ДонНТУ   Портал магистров

Содержание


Введение
1. Теоретические основы развития жилищно-коммунального хозяйства Украины
2. Развитие методических положений по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
3. Методические рекомендации по усовершенствованию развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Выводы
Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Жилищно-коммунальное хозяйство - один из важнейших и наиболее проблемных секторов экономики. Оно определяет формирование базовых условий жизни населения, которые влияют на процесс социально-экономического развития страны в целом. В Украине реформа ЖКХ осуществляется давно. Рыночные преобразования коснулись многих аспектов его функционирования, однако не стали фактором роста качества жилищно-коммунального обслуживания населения и улучшения условий проживания.
Множество проблем, связанных с реформированием жилищно-коммунального хозяйства, требуют более глубокого научного переосмысления концептуальных основ реализации этого процесса с целью корректировки курса и направления его на обеспечение результативности и социальной эффективности будущих реформ.
Исследования, связанные с указанной выше проблемой, нашли отражение в многочисленных научных трудах ведущих ученых-современников, среди которых следует выделить: Адамова Б.И., Данилишина Б.М., Долголеву А.В., Дорофиенко В.В., Запатрину И.В., Куценко В.И., Легу Ю.Г., Осипенко И.Н., Хобту В.М., Чечетову Н.Ф. и другие. Их разработки на протяжении многих лет стали основой для корректировки курса реформ в жилищно-коммунальной сфере. Вместе с тем без внесения системных изменений в реформирование жилищно-коммунального хозяйства на законодательном уровне обеспечить их высокую результативность не удается.
Целью исследования является углубление теоретико-методических основ и разработка мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать состояние и проблемы жилищно-коммунального хозяйства Украины;
- рассмотреть перспективы процессов реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства;
- провести анализ особенностей управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;
- разработать методические рекомендации по совершенствованию развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Объектом исследования являются процессы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства.
Предметом работы является теоретико-методические основы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Украины.
Методы исследования. В основу методологии исследования положены фундаментальные положения и принципы развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, научные труды и методические разработки ведущих отечественных и зарубежных ученых в области жилищно-коммунального хозяйства. В процессе работы были использованы следующие методы: индукции и дедукции (при определении «жилищно-коммунальное хозяйство»), анализа и синтеза, классификации, графический (для наглядного изображения результатов исследования жилищно-коммунального хозяйства в Украине); подходы: информационный (анализ источников информации ), системный принцип взаимосвязи с внешней средой, исследования ЖКХ как сложной целостно-экономической системы (в обосновании понятий), процессный подход.
Практическое значение полученных результатов заключается в разработке научно-прикладных положений, позволяющих сформировать эффективные организационно-экономические, институциональные и инновационные механизмы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в экономике Украины.
Апробация результатов работы. Основные идеи, положения, предложения прошли апробацию на 3 международных, всеукраинских научных и научно-практических конференциях, среди которых: V Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Экономика XXI века» (22 апреля 2011, г. Донецк, ДонНТУ), Всеукраинская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Современные проблемы управления инвестиционной и инновационной деятельностью» (22-23 марта 2012 года, г. Донецк, ДонНТУ), Всеукраинская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Современные проблемы управления инвестиционной и инновационной деятельностью» (28-29 марта 2013 года, г. Донецк, ДонНТУ).


1. Теоретические основы развития жилищно-коммунального хозяйства Украины

В первом разделе обобщены теоретические подходы к изучению сущности жилищно-коммунального хозяйства, проведен анализ состояния и перспектив развития ЖКХ, раскрыта сущность и особенности управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, представлена законодательная и нормативная база функционирования предприятий.
Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства Украины уже на протяжении десятилетий является объектом пристального внимания как со стороны политиков, так и ученых. Однако жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в Украине реформируется крайне медленно, проблемы в отрасли не перестают быть острыми, отрасль остается в критическом состоянии, качество услуг неудовлетворительное.
Следует отметить факторы, влияющие на развитие жилищно-коммунального хозяйства: увеличение инвестиционной привлекательности комплекса, внедрение инновационных технологий в процессы производства и обслуживания, повышение уровня использования имеющихся ресурсов; модернизация объектов жилой и коммунальной инфраструктуры; регулирование тарифов на услуги ЖКХ и определение порогов их роста; адресная поддержка малообеспеченных слоев населения, повышение уровня обслуживания населения.
Дефицит инвестиций в отрасль приводит к высокому уровню износа объектов коммунальной инфраструктуры, последствиями этого являются огромные потери в коммунальных сетях. Такую ситуацию может исправить Программа развития ЖКХ на 2011-2014 гг., согласно которой общий объем инвестиций в ЖКХ составляет 23,365 млрд. грн. Реализация этой программы позволит провести комплексную модернизацию и переоснащение предприятий ЖКХ с целью уменьшения ресурсопотребления, обеспечить постепенный вывод из эксплуатации аварийных жилых домов, завершить укомплектование многоквартирных домов домовыми приборами учета тепла, холодной и горячей воды, обеспечить прозрачность в формировании тарифной и ценовой политики на жилищно- коммунальные услуги (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Схема функционирования и государственного регулирования коммунальных услуг

(Анимация: объем – 14,6 КБ; размер 640х370; количество кадров – 5; задержка между кадрами – 0,2 с; повторение циклично)

Не менее важной проблемой ЖКХ является регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги и определение порогов их роста. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги является одной из основных проблем ЖКХ, при этом ежегодный их рост выше темпов роста доходов населения, что приводит к увеличению дебиторской задолженности ЖКХ. В этой ситуации необходима социальная поддержка малообеспеченных семей. Субсидии на оплату жилья в январе-ноябре 2011 года получило 1720,9 тыс. семей на сумму 257,6 млн. грн., что по сравнению с соответствующим периодом 2010 года больше на 23,7%. Число семей, требующих начисления субсидий растет. Это свидетельствует, что все больше потребителей не способны оплачивать услуги ЖКХ.
Во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 27.06.03 № 976 "Об утверждении Порядка погашения реструктуризированной задолженности и внесения текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги" в январе-октябре 2012 г. с населением было заключено 55,3 тыс. договоров о погашении реструктуризированной задолженности. Общая сумма, на которую были заключены договоры в части погашения реструктуризированной задолженности, составила 150,7 млн.грн., а сумма внесенных платежей с учетом долгосрочных договоров составила 134,6 млн.грн. С начала действия постановления по погашению реструктуризированной задолженности (июль 2003 года) и по настоящее время было заключено 3145,7 тыс. договоров на сумму 2723,2 млн.грн. Сумма внесенных платежей составила 1910,7 млн. грн. (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Задолженность населения

(Анимация: объем – 11,4 КБ; размер 592х456; количество кадров – 13; задержка между кадрами – 0,2 с; повторение циклично)

Таким образом, основной проблемой ЖКХ является низкая инвестиционная привлекательность, которая обусловлена рядом проблем функционирования комплекса. Их решение возможно только при условии, что система мер, применяемых на различных уровнях управления, будет разрабатываться с учетом принципа согласования интересов государства, муниципальных органов власти, бизнес-структур и населения региона.


2. Развитие методических положений по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Второй раздел посвящен теоретическим положениям необходимости реформирования жилищно-коммунального хозяйства и реформирования на инновационной основе. Реформа жилищно-коммунального хозяйства - это система сбалансированных отношений между поставщиками коммунальных услуг и потребителями. Ее цель - улучшить качество услуг для населения согласно соответствующим экономическим обоснованиям уплаты платежей, обусловленные организацией и функционированием жилищно-коммунального хозяйства. Решением всех накопившихся проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве является полное реформирование отрасли. Направления реформирования:
развитие государственного регулирования деятельности естественных монополий на рынке коммунальных услуг;
формирование государственной жилищной политики;
совершенствование системы финансирования ЖКХ, оплаты жилья и коммунальных услуг и системы социальной защиты населения, осуществление эффективной тарифной политики;
демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг;
создание развитой конкурентной среды на рынке обслуживания жилья, в том числе внедрение комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда с привлечением инвесторов-застройщиков на конкурсной основе;
повышение эффективности использования энергоносителей и других ресурсов, радикального снижения энергоемкости производства, повышение энергоэффективности зданий, создание стимулов и условий для перехода экономики на рациональное использование и экономное расходование энергоресурсов;
совершенствование организационных структур управления в сфере ЖКХ;
техническое переоснащение жилищно-коммунального хозяйства, приближение к требованиям Европейского Союза показателей использования энергетических и материальных ресурсов на производство жилищно-коммунальных услуг.
Учитывая огромную социальную значимость жилищно-коммунальных услуг в обеспечении роста уровня и качества жизни населения, первоочередной задачей сегодня становится реформа и стабилизация развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) путем активизации как инновационной деятельности жилищно-коммунальных предприятий, так и системы ее финансового обеспечения.
Обновление производственной базы жилищно-коммунального хозяйства с учетом новых достижений научно-технического прогресса, внедрения инновационной модели развития отрасли называется одним из приоритетных направлений реформирования ЖКХ. Стимулирование технической и технологической модернизации жилищно-коммунального хозяйства является одной из целевых задач Программы экономических реформ Украины на 2010-2014 гг.


3. Методические рекомендации по усовершенствованию развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства

В третьем разделе обобщены обеспечение инвестиционной привлекательности, обоснование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сформулированы пути решения главных проблем жилищно-коммунального хозяйства. Проблема тарифной политики сейчас является предметом острых публичных разбирательств. В средствах массовой информации появляется много публикаций по росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги, недовольство жителей и недопустимость их дальнейшего увеличения.
Вместе с тем, специалисты ЖКХ доказывают, что действующие тарифы не покрывают всех затрат, необходимых для производства и предоставления населению соответствующих услуг. В улучшении инвестиционного климата в сфере жилищно-коммунального хозяйства закономерным следствием недостатка положительных сдвигов на базе ограниченности возможностей государственного и местных бюджетов по финансированию развития этой сферы является изношенность основных фондов субъектов жилищно-коммунального хозяйства, которая исключает безопасную работу сферы и подталкивает к постоянному возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Проблема разработки экономически обоснованных тарифов на услуги жилищно-коммунальных предприятий является одной из фундаментальных основ, которая обуславливает постоянное и надежное развитие отрасли. Планом деятельности комиссии на 2012 год предусмотрено усовершенствование нормативно-правовой базы тарифообразования в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода, в частности разработка соответствующих предложений к методикам. Кроме этого, разрабатываются концепции по внедрению блочных тарифов (дифференцированные ставки тарифа в зависимости от объема потребления воды), стимулирующей модели тарифообразования на коммунальные услуги и т.д.
Также запланирована разработка постановлений комиссии об утверждении правил осуществления централизованного водоснабжения и водоотведения, правила подключения к сетям централизованного водоснабжения и водоотвода; типового договора на поставку тепловой энергии (между владельцами и потребителями тепловой энергии), порядка доступа поставщиков тепловой энергии к тепловым сетям, правила присоединения к тепловым сетям и многие другие нормативные документы.
Что касается населения, то комиссия проводит подсчеты новых тарифов на экономически обоснованном уровне для этой категории потребителей и, до начала нового отопительного сезона будет иметь все необходимые расчеты по основным предприятиям, которые в целом дают до 80% воды и тепла. Состояние и перспективы развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства в значительной степени влияют на развитие других отраслей и экономики страны в целом. Поэтому программы и реформирования ЖКХ относятся к числу приоритетных в Украине на современном этапе.
От успешного решения указанных проблем в значительной степени будет зависеть обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли в ближайшей перспективе. Вопрос организационного обеспечения по совершенствованию управления жилищно-коммунальным хозяйством при планировании мероприятий приобретают особое значение. Это обусловлено спецификой отрасли и соблюдением непрерывности и ритмичности процессов. Удовлетворение потребностей населения региона в жилищно-коммунальных услугах необходимого количества и видов возможно лишь при обеспечении необходимыми производственными мощностями согласно рациональных норм.


Выводы

В работе исследованы теоретико-методические основы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Украины, анализ состояния и перспектив инновационной деятельности в коммунальной сфере. В результате сделаны следующие выводы. В работе раскрыта экономическая сущность ЖКХ - важная социальная отрасль, которая обеспечивает население необходимыми коммунальными услугами и существенно влияет на развитие экономических отношений в каждой территориальной общине.
Также был проведен анализ статистики данных состояния оплаты и погашения задолженности населением жилищно-коммунальных услуг, тарифов на квартплату, инновационного развития в сфере ЖКХ. Итак, в целом статистические данные свидетельствуют о несовершенстве системы социальной защиты населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, низкий уровень информированности населения, несогласованность норм законодательства и отсутствие в нем соответствующих норм по регулированию взаимоотношений потребителей и производителей жилищно-коммунальных услуг.
Решением всех накопившихся проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве является полное реформирование отрасли. Реформирование системы управления и структуры отрасли должно обеспечивать повышение роли органов местного самоуправления в обеспечении населения и других потребителей качественными услугами, а также повышение ответственности предприятий всех форм собственности, которые работают на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Реализация программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства позволяет существенно повысить социальную эффективность запланированных преобразований, обеспечить современный научно-технологический уровень проектирования и внедрения сложных проектов и программ в отдельных отраслях ЖКХ, обеспечить на этой основе повышение эффективности функционирования и восстановления жилищно-коммунальной инфраструктуры, дать толчок развития образования и науки в этой сфере, привлечь к реализации реформ национальные кадры.



Список использованной литературы

  1. Антонюк Л. Л. Регулювання та моделювання інноваційного розвитку регіону //Економіст. – 2007. – №9. – С.38-39.
  2. Башмаков И.В. Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги / И.В. Башмаков // Вопросы экономики. – 2004. – №4. –С.136-150.
  3. Бутко М. Пріоритетні напрями інноваційної діяльності // Економіка і регіон. –2008. – №3(18). – С.58-61.
  4. Волинський Г. Про деякі напрями реформування житлово-комунального господарства України / Г.Волинський // Економіка України. – 2009. – № 8. – С.78-84.
  5. Гайко Є. Проектне фінансування комунальної інфраструктури: світова практика / Є. Гайко // Економіка і прогнозування. – 2008. – № 1. – С.26-31.
  6. Гриневич Е.А. Проблемы обеспечения устойчивого развития и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Харькова / Е.А. Гриневич // Коммунальное хозяйство городов: Науч.-техн. сб. Вып.57. – К.: Техніка, 2004. – С.58-63.
  7. Державний комітет статистики України [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://www. ukrstat. gov. ua.
  8. Долінський А., Басок Б., Базєєв Є. Державна цільова програма (проект) модернізації комунальної теплоенергетики на 2010–2014 роки // Вісник НАН України. — 2009. — № 10. — С. 3–8.
  9. Закон України «Про загальнодержавну програму реформування і розвитку житлово-комунального господарства на 2009–2014 роки» від 11 червня 2009 року № 1511-VI //Відомості Верховної Ради України. — 2009. — № 47–48. — Ст. 720.
  10. Комунальний фронт [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http://www.kfront.org/
  11. Косянчук І. ЖКГ: підходи до реформування // Соціальний захист. - 2005. - № 8. - С. 21-23
  12. Куденко Г. Перспективи енергозбереження в житлово-комунальному господарстві України // Стратегічні пріоритети. - 2006. - № 1. - С. 144-149
  13. Максимова Л.П., Чижова Т.В. Перспективи розвитку житлово-комунального господарства України в умовах ринкової економіки // Таврійський науковий вісник: Зб. наук. праць ХДАУ. – Вип. 43. – Херсон: Айлант, 2006.– С. 232 – 239.
  14. Міністерство регіонального розвитку, будівництва та житлово-комунального господарства України [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http://minregion.gov.ua/
  15. Онищук Г. Економіка житлово-комунального господарства: нові підходи у формуванні цінової і тарифної політики // Економіка України. - 2001. - № 7. - С. 22-28
  16. Программа экономических реформ Украины на 2010-2014 гг. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://zn.ua/img/st_img/2010/800/all.doc.
  17. Про Загальнодержавну програму реформування і розвитку житлово-комунального господарства на 2004-2010 роки : Закон від 24 червня 2004 року № 1869 // Урядовий кур'єр. - 2004. - 17 серпня. - С. 11 ; Офіційний вісник України. - 2004. - № 30. - С. 16-40
  18. Про прискорення реформування житлово-комунального господарства : 19 жовтня 1999 року №1351/99 //Юридичний Вісник України. - 1999. - 3 листопада. - С. 14
  19. Регулювання розвитку житлово-комунального господарства міст і районів [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http:www.lib.ua-ru.net.
  20. Строкань Т.М. Розвиток конкурентних відносин у житлово-комунальному господарстві: Муніципальний і приватний сектори / Т. М. Строкань // Коммунальное хозяйство городов: Науч.-техн. сб. Вып.40. – К.: Техніка, 2002. – С.167-176.
  21. Строкань Т. Соціально-економічна оцінка територіальної організації житлово-комунального господарства в регіонах // Економіст. - 2002. - № 3. - С. 70-73
  22. Тищенко О.М. Реформування житлово-комунального господарства: теорія, практика, перспективи / О.М. Тищенко, М.О. Кизим, Т.П. Юр’єва, С.Ю. Юр’єва, І.В. Покуца. – Харків: ВД «ІНЖЕК», 2008. – 368 с.
  23. Україна комунальна [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http://jkg-portal.com.ua/

Примечание!
При написании данного автореферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2014 года. Полную версию автореферата и работы могут быть получены у автора или руководителя после указанной даты.