Назад в библиотеку

Благодаря вмешательству народного депутата Украины Олега Царева жителями села Орехово (Солонянский район) вернули в пользование их родной пруд

Автор: В.Пахотный
Источник: Общественная приемная народного депутата - http://tsarov.com.ua/blagodarya-vmeshatelstvu-narodnogo-deputata-ukrainy-olega-caryova-zhitelyam-sela-orexovo-solonyanskij-rajon-vernuli-v-polzovanie-ix-rodnoj-prud/

Конфликт вокруг местного пруда разгорелся в селе Орехово Солонянского района. Жители села своими руками создали этот водоём в 1952 году. Минуло полвека, ушла в историю советская страна, и уже в новом столетии у пруда вдруг объявился хозяин – причём, не в лице державы, а некого арендатора. С сельчанами он поначалу не ссорился, но через несколько лет, возомнив себя новоявленным помещиком, взалкал: потребовал, чтобы с каждой коровы на водопое люди платили ему по 10 гривен. Народ, конечно же, возмутился, и «барин» тогда совсем осерчал – запретил в пруду ловить рыбу, купаться. Дошло до того, что детям наёмные работники арендатора ломали удочки, а некие его знакомые стали охотиться возле пруда (это посреди села!) и даже, по словам сельчан, потехи ради гоняться со стрелковым оружием за «непослушными». Да вдобавок, ещё и цинично пообещали местным жителям, земельные участки которых выходят к воде: отберём у вас и землю, и дома.

За помощью сельчане обратились к народному депутату Украины Олегу Царёву, был направлен соответствующий депутатский запрос в прокуратуру Днепропетровской области, и вот что выяснилось.

Работники прокуратуры установили, что договор аренды пруда в селе Орехово истёк ещё в 2006 (!) году, 20 декабря. То есть, уже более четырёх с половиной лет аренды как таковой вообще не было, и человек, называвший себя арендатором, не имел ни юридических, ни моральных причин не пускать людей к воде. Как следствие, в результате запроса Олега Царёва уже предприняты меры по восстановлению прав сельчан: с виновного удержан вред за незаконное использование пруда (почти 7 тысяч гривен), прокуратура направила документы в суд, чтобы освободить пруд от такого горе-арендатора.

Из этого весьма показательного для других новоявленных помещиков случая возникает любопытный вывод. А именно: если бы арендатор пруда по-человечески относился к сельчанам, уважал их интересы и шёл навстречу их обычным каждодневным потребностям (выкупаться, напоить коров, порыбачить), никто бы так и не узнал о незаконности аренды водоёма. Хорошо это или плохо? С одной стороны, дружи арендатор с сельчанами – продолжалось бы нарушение Закона. С другой, такой компромисс всех вроде и устраивал бы…

Конфликт в Орехово, вспыхнувший до вмешательства Олега Царёва, стал ярким примером такого себе феодализма, вдруг возродившегося в нашей стране. И особенно отрадно, что народный депутат сумел помочь сельчанам в решении их проблемы, защитил их конституционные права. Земля Украины принадлежит народу Украины, и слова эти – совсем не пафосный лозунг. В нашем действующем законодательстве коренное отличие нынешней Украины от средневекового феодализма, права людей гарантирует Конституция нашей страны. Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Водного кодекса Украины, водные объекты являются исключительно собственностью народа и предоставляются только в пользование на правах аренды. И аренда не означает ущемление прав населения: водоём не является собственностью арендатора. Однако случай подобного выяснения отношений между арендатором и местным населением – не беспрецедентный.

Проблема превышения арендаторами водоёмов своих прав на Днепропетровщине поднималась неоднократно. Юристы моей общественной приёмной, правоохранительные органы и в дальнейшем будут выявлять и пресекать эти факты, – подчеркнул народный депутат Украины Олег Царёв. – Но надо заметить: одно дело, когда ребятня в жаркий день хочет выкупаться или отдыхающие на досуге сидят с удочкой на берегу, и совсем другое – когда рыбаки сетью перекрывают полпруда и буквально вычищают водоём от рыбы. Такие примеры также имеют место: для одних рыбалка – удовольствие, для других – заработок, и довольно солидный. И этим «представителям населения» мы ни помогать в защите их интересов, ни вообще в чём-либо содействовать не намерены.

Известно, кто водится в тихом омуте. Именно таким омутом не вчера стали сотни водоёмов нашего края, истинное положение дел на которых глубоко скрывается в мутной воде самоуправства. На одних прудах арендатор, который таковым порой даже не является, гоняет сельчан, на других рыбаки-браконьеры сетями выгребают сотни килограммов рыбы. В Орехово вопрос вроде бы решён, и что немаловажно – в пользу жителей села. Но сколько ещё таких «тихих омутов» на Приднепровье…

Если рыбак становится браконьером, игнорирующим правила лова рыбы – он нарушает Закон. Если арендатор возомнил себя помещиком, который делает с прудом всё, что хочет – он также нарушает Закон. И в том, и в другом случае за противоправные действия предусмотрена ответственность, и поверьте: раньше или позже, но она обязательно наступит, – добавил Олег Царёв.