Назад в библиотеку

Когда заработает рынок земли в Украине?

Источник: http://banker.ua/

Вопрос продажи земель сельскохозяйственного назначения сегодня остро обсуждается в Украине. Это связано с рассмотрением в Верховной Раде законопроекта «О рынке земель», который 9 декабря был принят в первом чтении. Какие перспективы он дает для развития сельскохозяйственной отрасли? И готова ли она к формированию полноценного рынка земли? Эти вопросы обсуждались во время круглого стола, который по инициативе Проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «АгроИнвест» состоялся в Киеве 15 декабря. В нем приняли участие представители органов власти, лидеры отраслевых ассоциаций сельхозпроизводителей, украинские и иностранные эксперты.

По информации заместителя председателя Государственного земельного агентства Украины Николая Калюжного, уже вскоре после новогодних праздников страна может получить Закон «О рынке земель».

Между тем, пройдя апробацию в Верховной Раде, этот законопроект до сих пор остается едва ли не наиболее дискуссионным, требующим дополнительного обсуждения в обществе. Ведь на кону – слишком весомые вопросы: продажа земли сельскохозяйственного назначения, создание в Украине рынка земли и обеспечение защиты крестьян, которые вовлекаются в этот процесс, а вскоре должны стать его активными участниками.

Земельный вопрос, и это не единожды подчеркивали участники круглого стола, напрямую касается трети украинского населения. Именно столько украинских граждан проживает в сельской местности. Хотя опосредованное участие в земельной реформе вынуждены будут принять все жители нашей страны.

Заместитель руководителя Проекта USAID «АгроИнвест» Александр Калиберда объяснил, что аграрная политика в Украине все годы исполняла две функции, взаимно исключающие одна другую. Первая была сориентирована на налаживание высокоэффективного производства, а другая – на поддержание социальной составляющей через попытки снизить цены для потребителя. Поэтому все это время сельхозпродукция в Украине имела низкую цену и оставалась доступной для всех слоев населения: как для тех, у кого был низкий достаток, так и для тех, кто мог платить полную цену и в поддержке не нуждался. Но последнее обстоятельство едва ли не больше всего сдерживало развитие украинского АПК, которому постоянно не хватало денег.

Александр Калиберда подчеркнул: «Нельзя иметь две цели, противоречащие одна другой». Земельная реформа призвана развести производственную и социальную функции. Первой должны заниматься аграрии, а второй – государство.

Директор офиса экономического роста Миссии USAID в Украине Майкл Мартин внес сразу три предложения. Первое касается положений законопроекта о создании Государственного земельного банка, который должен содействовать операциям купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения. Майкл Мартин признал, что сама по себе задумка неплохая, поскольку этот банк должен был бы выдавать аграриям кредиты под очень низкие, значит, привлекательные процентные ставки, которые лишь на 3% будут превышать учетную ставку Национального банка. Наконец, это должно оживить рынок земли, «но нас беспокоит то, что это будет единственный банк, который сможет предоставлять кредиты по залог земли».

Майкл Мартин отметил, что государство владеет 10 млн. га земли сельскохозяйственного назначения. И вместе с тем около 7 млн. земельных участков находятся в частном владении. «У меня большие сомнения, что вообще существует какой-то банк (неважно, государственный или частный), который сможет удовлетворить все потребности в предоставлении финансовых услуг для организаций и поддержки купли-продажи земли».

Следующее предложение Майкла Мартина касается коммерческих банков, которые будут предоставлять крестьянам кредиты для ведения сельскохозяйственного производства под залог земли. Согласно нынешней версии законопроекта «О рынке земель», в случае невозвращения этих займов коммерческие банки обязаны продавать полученные под залог земельные участки в течение шести месяцев. «Этот период является слишком коротким, и мы предлагаем его продлить до двух лет». Ведь операции, которые будут осуществляться в такой сжатый срок, могут разрушить как банковский бизнес, так и аграрный. Банки не будут иметь достаточной заинтересованности в предоставлении кредитов сельхозпроизводителям под залог земли.

Майкл Мартин признал, что законопроект «О рынке земель» ввел целый ряд механизмов, призванных упредить спекуляции земельными участками. «Такое стремление является вполне обоснованным и понятным. Но, признавая правильность намерений, мы считаем, что предложенную структуру налогообложения таких операций с земельными участками нужно пересмотреть».

Законопроектом предусмотрено, что если земельный участок покупается и продается в течение одного года, то продавец вынужден заплатить налог в размере 100% от нормативно-денежной стоимости земли. А если земля будет продаваться через 5 лет, то такой налог снижается до 60%. По замыслу разработчиков законопроекта, такая норма должна ограничить аппетиты тех, кто хочет нажиться на земельных операциях, сделать невозможными теневые схемы.

По убеждению генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы, законопроект «О рынке земель» не отвечает главной идее, которая провозглашалась ранее. В соответствии с ней, землей должен владеть тот, кто ее обрабатывает. Объяснение Владимира Лапы: законопроект не предоставляет права покупать землю юридическим лицам со стопроцентным украинским капиталом. «В последней редакции даже фермерские хозяйства убраны из этого законопроекта».

Второе, на чем заострил внимание Владимир Лапа, это – отстаивание интересов жителей сельской местности. «Многие из них всю жизнь отработали на земле в очень сложных условиях – без паспортов и без права выезда из этой местности. Потому право владения землей для них является определенным актом справедливости со стороны государства». Такие люди вправе надеяться, что их интересы в первую очередь будут учтены во время разворачивания рынка земли в Украине. По информации президента Украинской аграрной конфедерации Леонида Козаченко, в последнее время у фермеров значительно уменьшился радикализм. Если в начале 90-х годов они решительно выступали за рынок земли, то сегодня об этом говорят с опаской. Причина – в законопроекте «О рынке земель» они не увидели механизмов, способных обеспечить справедливое решение земельного вопроса.

Леонид Козаченко сказал, что не только фермеры настороженно воспринимают законопроект. В одинаковой степени это касается и тех сельхозпроизводителей, которые объединились в большие хозяйства, и даже агрохолдингов. Хоть некоторые специалисты, и среди них юрист Проекта USAID «Локальные инвестиции и национальная конкурентоспособность» Павел Кулинич, считают, что законопроект «О рынке земель», в первую очередь, писался под интересы именно агрохолдингов.

По информации Николая Калюжного, сославшегося на оценки украинских специалистов, в первый год после снятия земельного моратория будет продано 11% земель сельскохозяйственного назначения, или от 2,7 до 3 млн. га. Рынок будет заполнен предложениями, поэтому цена каждого гектара составит 4-5 тыс. гривен. И это притом, что существующая на сегодня нормативно-денежная оценка достигает 12 тыс. гривен за гектар. В дальнейшем количество ежегодно предлагаемых к продаже земель сократится до 100-200 тыс. га. «И ее цена будет зависеть от эффективности сельскохозяйственного рынка», - подчеркнул Николай Калюжный.

Александр Калиберда предложил законопроект «О рынке земель» рассматривать в контексте целостной аграрной политики. Лишь при таких условиях он будет работать эффективно и результативно. Участники круглого стола признали – если бы они чаще так встречались и обменивались мнениями, то законопроект «О рынке земель» содержал бы намного меньше проблемных вопросов, а доверие к нему было бы большим. Именно при таких подходах Украина способна обеспечить формирование прозрачного и предсказуемого рынка земель.