Назад в библиотеку

Аренда водных объектов: плюсы и минусы существующего опыта

Авторы:В. Голян
Источник:Проблемы природопользования http://vgolian.com/arenda-vodnyx-obektov-plyusy-i-minusy-sushhestvuyushhego-opyta.html

Институциональные трансформации постепенно начали распространяться и в сфере водопользования. Одной из форм внедрения новой системы водохозяйственных отношений является аренда. В идеале она представляет собой эффективную форму использования водных объектов, поскольку предполагает сохранение данного актива в собственности государства или другого собственника, но при этом позволяет более эффективно использовать его с целью получения максимальной прибыли. К сожалению, в Украине ещё полностью не отработаны институциональные предпосылки внедрения арендных схем в системе водоснабжения и водоотведения, а также других видов водопользования.

Во многих случаях передача государственными администрациями водных объектов в аренду происходит без ведома местных граждан. Имеют место прецеденты, когда водный объект передают арендатору без согласования с областными управлениями мелиорации и водного хозяйства. Очень часто процесс передачи водных и водохозяйственных активов в аренду происходит без соответствующих конкурсов, что не позволяет найти эффективного арендатора, который будет заниматься разведением рыбы, вложением средств в укрепление берегов арендованных водоёмов, а также станет дисциплинированным плательщиком налогов в местные бюджеты.

Очень часто новоиспечённые арендаторы нарушают законодательство Украины относительно беспрепятственного купания местных граждан, спортивной и любительской рыбной ловли. Не всегда временные пользователи водных объектов возмещают крестьянам убытки, понесённые последними вследствие ограничений водопользования в связи с переходом водных объектов в аренду.

Существует практика, когда фермерам передаются во временное пользование земельные участки вокруг водного объекта и эта категория сельскохозяйственных производителей без соответствующих регламентаций начинает строительство гидротехнических сооружений и прудов для разведения рыбы. Передавая водные объекты в аренду, сельские и поселковые советы оправдывают это тем, что не имеют в бюджете необходимых средств на расчистку русла рек, а новые пользователи таких объектов обязуются это осуществлять. Не отработаны соответствующие механизмы институционального обеспечения передачи в аренду трансграничных водотоков, где углубление и расширение русла реки, укрепление берегов, строительство дамб требуют межгосударственного урегулирования.

Последние годы территориальные образования и органы местного самоуправления, представляющие их интересы, стремятся водные объекты, находящиеся в их управлении, передать в аренду и снять с себя обязательства относительно их воспроизводства и охраны, а именно создания прибережных защитных полос, что позволило бы обеспечить соответствующий режим хозяйственной деятельности и не разорять близлежащие территории.

Значительный общественный резонанс получили прецеденты передачи водных объектов в аренду в Луганской (Особова О. Хто не витримує перевірки власністю // Урядовий кур’єр. – 2011. – №77. – С. 7) и Одесской (Воронков В. Крапля води – на вагу золота // Голос України. – 2011. – №65. – С. 10) областях, где арендаторы не всегда придерживались существующих экологических регламентов использования природных водных объектов, ущемляли интересы местного населения относительно доступа к источникам питьевого водоснабжения и общего водопользования.

Несмотря на значительное количество негативных последствий передачи водных и водохозяйственных объектов в аренду, в частности, в городе Камянце-Подольском Хмельницкой области (Шпильова В. Доля Кам’янець-Подільських тепло- та водомереж знову під питанням // Голос України. – 2011. – №45. – С. 8), в Украине есть примеры, когда аренда позволила качественно модернизировать и обновить инфраструктуру водоснабжения крупных городов. В 2003 году решением городского совета коммунальное предприятие «Одессводоканал» было передано обществу с ограниченной ответственностью «Инфокс» на 49 лет в аренду. На начальных этапах существования договора аренды местное население скептически относилось к такому институциональному новшеству в системе городского водоснабжения и считало, что аренда – это скрытая продажа народного имущества, накрутка тарифов новыми хозяевами, ухудшение качества воды. Но в дальнейшем одесситы убедились, что одесский муниципалитет не ошибся в арендаторе. «Инфоксводоканал» за семь лет по программе «План реконструкции и развития водоснабжения и водоотведения города Одессы» вложил 432,3 млн грн в приведение водоканала к европейским стандартам. За счёт арендатора были реконструированы химбаклаборатория водоочистной станции «Днестр» и метрологическая лаборатория, а также 60 километров водопроводных и канализационных сетей, построены две канализационно-насосные станции, модернизировано электрооборудование, созданы системы резервного электроснабжения. Это позволило за семь лет перечислить в бюджет города 106,5 млн грн арендной платы, а годичная сумма платежей за землю составила 4,4 млн грн.

Предприятие принимает активное участие в решении проблемы Хаджибейского лимана. Во время паводков уровень воды в лимане возрастал к критическим оценкам. Для решения этой проблемы была построена насосная станция для переключения сброса стоков и в лиман, и в море. Пример с передачей городского водоканала в аренду показал, что арендные отношения – это отношения надёжных и добросовестных партнёров. От этого выиграли все: миллионная Одесса, города областного подчинения и само предприятие, получившее колоссальный опыт в управлении очень сложным коммунальным механизмом.

Важным моментом передачи водоканала в аренду стало то, что «Инфокс» снизил потери воды с 45 к 38 процентам. Это было достигнуто благодаря появлению под землёй новых пластиковых труб. Арендатор решил то, что не удавалось бывшим пользователям в предыдущие годы. А именно – 20 лет не покупалось новое оборудование для ликвидации аварийных ситуаций, не хватало хлора для обеззараживания питьевой воды, не проводилось перекладывание водопроводных и канализационных сетей.

Арендатор обеспечил круглосуточную подачу воды, что позволило в пять раз уменьшить количество аварийных течей – из 100 в сутки к 20-ти. Кроме того, круглосуточное водоснабжение повысило качество воды. Дело в том, что во время водоснабжения по графику в трубах застаивается так называемая «остаточная вода», и проходящие там химические процессы негативно влияют на оболочку трубы, а это приводит к низкому качеству воды. Круглосуточная же подача обеспечила проточность воды в трубах (Воронков В. Води – залийся, а спробуй напийся! // Голос України. – 2011. – №125. – С. 11).

Двадцать лет независимости показали, что ни государство, ни муниципалитеты не способны полноценно финансировать проекты модернизации объектов водохозяйственной инфраструктуры – в первую очередь, водопроводные и канализационные сети. Исходя из этого, необходимо создавать современную институциональную подоплёку для внедрения в систему водохозяйственных отношений арендных и концессионных схем, позволяющих сохранить право собственности государства и территориальных образований на системы водоснабжения и водоотведения, но при этом позволить их использование эффективно функционирующим субъектам хозяйственной деятельности.

Риски при этом очень большие. Это и возможное увеличение тарифов за услуги водоснабжения, это и вероятность потери местными органами самоуправления контроля над арендаторами водохозяйственных объектов, это и нецелевое рефинансирование прибыли вследствие использования водохозяйственного объекта, пребывающего в государственной или муниципальной собственности. В отношении аренды водоёмов, многие годы служивших жителям сельской местности источником питьевого и сельскохозяйственного водоснабжения и рыбной ловли, риски несовершенства институциональной среды внедрения арендных схем ещё выше.

В таких условиях необходимо внести существенные изменения в Водный кодекс Украины и в другие нормативно-правовые акты, чтобы институционализация аренды водных и водохозяйственных объектов служила эффективным источником роста финансовых поступлений в местные бюджеты и при этом не влияла на возможность получать приемлемые по ценовым параметрам водохозяйственные услуги большинством населения и доступность источников питьевого водоснабжения простым жителям соответствующих территориальных образований.