Назад в библиотеку

Аутсорсинг для развития бизнеса

Автор: Анохин А.М.
Источник:Российское атомное сообщество

Аннотация

Анохин А.М. Аутсорсинг для развития бизнеса

Рассмотрен вопрос перехода предприятий на аутсорсинг, каким образом они добиваются эффективности производств. .

Аутсорсинг (outsourcing) – это передача функций организации, не являющихся основными, внешним исполнителям (аутсорсерам, субподрядчикам, высококвалифицированным специалистам сторонней фирмы) .

В результате перехода на аутсорсинг предприятия добиваются эффективности производства за счет увеличения производительности труда по профильному направлению, снижения уровня издержек, сокращения срока производства продукции, освобождения менеджмента для развития других направлений.

Аутсорсинг позволяет:

  • уже на старте деятельности компании достичь необходимых компетенций;
  • расширить сферу деловых контактов;
  • добиться гибкости в расходах;
  • выйти на мировой рынок (в случае услуг зарубежных поставщиков);
  • совершенствовать управленческие навыки;
  • не совершать ошибок при приеме на работу постоянного персонала;
  • быстро менять направление своего развития (для небольших компаний).
  • Труд аутсорсера зачастую обходится дешевле, чем содержание штатного специалиста: ему не требуется предоставлять рабочее место, оплачивать больничные, отпуска и т.д. Сторонний специалист лично заинтересован в самообразовании, поскольку от степени его компетенции напрямую зависят количество клиентов-работодателей и заработок.

    Имеются преимущества и для аутсорсера – гибкий график и возможность больше заработать.

    Однако у аутсорсинга есть свои «минусы». Всегда есть опасность, что коммерческую тайну нанимателя, несмотря на тонкости договоров, могут открыть конкурентам. Иногда аутсорсеры идут на мошенничество.

    С другой стороны, аутсорсеру не принадлежат результаты работы. Договоры часто составляются таким образом, что клиент запрещает в дальнейшем использовать даже фрагменты наработок. Если договор составлен неправильно, клиент может отказаться оплатить работу под предлогом плохого качества, и доказать обратное очень сложно.

    При принятии решения об аутсорсинге предприятию, в первую очередь, необходимо выделить бизнес-процессы, которые можно передать сторонним организациям или специалистам. При этом оправданность передачи определяется возможностью снизить накладные расходы подразделений с неполной или сезонной загрузкой, производящих продукцию или услуги, которые можно купить на рынке по сопоставимой цене, или требующих 100% модернизации дорогого специализированного оборудования при условии существования на рынке предприятий, уже имеющих подобный налаженный бизнес.

    Традиционно на аутсорсинг передаются бизнес-процессы:

  • тесно связанные с производством, обеспечивающие его (энергетическое хозяйство, производство оснастки, организация транспортного обеспечения, ремонтных и других вспомогательных работ, логистика);
  • важные для развития бизнеса компаний, но требующие специального оборудования и соответствующей подготовки сотрудников, выполняющих эту работу (IT, маркетинг, реклама, бухгалтерские и юридические услуги, подбор и обучение персонала);
  • не требующие высокой квалификации, но занимающие много рабочего времени (ведение баз данных большого объема, неквалифицированный ручной труд на производстве, уборка помещений, курьерские услуги и т.д.).
  • Исследователи и практики отмечают :

  • на аутсорсинг следует передавать только какую-то конечную и фрагментированную услугу, «зрелые» процессы, вполне понятные по содержанию и объему;
  • функции, определяющие уникальный облик организации, критически важные, комплексные и технологически сложные процессы, а также разовые и эпизодические услуги нельзя передавать на аутсорсинг;/li>
  • чтобы передать процесс на аутсорсинг, нужно иметь возможность быстро предоставить знания о рынке, кроме того, нужно иметь сформировавшийся рынок IT-услуг и соответствующие предложения.
  • Вышедший в 2008 году отчет Deloitte об аутсорсинге показывает, что в 89% случаях применения аутсорсинга возвращаются 25% вложенных средств. Однако ключевые не финансовые выгоды до сих пор не оценены.

    64% участвующих в опросе отметили сокращение издержек, как основной мотив для заключения договора аутсорсинга. Вторая наиболее важная причина (56% опрошенных) состоит в том, чтобы получить доступ к техническому опыту. Другие стратегические цели были оценены намного ниже. Только 37% участвующих в опросе отметили, что основной причиной применения аутсорсинга было улучшение потребительской ценности компании, и только 27% надеялись получить конкурентное преимущество.

    Только 34% сообщили, что они получили важную выгоду от внедрения их провайдером инновационных идей или от преобразования бизнес-процессов. Дело в том, что аутсорсинг использовался в традиционной форме, компании и их руководство не понимали всех его потенциальных выгод. Питер Моллер, начальник отдела консалтинговой практики Deloitte, отметил, что истинный потенциал аутсорсинга не был реализован.

    Хотя 70% респондентов заявили, что они «удовлетворены» или «очень удовлетворены» внедрением аутсорсинга, отчет также показал существенные недостатки во взаимоотношениях между компаниями и аутсорсерами. Неудовлетворенные респонденты отметили нереализованные возможности, высокую стоимость, плохое качество коммуникаций, обслуживания и отчетов провайдеров

    39% опрошенных сообщили, что они прекратили, по крайней мере, один контракт и передали его другому поставщику услуг. 50% тех, кто ответил, что «неудовлетворен» или «очень неудовлетворен» контрактом, вообще отказались от аутсорсинга и вернули бизнес-процессы внутрь компании.

    Основной конфликт в отношениях «аутсорсер–компания» заключается в отсутствии понимания. 29% опрошенных видели проблему в недостаточной связи между компанией и провайдером, 24% указали на проблему с отчетностью, 23% – на недостаток плана коммуникаций, и 20% – на недостаточную прозрачность. С другой стороны, 70% поставщиков услуг отметили, что многие клиенты не способны ясно формулировать свои цели и потребности. Только 37% компании сформулировали и развили бизнес-стратегию для аутсорсинга.

    Аутсорсинг завоевал весьма широкое признание в той части мировой экономики, которая построена по западному принципу.

    Пионерами аутсорсинга в России стали частные охранные предприятия (ЧОПы), позволившие сотням фирм защитить свой бизнес более профессионально, чем несколько штатных охранников. Первые ЧОПы появились в начале 90-х годов, некоторые из них успешно существуют до сих пор, превратившись в достаточно крупные многопрофильные компании, специализирующиеся в сфере обеспечения физической охраны личности и объектов, коммерческой безопасности и технической защиты объектов.

    Эксперты отмечают, что развитию аутсорсинга в России мешают объективные обстоятельства:

  • бизнес российских предприятий не всегда образовывался, исходя из реальных экономических соображений, и часто организация производства не соответствовала рыночным экономическим принципам;
  • правовая среда и практика не позволяет с первых контактов устанавливать доверительные отношения со сторонними организациями;/li>
  • уровень развития поставщиков услуг аутсорсинга недостаточен, чтобы обеспечить требуемое предприятиям-заказчикам качество.
  • Тем не менее, сегодня в нашей стране имеются многочисленные примеры позитивной практики аутсорсинга.

    Так, «Лукойл» выделил свои буровые подразделения в самостоятельные компании «Лукойл-бурение». Предприятие «Ломо», занимающееся производством и реализацией оптико-механических и оптикоэлектронных приборов, отказалось от собственного производства печатных плат. «Ирбитский мотоциклетный завод» продал кузнечный и автоматный цеха, сосредоточившись на основном производстве. Компания «Август», производитель женской одежды под маркой OGGI, оставила за собой лишь разработку моделей, технологическую подготовку производства, закупку материалов и фурнитуры и продажу готовой одежды.

    ГУП МосНПО «Радон», несмотря на большое историческое наследие (предприятие существует с 1960 года), сложившиеся традиции и формы ведения бизнеса, достаточно широко практикует аутсорсинг. Для охраны режимного объекта и сопровождения спецтранспорта привлекается МВД России, для охраны офисных помещений на других объектах (более десяти), расположенных на различных территориях – частное охранное предприятие. Контракт со специализированным автотранспортным предприятием для осуществления грузопассажирских перевозок позволяет повысить безопасность транспортирования за счет использования новой и постоянно обновляемой техники. Имиджевыми вопросами занимаются издательская и дизайнерская компании. Ремонтом и обслуживанием оргтехники, компьютеров – компания, специализирующаяся в данной сфере. Эта же компания, являясь узкоспециализированной, постоянно консультирует специалистов «Радона» по вопросам закупки оборудования с учетом новшеств и их совместимости с уже существующим на предприятии оборудованием. Обслуживание бухгалтерской программы (совершенствование, внедрение новых элементов, обучение персонала, проверка правильности проведения документов) проводит консалтинговая компания. Для решения вопросов в области внедрения новых технологий и нестандартного оборудования привлекаются специализированные компании с необходимой компетентностью из соответствующих областей. Услуги по капитальному ремонту зданий и сооружений также выполняются специализированными фирмами.

    На аутсорсинг часто передается бухгалтерский учет. Появился спрос на аутсорсинг кадровых процессов (менеджмент трудовых ресурсов). Эта услуга может стоить компании даже дешевле, чем собственный специалист по кадрам, ее основными потребителями в России могут быть небольшие компании.

    Аутсорсинг медленно, но верно занимает свою нишу как одно из новых направлений менеджмента. Все большее количество компаний, даже имеющих историческое наследие внутри себя (идейное, техническое и т.п.), рассматривают использование аутсорсинга в своих бизнес-процессах.