Назад в библиотеку

Причины формального внедрения СМК

Автор: Синтюк Э.С.
Источник: сайт Российской Академии Естествознания. Четвертая международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум».

Аннотация

Синтюк Э.С. Причины формального внедрения СМК. Рассмотрены причины, из–за которых руководству компаний не удается использовать элементы системы менеджмента качества эффективным способом.

Сегодня в России особенно остро стоит вопрос повышения конкурентоспособности организации. Для его решения современному руководителю необходим механизм обеспечения качества товаров и услуг. Многие руководители отечественных компаний с целью повышения конкурентоспособности и качества продукции пошли по пути внедрения систем менеджмента качества (СМК), широко применяемых на западе и оформленных в виде стандартов ИСО серии 9000. Однако, большинство проектов внедрения СМК закончилось либо неудачей, либо свелось к формальному получению сертификата соответствия требованиям стандарта ИСО 9001, что в итоге не привело к ожидаемым результатам.

Это обусловлено следующими причинами, из–за которых руководству компаний не удается использовать элементы СМК эффективным способом.

Внедрение СМК является сложным и длительным процессом, длящимся год и более. Внедрение СМК включает в себя: изучение стандартов ISO серии 9000, анализ деятельности всей компании, разработку регламентирующей документации, системы постановки целей и оценку их достижения, внедрение системы взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и процедур компании, проведения обучений, инструктажей и внутренних аудитов, и наконец — анализ деятельности компании ее руководством и планирование как деятельности компании, так и СМК. У каждой компании есть свои особенности, характеризующиеся такими факторами, как, вид бизнеса, организационная структура, численность персонала, состояние отрасли, место расположения, а также культура внутри самой организации. Большинство компаний не тратит время на изучение этих факторов, и таким образом, никогда полностью не использует уникальный потенциал своей компании и механизмов, заложенных в западную модель СМК. Хорошо спланированная работа по внедрению СМК все это учитывает и состоит из ряда этапов, позволяющих довести проект до успешного завершения.

Многие компании рассчитывают на высокую степень регламентации деятельности компании и на высокую дисциплину сотрудников относительно качества выполняемых работ и соблюдения разработанной регламентной базы, не уделяя должного внимания мотивации персонала, ориентированной на качество. Как правило, внедрение СМК сводится к формальному подписанию инструкций сотрудниками компаний и продолжению работы по старинке. Правильно подобранная система мотивации, ориентированная на качество продукции и услуг, одна из важнейших составляющих успеха мероприятий по внедрению системы менеджмента качества.

Модель оценки и управления деятельности компании строится основываясь на финансово–экономических показателях, таких как: прибыль, затраты, валовый доход, маржа, рентабельность. Хотя, в целом такой подход верен, он обладает существенным недостатком — отсутствие оперативности. Когда руководитель получает указанные показатели деятельности компании, работа уже выполнена. И вложенный в создание единицы продукции труд мог оказаться, как результативен, так и не результативен. Для настоящего успеха компания должна использовать для самоанализа такие показатели как: результативность процесса, и его ход; пригодность и адекватность СМК, удовлетворенность потребителя. Изучив показатели пригодности, адекватности, результативности и удовлетворенности потребителей вместе с финансовыми показателями руководство должно осуществлять оперативное управление и разрабатывать стратегию компании.

Проект внедрения СМК является сложным, длительным и дорогостоящим для Российских предприятий процессом, к которому привлекается большое число сотрудников. Результатом внедрения СМК является модель управления компании, описанная в политиках, инструкциях, руководствах и положениях.

В тоже время, СМК не является лекарством от проблем в организации, а всего лишь инструмент, воспользовавшись которым можно существенно улучшить позиции компании на рынке, также она предоставляет возможность улучшения экономических показателей путем сокращения затрат на анализ, проектирование, разработку, поставку и сервисное обслуживание продукции.

Список использованной литературы и электронных ресурсов:

1. ГОСТ Р ИСО 9001–2008 Система менеджмента качества. Требования — М.: Стандартинформ, 2008.
2. ГОСТ Р ИСО 9000–2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001.
3. Управление качеством : учебное пособие / Ю.Т. Шестопал [и др.]. — М. : Инфра–М, 2008. — 331 с.