Назад в библиотеку

О проблемах земельного и градостроительного кадастра на Украине

Автор: Д. Марковский
Описание: В статье приведено обсуждение презентации градостроительного кадастра Киева, описаны проблемы земельного и градостроительного кадастра на Украине.
Источник: http://www.gisa.ru/93697.html?from_email=Y

Киевская горгосадминистрация (КГГА) в 2013 г. планирует истратить на наполнение и ведение градостроительного кадастра Киева около 30 млн грн. Хотя данная система не основывается на реальных данных о состоянии земельных участков в Киеве, а, следовательно, бесполезна, это никого не смущает. Минрегионстрой планирует по матрице, созданной в Киеве, запустить такие же кадастры в широкое производство по всей стране.

Весьма занятная версия градостроительного кадастра Киева была представлена 7 февраля на совместной коллегии КГГА и Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ (Минрегионстроя).

Андрей Вавриш, начальник службы градостроительного кадастра при департаменте градостроительства и архитектуры КГГА на слайдах продемонстрировал, как действует некий программный продукт, содержащий различные данные об определенных территориях столицы, нанесенных на карту типа google maps и Яндекс–карт. Эти карты, естественно, не содержат информации о земельных участках, на которой, согласно требованиям законодательства и здравому смыслу, должен базироваться градостроительный кадастр. Значит, презентованная система, по сути, является просто электронной библиотекой.

Но глава Минрегионстроя Геннадий Темник, похоже, увиденным остался абсолютно удовлетворен. Во всяком случае, никаких вопросов к докладчику у него не возникло. А замминистра Дмитрий Исаенко даже поспешил заявить, что т.к. на сегодня киевский градостроительный кадастр единственный в Украине, то по его шаблону теперь и будут делаться все остальные градостроительные кадастры в стране.

Пиар–акция, дающая отмашку масштабному отмыванию бюджетных средств

Презентация градостроительного кадастра Киева была обставлена красочно и помпезно. Поначалу на большом экране проплывали: главная схема зонирования из генплана Киева 2002 г., автором которой является НИИ Дипромисто; более детализированная схема зонирования Печерского и Шевченковского районов столицы (только эти районы в свое время удосужились разработать и утвердить детальные планы территорий – ДПТ); шесть планировочных зон города, рекреационные и охранные зоны архитектурных памятников; и прочие банальности из упомянутых градостроительных документов.

Затем Вавриш перешел к более крупному масштабированию и показал, как в данной геоинформационной системе еще можно обнаружить водные объекты, зеленые зоны, конкретные строения с адресами, данные об обеспеченности определенных территорий Киева школами и больницами, плотности застройки отдельных участков. Правда, по его словам, информация о конкретных объектах в данном кадастре пока наложена на обозначенные в электронной карте территории двух небольших, не административных районов. Но – то ли еще будет! Ведь на этот кадастр списано пока что всего около 4 млн грн (по курсу НБУ – около 500 тыс. долл.), а он будет наполняться, данные будут актуализироваться и пр., и пр.

Наверное, чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, что указанные средства из столичного бюджета–2012 потрачены не зря, Вавриш дополнительно продемонстрировал, как красиво на слайдах выглядит один из слоев данного кадастра — 3D модель города. В завершение чиновник заявил, что разработанный под его руководством продукт имеет такое же значение для градостроительства и будущего электронного управления городскими ресурсами, как в свое время — появление антибиотиков для развития медицины. А уж в вопросе привлечения в развитие столичной инфраструктуры крупных инвестиций, по словам г–на Вавриша, сей кадастр — вообще бесценен! В общем, Вавриш – почти гений.

Гения поддержал и еще один выдающийся деятель современности — первый замглавы КГГА Александр Мазурчак. Дескать, сказал он, этот кадастр — такая полезная и эффективная штука, что сколько бы денег на ее разработку не пришлось в итоге потратить, это обязательно обернется в кратко– и среднесрочной перспективе отдачей в размере 1000–10000%!.

Не пел панегирики Вавришу только профильный замглавы КГГА Михаил Кучук. Он молчал с грустным лицом, видимо, предвкушая свое скорое увольнение и невозможность участия в прекрасной перспективе отдачи 10000%. По последним данным, вместо Кучука этими баснословными барышами будет распоряжаться Андрей Миргородский, дескать, уже ему, а не Вячеславу Непопу, обещано кресло замглавы КГГА по земельным вопросам.

Тем временем чиновники из КГГА и Минрегионстроя, которые, наверняка, рассчитывают поучаствовать в освоении гениальных наработок Вавриша, сообщили, что представленная геоинформационная система будет запущена в экспериментальном режиме. А в полноценном режиме градостроительный кадастр столицы заработает через полгода. Но только после того, как, по словам г–на Вавриша, на наполнение системы будет израсходовано около 30 млн грн.

Возможно, этой суммы даже хватит на создание зонинга для всего города, — расщедрившись, добавил чиновник.

И уж тогда инвесторы и архитекторы, как объяснил главный разработчик электронного чуда, смогут в одном месте максимально быстро получать всю необходимую им информацию о состоянии определенных территорий. А это, надо полагать, и является залогом получения через год–два от 300 млн грн до 3 млрд грн дополнительных поступлений в столичный горбюджет из–за бешеного притока инвестиций. Во всяком случае, именно так все это преподносилось в ходе презентации псевдокадастра от Главархитектуры КГГА.

Полезно только для чиновников

Но есть нюанс: для получения важной для ускорения притока инвестиций информации и инвесторам и архитекторам придется заказывать у службы градостроительного кадастра КГГА платную кадастровую справку. На сайте в открытом доступе будут выложены только несколько незначительных слоев информации градостроительного кадастра, но зато будет работать кнопка заказа кадастровой справки через Интернет — во как!

Сколько будет стоить такая кадастровая справка, Вавриш не уточнил. Но именно наличие этой справки за деньги дает более чем весомое основание предположить: даже продажа этих справок может стать главным источником поступления инвестиций — те самые 1000 –10000%, о которых говорил г–н Мазурчак.

И плевать, что градостроительного кадастра, по сути то, и нет. Согласно ст. 22 закона О регулировании градостроительной деятельности, градостроительный кадастр должен вестись исключительно с учетом данных государственного земельного кадастра (ГЗК). В этой же статье закона сказано, что порядок ведения и структура градостроительного кадастра определяются Кабмином. Кабмин своим постановлением № 559 от 25.06.2011 такой порядок утвердил. В утвержденном этим постановлением Положении о градостроительном кадастре также идет речь о том, что этот кадастр должен вестись, опираясь на данные о земле.

Но, заглянув в градостроительный кадастр киевского производства, бизнесмен не увидит никаких земельных участков. Их там нет, т.к. за основу земельный слой для создания этой системы никто не брал.· Этому есть простое объяснение — то, что с начала года выложено в открытый доступ на сайте Госземагенства — вовсе· не полноценный государственный земельный кадастр (ГЗК). Этот продукт сделан с грубейшими нарушениями технических регламентов и требований к геодезической и картографической продукции, и содержит данные лишь о незначительной части всех землеотводов на территории страны.

Эту печальную оплошность, за которую государство с этого года начинает возвращать Мировому банку почти 200 млн долл. заемных средств плюс проценты, глава Госземагентства Сергей Тимченко объясняет с простотой, достойной пера баснописца. У нас 20 лет, мол, землеустройство в Украине велось в разных системах координат, в разных системах масштабирования, с нарушениями привязок — и потому так трудно все свести к единому знаменателю. Дескать, будем дорабатывать, дополнять и пр., и пр. Заниматься всем этим, по всей видимости, собираются годами. Но это, конечно, совсем другая история.

С другой стороны более–менее точный и сведенный к единой системе координат земельный кадастр в Украине есть у Киевзема. Это если не брать во внимание окраины столицы, где при отсутствии утвержденных границ города, земельные файлы так же, как и в официальном ГЗК им. Сергея Тимченко, вовсю конфликтуют с файлами землеотводов, формировавшимися земельщиками окружающих столицу админединиц. Но и кадастр Киевзема Вавриш за основу при разработке градостроительного кадастра тоже не брал, поскольку данный кадастр – уже не легитимен.

Т.е., выходит, что земельного кадастра у нас нет, а градостроительный кадастр уже есть. Вот такая парадоксальная ситуация. Так зачем же спрашивается потенциальному инвестору заказывать в службе градостроительного кадастра при КГГА кадастровую справку?

По сути, градостроительная справка, паспорт объекта и прочая ересь, выданная на основании запроса на получение информации из столичного градостроительного кадастра, инвестору,· конечно, не нужны. Условия и ограничения на проектирование любого объекта бизнесмен все равно сможет получить, лишь после того, как отведет себе земельный участок. А земельщики, хоть из Киевзема, хоть из Госземагентства, смогут сформировать ему сегодня проект землеотвода, опираясь только на свою базу данных и систему координат, а вовсе не на градостроительную документацию, к этой системе никак не привязанную.

И даже если кто–то купит у Вавриша кадастровую справку, согласно которой на некоем участке можно нечто построить, у земельщиков будет готов ответ: Прости, дорогой, давай, до свидания! Участочек уже в аренде, понимаешь? Не забирать же его. Но можем предложить другой. Инвестор, возможно, берет у земельщиков справочку о другом участке, снова идет к Вавришу. А ему тут в ответ: Ай–яй–яй! А тут строить нельзя! Может, давай тебе еще справочку?.

Т.е., введения в действие градостроительного кадастра от Главархитектуры КГГА приведет лишь к новому витку столь любимого бюрократами кругообращения бумаги. К круговерти, в которой нет ни смысла, ни инвестиционной привлекательности.

Но есть нюанс. Как пояснил автору этого текста источник в Минрегионстрое, платить за ненужные кадастровые справки бизнесменам все равно придется. Эту бумажку просто вскоре начнет у них требовать государственная архитектурно–строительная инспекция (ГАСК), чтобы легализовать любое строительство и введение законченного объекта в эксплуатацию. Т.е. впоследствии без наличия платной справки от службы градостроительного кадастра оформить в Госреестре право собственности на любое строение будет не возможно. Такая вот схема.

Здравый смысл и бюджетные деньги

И никто – никто! – даже не заикнулся о том, что в странах с нормальным управлением и нормальной экономикой градостроительный кадастр работает не так, и не для того, чтобы выдавать платные справки.

К примеру, в большинстве стран ЕС, бизнесмен, заглянув в градостроительный кадастр, может увидеть, что и где на каждом конкретном земельном участке находится, и какие регламенты для возможного использования свободной от построек земли на этом участке действуют. Далее, распечатав эти данные, коммерсант формирует бизнес–идею, идет с ней к проектировщикам, и те оформляют намерения в виде концепции будущего проекта. Эту заявку бизнесмен несет в градостроительное управление муниципалитета, где ее проверяют на предмет соответствия данным градостроительного кадастра, и, не найдя несоответствий, сразу же подписывают. Внося при этом в файл данного земельного участка в градостроительном кадастре информацию о том, что подана заявка на реализацию в этом месте определенного проекта. Остается лишь пойти в другой отдел муниципалитета и подписать договор о выкупе или аренде земельного участка под обязательство построить на нем конкретный объект и уплатить за право строительства паевые взносы в развитие инженерно–транспортной инфраструктуры.

Всё! Проект запущен, город получил деньги и перспективный проект, не нарушив при этом логики своего развития. Но это потому, что у них за основу создания градостроительных кадастров априори берутся земельные кадастры, работающие в режиме привязки к вынесенным в натуру участкам к актуальной геодезической подоснове. Ведь там иначе система просто не работает.

У нас же Андрей Вавриш просто наложил на примитивные электронные карты данные из различной градостроительной документации, не содержащие информации о землеотводах и не имеющие актуализированной геодезической подосновы. Поэтому, по мнению большинства архитекторов и земельщиков, созданный им продукт — просто электронная библиотека, в которую можно вносить любые данные, чтобы при необходимости не рыскать по сотням баз в поисках нужно информации, а иметь ее под рукой, например, для ведения статистики или расчета каких–либо плановых экономических показателей.

Если опираться на европейский опыт или просто на здравый смысл, то, на основе полноценного ГЗК нужно делать всю градостроительную документацию в стране. Только тогда она будет выполнять возложенные на нее функции сдерживания хаотической застройки. Следовательно, надо, как ни крути, дождаться момента, когда Государственный земельный кадастр, а не его чахлый симулякр, все же появится.

Для создания же ГЗК, в свою очередь, необходимо размежевать все земли на земли государственной и коммунальной форм собственности – хотя бы в границах населенных пунктов, чтобы запустить работу над градостроительными кадастрами. Кстати, таким разделением земель по праву собственности у нас никто не занимается и, похоже, даже не собирается этим заниматься.

И только после всех этих процедур есть смысл делать зонинг — утверждать систему градостроительных ограничений для каждого конкретного земельного участка,· внедрять этот функционально слой в градостроительный кадастр, опирающийся, напомним, в своей основе на земельный слой. Да, плясать надо от земли–матушки – иначе никак. Не висят города в воздухе, как этого может и хотелось бы многим чиновникам, но на земле стоят.

Но у нас уже процесс пошел полным ходом. И ладно Вавриш впереди планеты всей. Замминистра Исаенко объявил презентованное в министерстве 7.02.2013 электронное недоразумение шаблоном градостроительного кадастра для всей страны. А министр Темник согласно склонил голову. В Минрегионе не понимают сути кадастра и алгоритма его создания? Или не знают, что за последние 20 лет в нашей стране землеустройство и градостроительство стали двумя параллельными и часто конфликтующими реальностями, живущие каждая по своим законам, и землеотвод в итоге все равно оказывается важнее любого градостроительного обоснования?

На самом деле в профильном министерстве прекрасно понимают (может быть, конечно, кроме нового министра Геннадия Темника), что в сегодняшней ситуации бюджетные деньги на любые градостроительные забавы — разработку ДТП, зонинга, и местных градостроительных кадастров — будут потрачены впустую. Ведь, все созданное рано или поздно придется делать заново. А эффект от освоения бюджетных средств, выделяемых на разработку градостроительной документации, включая уже и кадастры, получат только хитрые чиновники, умеющие списывать эти средства на заказ работ у ряда государственных проектных институтов, являющихся из–за наличия лицензии на разработку градостроительной документации монополистами на рынке.

А потратить бюджетные деньги на новое перспективное направление профильным чиновникам очень хочется. Тут то, и пришлись, кстати, наработки столицы, где умеют заниматься такими махинациями с особым изыском и отдачей.

Вложения и отдача

По словам архитекторов, в основе презентованного Вавришем псевдокадастра Киева лежит слегка измененная программа ArcGIS, лицензионная версия которой стоит около 20 тыс. долл., или около 160 тыс. грн. То есть – в 25 раз меньше, чем 4 млн грн. Вряд ли намного дороже, чем те же 20 тыс. долл. стоят и сервера, на которых должна храниться вся оцифрованная информация.

Для наполнения же ячеек этой базы данных были взяты карты старого генплана Киева и двух ДПТ, за которые давно уплачены бюджетные деньги, а также некоторая статистическая информация, имеющаяся в распоряжении других управлений КГГА. Т.е., все исходники были получены бесплатно, и, наверняка, нанесены на примитивную электронную карту силами 25 сотрудников, находящихся в подчинении Вавриша. Разумеется, никаких премий эти чиновники за свой труд не получили – есть же зарплата, которую, им выплачивает Киев.

В итоге себестоимость создания градостроительного кадастра Киева на самом деле выходит настолько низкой, что при освоении на эти цели, к примеру, 34 млн грн, в 1000–10000% отдачу, о которой с таким упоением говорили г–да Вавриш и Мазурчак, верится с легкостью. Но, естественно, речь идет именно об отдаче для чиновников, которые будут сидеть на бюджетных потоках под создание градостроительных кадастров по шаблону Киева и продаже кадастровых справок, а вовсе не об интересах горбюджетов.