Назад в библиотеку

О порядке выкупа земли

Источник: http://sev.gov.ua/

В конце 2007 года и в 2008 году, в целях более эффективного применения рыночных отно¬шений в системе землепользования, внесены значительные изменения в земельное законодательство Украины, направленные на пополнение бюджетов местного и государственного уровня. В основном это коснулось субъектов хозяйственной деятельности, желающих приобрести право собственности или аренды на свободные от строений и сооружений земельные участки государственной или коммунальной собственности. Предоставление таких участков осуществляется теперь по результатам проведения земельных торгов (аукционов).

Однако, земельные участки, которые были ранее предоставлены в пользование и на которых расположены существующие капитальные строения и сооружения, находящиеся в собственности граждан Украины и субъектов хозяйственной деятельности, могут быть выкуплены в собственность без проведения аукциона и без дополнительных затрат на подготовку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Правовой основой для выкупа земельных участков несельскохозяйственного назначения субъектами предпринимательской деятельности является Конституция Украины как акт наивысшей юридической силы, которая гарантирует юридическим и физическим лицам право собственности на землю, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком в порядке, предусмотренном законами Украины.

Законность и реализация права собственности на землю юридическими лицами базируется на ст. 8 Конституции Украины, в соответствии с которой нормы Конституции являются нормами прямого действия в отношении защиты гарантированных законом наивысшей юридической силы прав юридических лиц на землю. Юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки, которые разрешается приватизировать для осуществления предпринимательской деятельности, в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

Объектами права собственности на землю юридических лиц могут быть лишь те земельные участки, которые не запрещены к передаче в частную или коллективную собственность в соответствии с ст. 84 Земельного кодекса Украины.

Земельные участки несельскохозяйственного использования, подлежащие продаже, должны соответствовать следующим требованиям:

- на земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся в собственности покупателя, который подал заявку на выкуп земельного участка;

- на земельный участок должны быть оформлены правоустанавливающие документы, которые предусмотрены соответствующими нормативными актами, - в случае, если объекты недвижимости на земельном участке принадлежат нескольким собственникам, земельный участок может быть включён в перечень участков, подлежащих продаже, только в случае наличия заявок на покупку земельного участка от всех собственников недвижимости пропорционально от площади собственной части в недвижимой собственности;

- на объекты недвижимой собственности, находящиеся на земельном участке, должны иметься документы, которые устанавливают право собственности покупателя.

Не допускаются к включению в перечень земельные участки, подлежащие продаже, если:

- заказчик на покупку земельного участка имеет в собственности строение (помещение) в виде нежилых помещений в жилых домах;

- собственность заказчика в виде недвижимости расположена в строении (сооружении), в котором расположены государственные или коммунальные службы, подразделения, учреждения, организации;

- земельные участки переданы для размещения зданий органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В настоящий момент граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность, с учетом требований Закона Украины от 16.09.2008г. №509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по содействию строительству», которым внесены изменения в Земельный кодекс Украины, подают заявление (ходатайство) в городской Совет. В заявлении (ходатайстве) отмечаются место расположения земельного участка, целевое назначение, размеры и площадь, а также согласие на заключение договора об оплате авансового взноса в счет оплаты цены земельного участка.

К заявлению (ходатайству) добавляются:

а) документ, удостоверяющий право пользования земельным участком (в случае его наличия), и документы, удостоверяющие право собственности на недвижимое имущество (здания и сооружения), расположенное на этом земельном участке;

б) копия учредительных документов для юридического лица, а для гражданина - копия документа, который удостоверяет лицо;

в) свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в случае продажи земельного участка субъекту предпринимательской деятельности;

Орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок рассматривает заявление (ходатайство) и принимает решение о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка (если такой проект отсутствует) или о проведении экспертной денежной оценки земельного участка или об отказе в продаже с указанием обоснованных причин отказа.

Основанием для отказа в продаже земельного участка являются:

- непредставление документов, необходимых для принятия решения о продаже такого земельного участка;

- выявление недостоверных сведений в предоставленных документах;

- если в отношении субъекта предпринимательской деятельности возбуждено дело о банкротстве или прекращении его деятельности;

- отказ от заключения договора об оплате авансового взноса в счет оплаты цены земельного участка.

Решение органа власти о продаже земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка, который подлежит нотариальному удостоверению. Документ об оплате или об уплате первого платежа (в случае продажи земельного участка с рассрочкой платежа), является основанием для выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок и его государственной регистрации.

Цена земельного участка определяется экспертной денежной оценкой, которая проводится организациями, имеющими соответствующую лицензию на выполнение этого вида работ, на заказ органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансирование работ по проведению экспертной денежной оценки земельного участка осуществляется за счет внесенного покупателем аванса, который не может быть больше, чем 20 процентов стоимости земельного участка, определенного по нормативной денежной оценке земельного участка.

Сумма авансового взноса засчитывается в цену продажи земельного участка. В случае отказа покупателя от заключения договора о купле-продаже земельного участка сумма авансового взноса не возвращается.

Расчеты за приобретение земельного участка могут осуществляться с рассрочкой платежа при согласии сторон, но не больше, чем на пять лет. Порядок осуществления расчетов с рассрочкой платежа определяется КМУ. Средства, полученные от продажи земельных участков государственной или коммунальной собственности, засчитываются органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с государственным и/или местным бюджетами в порядке, определенном законом.

Таким образом, приобретая в собственность земельные участки, предприниматели поддержат бюджет города в условиях экономического кризиса и выгодно вложат средства в покупку земли.