Назад в библиотеку

Вспомогательные устройства установок

Автор:Ивановский И.Г.
Источник:Шахтные вентиляторы Учеб. пособие.— Владивосток: Изд–во ДВГТУ, 2003. – 196 с. илл. 86, табл. 7

Исполнительными устройствами систем переключения и реверсирования вентиляторных установок являются различного типа ляды с их приводом.

По конструкции ляды обычно подразделяют на падающие и поворачивающиеся вокруг своей оси с помощью канатов и самоходные.

Ляды с канатным приводом (рис.1, а) обычно представляют собой конструкцию, состоящую из полотна 4 прямоугольной формы, с закрепленной на одной из сторон подвеской 2 с шарнирами 3. Полотно ляды состоит из рамы, сваренной из прокатного металла, обшитой с одной или обеих сторон листовой сталью. Полотно опирается на раму 1, выполненную из металлопроката и заделанную в бетонные стены канала. Для улучшения герметичных свойств ляды и уменьшения подсосов через ляду по периметру примыкания полотна к раме закрепляется уплотнительное устройство. Уплотнительное устройство выполняется либо в виде обычной резиновой прокладки, либо применяется более сложная конструкция, показанная на рисунке. Такое устройство состоит из ленты толстой резины 6, закрепленной на внутреннем обводе рамы с выступающим в сторону полотна торцом. На полотне, кроме этого, закреплена полая, формованная тонкостенная резиновая лента 7, способная создавать упругое заполнение между полотном и торцом толстой резины.

Для обеспечения надежного контакта ляды с рамой в рабочем состоянии полотно ляды наклонено верхней частью к раме. Подъем ляды в положение открыто осуществляется с помощью канатов, прикрепленных к полотну рымом 8. Подъемные канаты ляды проходят через отклоняющий блок 11 и специальноеуплотнение в стене канала к барабанной лебедке 10. Для своевременной остановки лебедки при подъеме ляды предусмотрены концевые выключатели 12. При необходимости дополнительного усилия для опускания ляды в положение закрыто, предусматриваются лебедка и канат принудительного закрывания, закрепляемый на нижней стороне полотна. При этом дополнительно предусматривается система отклоняющих блоков и автоматика работы ляды.

Рис. 1. Конструкции ляд: а – ляда падающая, б – ляда самоходная; 1 – рама; 2 – подвесное устройство; 3 – шарнир; 4 – полотно ляды; 5
– крепежный элемент; 6 – полоса резины; 7 – полая резиновая прокладка; 8 – крепежный рым; 9 – канат; 10 – лебедка; 11 – блок; 12 – конечный
отключатель; 13 – ось ляды; 14 – подшипник; 15 – приводной вал; 16 –
шестерня привода; 17 – сектор; 18 – кронштейн крепления; 19 – изолирующая прокладка; 20 – рама привода; 21 – редуктор; 22 – двигатель.

Рис. 1. Конструкции ляд: а – ляда падающая, б – ляда самоходная; 1 – рама; 2 – подвесное устройство; 3 – шарнир; 4 – полотно ляды; 5 – крепежный элемент; 6 – полоса резины; 7 – полая резиновая прокладка; 8 – крепежный рым; 9 – канат; 10 – лебедка; 11 – блок; 12 – конечный отключатель; 13 – ось ляды; 14 – подшипник; 15 – приводной вал; 16 – шестерня привода; 17 – сектор; 18 – кронштейн крепления; 19 – изолирующая прокладка; 20 – рама привода; 21 – редуктор; 22 – двигатель

Преимущество падающих ляд – простота конструкции, недостаток – низкая надежность, обусловленная малой жесткостью конструкции, коррозией шарнирных устройств, канатов и блоков.

Ляды самоходные, в отличие от первых, выполняют с вертикальной осью шарниров и снабжают индивидуальным механическим приводом. Плотный контакт полотна ляды с рамой задается специальным рычажным или цевочным механизмом.

Основные детали самоходной ляды – сварная рама 1 из металлопроката; полотно 2, установленное на трубчатой оси 13, вращающейся в верхнем и нижнем подшипниках 14; приводной вал 15, закрепленный на вертикальном наружном торце ляды с шестернями 16, находящимися в зацеплении с секторами 17. Зубчатые (цевочные) сектора закреплены жестко на дне канала и верхнем его перекрытии с помощью креплений 18. Приводной вал передвигается по кольцевой щели в верхнем перекрытии. Уплотнение кольцевой щели обеспечивается сходящимися листами резины 19. Двигатель привода ляды с редуктором располагается на раме, укрепленной на оси ляды 13 над каналом. Уплотнение между рамой ляды и ее полотном выполнено по описанному выше принципу. Герметичность уплотнения обеспечивается прижатием полотна к раме приводным двигателем, отключающимся автоматически только после достижения необходимой величины усилия.

Самоходные ляды вентиляторной установки объединяются в общую схему управления и работают одновременно.

Лебедки. Конструкция падающих ляд предусматривает их подъем в верхнее положение, а иногда и в нижнее рабочее, с помощью барабанов специальных лебедок. Закрывание ляд производится под действием собственного веса при сматывании каната с барабана лебедки. Вентиляторные установки комплектуются лебедками ЛРУ–1–2М и ЛГРУ–10М с тяговым усилием соответственно 5 и 10 тс. Лебедки укомплектованы двухступенчатыми редукторами и двигателями в рудничном взрывобезопасном исполнении (РВ). Обе лебедки имеют защиту электродвигателей от перегрузки в виде фрикционных дисковых муфт, регулируемых по нагрузке, и оборудованы автоматическими тормозными системами. Лебедка ЛРУ–1–2М имеет ручной привод на случай отказа в системе управления или электропитания.

Глушители шума. Осевые вентиляторы, особенно быстроходные, при работе создают шум, превышающий общепринятые санитарные нормы. Снижение уровня шума до допустимыхпараметров на шахтных вентиляторных установках осуществляется установкой специальных устройств, называемых глушителями шума.

Глушители шума ставятся на выходе струи за диффузором и представляют собой камеру с продольными перегородками вдоль струи, они разделяют объем камеры на продольные секции. Перегородки выполняют из пористых, звукопоглощающих материалов. Обслуживание глушителей шума заключается в периодической очистке перегородок от пыли и мойке водой с добавлением ПАВов для восстановления их пористости. Следует иметь ввиду, что установка глушителей шума неминуемо вызывает потерю напора вентилятора, величина потери давления зависит от объема камеры глушителя шума, количества секций в камере и состояния перегородок.