Назад в библиотеку

Один диплом – хорошо, а два – лучше

Автор: В. Воропаев
Источник: http://www.examen.ru/...

Программы двойных дипломов полезны и студентам, и вузам, и преподавателям. К такому выводу пришли авторы исследования, которое было проведено при поддержке Представительства Европейского cоюза в России.

Перед группой экспертов стояла сложная, но интересная задача – оценить масштаб и состояние программ двойных дипломов, разработанных университетами России совместно с вузами стран – членов Европейского cоюза (ЕС). Исследователи хотели выяснить, какое место данные программы занимают в системе российского высшего образования и насколько они эффективны. При этом требовалось составить максимально полный список программ, ведь до сих пор материалы по этой теме были крайне фрагментарны.

Собрать и систематизировать данные оказалось делом трудоемким. Выяснилось, что информация, опубликованная на сайтах российских вузов или представленная в других источниках, далеко не всегда отражает объем сотрудничества. Проще говоря, наличие у российского вуза соглашения с зарубежным университетом не означает, что они взаимодействуют на практике. Да и судя по всему, не существует единого понимания того, что собой представляет программа двойного диплома. Поэтому экспертная группа исключила из анализа студенческие обмены, включенное обучение и совместные краткосрочные программы.

Взяв за основу характеристики, принятые в странах ЕС, исследователи проанализировали те проекты, в основе которых лежали сопоставимость и синхронизация образовательных программ двух и более вузов. Это, в частности, подразумевает совместную разработку учебного плана и изучение части программы студентами в партнерском университете. Причем продолжительность пребывания должна быть сопоставимой с обучением в родном университете. Помимо этого, такого рода проекты предполагают и преподавательский обмен, когда в рамках разработанной совместной программы преподаватели из вузов-партнеров работают в обоих университетах и входят в состав общей приемной комиссии. И, конечно, выпускники такой программы получают либо по диплому от каждого университета, либо один совместный.

В Европе программы двойных дипломов давно уже стали основной тенденцией образовательной политики, одним из ее приоритетов. В России же в истории развития этих программ можно выделить три этапа. В 1990-е гг. в ответ на новые запросы рынка появляются первые пробные программы двойных дипломов. В начале 2000-х гг. наша страна присоединяется к Болонскому процессу: территория распространения программ двойных дипломов расширяется, появляются межгосударственные проекты. Сейчас начинается новый этап. В ближайшие годы, полагают исследователи, разработка подобных программ в России будет набирать обороты.

Впрочем, о нынешнем положении дел лучше всего говорят цифры. Проведенное исследование показало: на сегодняшний день можно с известной долей уверенности говорить о наличии 239 программ двойных дипломов в 74 университетах России. Значительная их часть приходится на такие специальности, как управление и экономика (45%) и инженерные (35%). Далее идут гуманитарные науки (14%) и естественно-научное направление (около 6%). При этом большая часть программ двойных дипломов, а именно 65%, разработана для магистратуры. На долю бакалавриата и аспирантуры приходится 20 и 6% соответственно.

По количеству заключенных соглашений о реализации программ двойных дипломов безусловное лидерство держат французские вузы. На их долю приходится 89 программ, или около 37% от общего числа. Это превышает результат ближайшего «конкурента» – Германии – более чем в полтора раза (53 программы и 22%). Великобритания с 40 программами (17%) занимает третье место. Активны и вузы Финляндии: 22 программы двойных дипломов, что дает им 9% и четвертое место. В основном сотрудничество ведется с учебными заведениями на Северо-Западе России.

Что же побуждает вузы разрабатывать программы двойных дипломов? Более 70% вузов ответили, что главным движущим мотивом стала конкурентоспособность студентов. Плюс интернационализация высшего образования сегодня – необходимое условие развития университета.

Среди основных трудностей, с которыми приходится сталкиваться, университеты называют отсутствие опыта налаживания подобного сотрудничества, недостаточное знание иностранного языка российскими преподавателями и студентами, а также проблемы законодательного характера.

Экспертная группа выработала целый ряд рекомендаций по результатам проведенного анализа. Так, исследователи предложили внести в новый проект закона об образовании понятия «программы двойного диплома» и «программы совместного диплома». Они рекомендовали разработать целый комплекс нормативных и методических материалов по данной тематике. Было также предложено проводить ежегодную конференцию по вопросам создания общего пространства ЕС – Россия в области высшего образования. Конечно же, на ней будут обсуждаться программы двойных дипломов. По мнению экспертов, при отборе заявок на получение финансирования в рамках программ ЕС «Tempus» и «Erasmus Mundus Партнерство» предпочтение должно отдаваться проектам по разработке и внедрению программ двойных дипломов.