Назад в библиотеку

Рефлексивный подход к управлению взаимоотношениями коммерческого банка с субъектами финансового рынка

Автор: Тузова О.А., Тарасова Е.А.
Источник: Проблемы управления производственно-экономической деятельностью субъектов хозайствования: Материалы VII международной научной конференции молодых ученых и студентов (18 апреля 2013 г., г. Донецк, ДонНТУ). – Донецк: ДонНТУ – 2013. – С. 143-146

Аннотация

Тузова О.А., Тарасова Е.А. Рефлексивный подход к управлению взаимоотношениями коммерческого банка с субъектами финансового рынка. Рассмотрены возможности применения рефлексивного подхода к управлению банковской деятельностью. Предложена концептуальная модель рефлексивного управления в банковской деятельности.

Актуальность

В настоящее время возникают определенные трудности во взаимоотношениях коммерческих банков с другими субъектами финансового рынка. Происходит изменение взглядов на построение отношений с контрагентами, что постепенно вытесняет традиционные управленческие подходы.

Так для обеспечения дополнительных конкурентных преимуществ на финансовом рынке перед банками стоит задача эффективного управления поведением субъектов финансового рынка, учитывая как объективные, так и субъективные факторы, которыми данные субъекты руководствуются при построении стратегий поведения на рынке. Решение указанной задачи обуславливает целесообразность применения рефлексивного подхода при организации взаимодействия с субъектами финансового рынка.

Принципы рефлексивного взаимодействия рассмотрены в трудах украинских, российских и зарубежных ученых, таких как Лепа Р.Н., Сергеева Л.Н., Таран Т.А., Крамер З.Х., Кайзер Т.Б., Шмидт С.Е., Дависон Дж.Е., Сорос Дж. и др. Исследованием вопросов рефлексивного управления человеческим поведением занимались Авилов А.В. [1], Лефевр В.А. [2], Новиков Д.А. и Чхартишвили А.Г. [3], Петрачкова Е.Л. [4].

Цель исследования

Рассмотреть возможности применения подходов рефлексивного управления в деятельности коммерческих банков.

Основная часть

Основными субъектами финансового рынка, с которыми банк взаимодействует в процессе своей деятельности являются банки и клиенты. Органы управления коммерческого банка вырабатывают управляющие воздействия исходя из целей управления, информации о клиентах, конкурентах и факторах, которые могут оказать влияние на достижение целей. Так банк формирует образы объектов управления и свой образ в этой системе, а также определяет факторы, влияющие на модели принятия решений данными объектами [4].

В рамках нашего исследования система рефлексивного управления деятельностью банка с позиции взаимодействия с субъектами финансового рынка представлена в след виде (рис. 1):

Рисунок 1. Система рефлексивного управления деятельностью коммерческого банка

Рисунок 1. Система рефлексивного управления деятельностью коммерческого банка

Посредством рефлексивных воздействий коммерческий банк имеет возможность косвенно управлять процессом принятия решений субъектами. Рефлексивное управление взаимоотношениями банка с субъектами финансового рынка может осуществляться в нескольких направлениях:

Учитывая рассмотренные возможности взаимодействия банка с другими субъектами рынка была разработана концептуальная модель рефлексивного управления в банковской деятельности (рис. 2).

Рисунок 2. Концептуальная модель рефлексивного управления в банковской деятельности

Рисунок 2. Концептуальная модель рефлексивного управления в банковской деятельности

Выводы

Таким образом, у коммерческих банков возникает необходимость в разработке и реализации соответствующих экономико-математических инструментов, обеспечивающих возможность применения рефлексивных управляющих воздействий в управлении взаимоотношениями с субъектами финансового рынка.

Список использованной литературы

1. Авилов А.В. Рефлексивное управление: методологические основания/ Авилов А.В. – М.: Изд-во ГУУ, 2003. – 202 с.
2. Лефевр В.А. Рефлексия/ Лефевр В.А. – М.: Когито-Центр, 2003. – 496 с.
3. Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Модели рефлексивного принятия решений // Проблемы управления. 2004. № 4. С. 62-70.
4. Петрачкова Е.Л. Рефлексивное управление механизмами формирования спроса на продукцию промышленных предприятий/ Петрачкова Е.Л. // Экономика промышленности. – 2006. - №4. – С. 165-172.