на рынок высшего образования России. С одной стороны, глобализация отразилась на изменении конкурентных сил на рынке образования. В борьбу за российских студентов включились европейские и американские вузы (особенно на уровне магистратуры). С другой стороны, российское высшее образование должно обеспечить подготовку новых компетенций у выпускников, включая умение работать и адаптироваться в многокультурном деловом пространстве.

Как должны вести себя вузы в изменившейся ситуации? Многие уже нашли пути решения — это интернационализация образования.

Пожалуй, самым сложным, но в то же время одним из самых эффективных методов интернационализации образования является создание совместно с зарубежными вузами-партнёрами программ двух дипломов. Часто подобные программы называют программами «двойных» дипломов, что не совсем корректно, так как российское законодательство, равно как и многие европейские, не позволяет выдавать (и не признаёт) один диплом, подписанный двумя вузами.

Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г. Болонский процесс считает развитие совместных программ одним из основных путей усиления интернационализации европейских вузов. Во время Пражского саммита по высшему образованию в 2001 г. европейские министры образования подписали коммюнике, в котором призвали европейские вузы активно развивать межвузовские программы, ведущие к получению совместных степеней (дипломов), тем самым обеспечивая привлекательность европейского образования и его конкурентоспособность [4].

Совместные программы способствуют реализации следующих принципов Болонского процесса. Гармонизация и сопоставимость учебных планов. Транспарентность системы образования. Обеспечение качества. Мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава. Трудоустройство и привлекательность европейского высшего образования [3, с. 190]. Совместные программы, называющие себя программами «двух дипломов», могут быть разными по своей организационной форме и отвечать всем или нескольким из следующих характеристик. Программы разработаны и/или одобрены совместно несколькими вузами. Студенты часть обучения проходят в вузе-партнёре. Продолжительность обучения в каждом из вузов-партнёров одинакова. Кредиты и оценки за экзамены засчитываются полностью и автоматически. Профессора преподают как в своем университете, так и в вузе-партнёре, совместно разрабатывают учебный план и формируют совместные комиссии по приёму и аттестации. По завершении программы студенты получают дипломы каждого из вузов-участников и совместный диплом (обычно это неофициальный «сертификат» или «диплом»). Вопрос выдачи совместного диплома до сих пор не решён в связи с тем, что требования со стороны законодательства отличаются в разных странах. Ни одна совместная европейская программа не выдаёт по-настоящему совместный диплом. В большинстве случаев по завершении программы выпускники получают либо два диплома, либо один диплом и дополнительный (обычно неофициальный) сертификат, в котором есть ссылка на совместную программу.

Тем не менее, несмотря на трудности, которых мы ещё коснёмся более подробно позже, преимущества подобных программ неоспоримы: студенты погружаются в новую образовательную, культурную и языковую среду, при этом период обучения не удлиняется, а остаётся прежним. В рамках реализации совместных программ повышается степень мобильности студентов и преподавателей, происходит обмен опытом между вузами-партнёрами и инновационными технологиями обучения. И, как следствие, повышаются общая привлекательность образования и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Можно выделить следующие модели совместных программ [2], реализуемых европейскими вузами на магистерском уровне. Идентичная структура и содержание образовательных программ в каждом университете-партнёре (порядка 10% от общего числа программ реализуются по данной модели).

Сравнимые основные модули/курсы программ обучения в партнёрских университетах, но различные специализации, предоставляемые каждым партнёром (около 60% всех совместных программ).

Курсы/модули разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы (каждая часть программы реализуется отдельным партнёром) (порядка 30% от общего числа программ). Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в настоящее время реализует или начинает реализацию программ двух дипломов как на бакалаврском уровне, так и на магистерском. В качестве модели был выбран третий вариант, когда каждый партнёр отвечает за свою часть программы. Данный подход обладает рядом преимуществ и позволяет использовать в процессе обучения сильные стороны вузов-партнёров.

Например, в российско-американской программе бакалаврского уровня (партнёр — Университет Джорджа Мейсона, США) курсы, связанные с математикой и математическими методами в экономике, ведутся российской стороной, а курсы по менеджменту, маркетингу — американской.

Принимая решение об открытии совместной программы вузам-партнёрам в той или иной степени придётся столкнуться со следующими трудностями. Несоответствие законодательной базы стран вузов-партнёров. Отсутствие механизмов признания совместных степеней. Высокая стоимость программ. Необходимотсь обеспечения и контроля качества дисциплин, преподаваемых в вузе-партнёре. Обеспечение синхронизации движения студентов в университетах разных стран. Поиски путей эффективности совместного управления программами. Относительно небольшое количество студентов, вовлечённых в программы двойных дипломов. Программы двойных дипломов требуют больших затрат со стороны вузов как на этапе разработки программы, так и в процессе реализации и поэтому существенно дороже обычных программ. Учитывая, что количество студентов на программах ограничено из-за относительно невысокого пока платёжеспособного спроса, вузы сталкиваются с проблемой окупаемости и поисков источников финансирования подобных программ. Среди основных источников финансирования создания и обучения на программах можно выделить следующие. Вузы-партнёры (вузы сами финансируют создание программ и их продвижение на рынке). Студенты (самостоятельно оплачивают расходы на обучение и проживание). Кредитные программы как с участием государства, так и сугубо коммерческие. Государство (полное или частичное финансирование обучения студентов, речь идёт о так называемых бюджетных местах). Гранты и фонды (ниже перечислены некоторые из них): ERASMUS curriculum development program; ERASMUS Mundus Program; European Union – United States Atlantis Program (9 млн долларов). Бизнес (как потенциальный источник) может предоставлять стипендии, а также частично финансировать обучение студентов с последующим трудоустройством. Собирающимся открывать совместную программу вузам необходимо ответить на следующие вопросы. Кого брать в партнёры? Каковы сильные стороны вуза-партнёра? Известен ли вуз-партнёр и каковы его рейтинги? Как партнёрство отразится на репутации? Какая структура должна быть у программы? Время обучения в России и за границей?

Литература

1. Смирнягин Л. Восьмая культура капитализма // Кредит Russia. — 2000. — № 24. — Декабрь.

2. Совместные программы и программы двойных дипломов в странах Европейского союза / Отчёт РОО «Центр изучения проблем профессионального образования».

3. Schrittesser, Ilse University goes Bologna: Trends in Hochschullehre. — Vienna, 2009.

4. http://www.bologna.msmt.cz/PragueSummit/index.html.