Структура управления организацией.

 

Автор: Рахманов С.О.

Источник: Сборник тезисов докладов научно-теоретической конференции молодых ученых и студентов «Менеджмент и маркетинг». Донецк – 2012 г.

 

 

Организационное построение компании, определяющее ее состав и систему подчинения в обшей иерархии управления, отражает те взаимосвязи, которые су­ществуют между ее подразделениями и работниками. На характер и избранную: разновидность организационной структуры оказывают влияние такие объектив­ные факторы и условия, как:

     – размеры производственной деятельности компании (крупная, средняя, мелкая)

     – производственный профиль компании (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей);

     – характер выпускаемой продукции и технология ее производства (продукция добывающих или обрабатывающих отраслей, массовое или серийное производство);

     – сфера деятельности компании (ориентация на местный, национальный или внешний рынок);

     – масштабы зарубежной деятельности и формы ее осуществления (наличие дочерних предприятий за границей - производственных, сбытовых и др.);

     – характер объединения фирмы (концерн, финансовая группа и др.).

Схема любой организации отражает состав отделов, секторов и других линей­ных и функциональных единиц. Однако такой фактор, как человеческое повеле­ние, нередко воздействует на эффективность функционирования структуры в большей мере, чем формальное распределение функции между подразделениями. С учетом этого под структурой управления следует понимать упорядоченную сово­купность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирова­ние и развитие организации как единого целого. Организационную структуру управ­ления можно определить также как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура пред­ставляет собой систему оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядок и формы взаимодействия между входя­щими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

В компаниях принято различать формальные и неформальные структуры. Формальными считаются структуры полномочий и функций, которые устанавливают­ся на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации.

Формальные структуры характеризуются определенной степенью стандартизации трудовых функций. Существуют исчерпывающие описания трудовых функций, множество организационных правил, четко определенные процедуры, охватывающие трудовой процесс в организации, где степень формализации высока. Чем выше стандартизация, тем меньший личный вклад в конечный результат труда должен вносить каждый работник. Степень формализации различна в тех или иных организациях. Неформальные структуры характеризуются тем, что взаимоотношения заранее директивно не устанавливаются и создаются при наличии ряда факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безопасность и др.

Приведем основные требования, которые предъявляются к структурам управления современных организаций:

     – отражение целей и задач организации, а следовательно, подчинение произ­водству, его потребностям и ориентации;

     – оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, создающее условия для творческого характера работы и обеспечи­вающее нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;

     – связь между формированием структуры управления (с определением полно­мочий и ответственности каждого работника) и органа управления (с установле­нием системы вертикальных и горизонтальных связей между работниками);

     – поддержание соответствия между функциями и обязанностями, с одной сто­роны, и полномочиями и ответственностью - с другой, нарушение которого при­водит к дисфункции системы управления в целом.

Организационное построение компании должно соответствовать социокуль­турной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения по поводу уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководите­лей. Это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успеш­но функционирующие в других социокультурных условиях, не гарантируют жела­емого результата.

 

Организационные структуры органов управления фирмы: общие понятия

     Список использованной литературы:

     1. Мильнер Б. З. Теория организации – М.: ИНФРА-М, 2000