ДонНТУ   Портал магистров ИГГ Кафедра ГиГ

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Введение

Земля принадлежит к числу крайне ограниченных, невозобновимых ресурсов, поэтому стремление сохранить ее полезные свойства для будущих поколений требует четкой дифференциации антропогенной нагрузки на земельные ресурсы, установления разрешенных и неразрешенных способов эксплуатации земли, минимизации негативного влияния на окружающую среду.

Одним из ведущих инструментов правовой защиты земель, а также обеспечения их рационального использования и охраны, является установление целевого назначения земельных участков.

Целевое назначение земельного участка – это установленные законодательством порядок, условия, виды эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Рациональное использование земельного участка является производным ее целевого назначения, ведь только оперируя четко установленной целью эксплуатации земли можно разрабатывать перечень конкретных методов ее использования, определять особенности размещения производительных сил в границах участка, устанавливать состав земельных угодий, а также осуществлять контроль рациональности землепользования.

Все земли Украины, в зависимости от целевого назначения, объединяются в определенные категории.

Категория земель – это структурная единица земельного фонда Украины, которая характеризуется основным целевым назначением и особенностями правового режима.

Земельный участок, в отличие от других объектов права собственности, относительно которых собственник вправе совершать любые действия (уничтожать, портить, потреблять и т.д.), должен использоваться исключительно в соответствии с его целевым назначением, причем даже неиспользование участка является правонарушением.

Таким образом, целевое назначение следует признать особенно важной характеристикой земельного участка.

1. Актуальность темы

Проблема классификации земель по целевому назначению принадлежит к числу ведущих задач современной юридической и землеустроительной науки на современном этапе землеустроительной реформы. Исследованием этой темы занимались такие научные деятели как Мартин А.Г., Мирошниченко А.М., Дроваль О.М., Николайчук А.М. и другие.

Правильное разделение земель на категории по их целевому назначению является важным фактором в экономическом, рациональном использовании земель. Каждая категория имеет отдельный правовой режим, определенную систему налогообложения. Компетенции органов государственной власти в области земельных отношений так же во многом различаются в зависимости от категорий земель.

В настоящий момент, незавершенность и несовершенство действующей нормативно-правовой базы, регулирующей разделение земель на категории приводит к ряду проблем по обеспечению рационального использования и охраны земель в Украине. В некоторых случаях правовой режим земель, установленный законодательством для определенной категории, может не соответствовать предусмотренному использованию земельного участка.

Это приводит к тому, что целевое назначение земельного участка может не соответствовать категории земель, к которой он относится, соответственно, будут неправильно установлены: правовой режим этого участка, система налогообложения, земельный участок будет в компетенции других органов государственной власти в области земельных отношений.

Все это вызывает необходимость разработки методики, которая позволит выбрать категорию земель, наиболее соответствующую фактическому использованию земельного участка.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью исследования является: определение методики, позволяющей выбрать категорию земель, наиболее соответствующую фактическому использованию земельного участка.

Задачи исследования:

  1. Определение этапов становления и развития существующей системы категорий земель на основе историко-ретроспективного анализа;
  2. Bыявление основных, принципов установления целевого назначения земельного участка путем изучения мирового опыта;
  3. Bыявление недостатков существующей нормативной базы по выбору категорий земель и установлению целевого назначения, на основании изучения нормативно-правовой базы, регулирующей разделение земель на категории и установление целевого назначения земель;

Объектом исследования были выбраны общественные отношения, возникающие в процессе установления и изменения категорий земель и целевого назначения земельных участков.

Предмет исследования составляют нормы законодательства, принятого для реализации принципа деления земель на категории по целевому назначению.

3. Обзор общих положений о разделении земель Украины на категории по целевому назначению.

3.1 Связь понятий «категория земель» и «целевое назначение земельного участка»

С 01.01.2002 вступил в силу новый Земельный кодекс Украины, согласно со статьей 19 которого земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории [1]:

Категории земель

Рисунок 1 – Категории земель

На рисунке 2 показано разделение территории Украины на категории в процентом соотношении.

Pазделение территории Украины на категории в процентом соотношении

Рисунок 2 – Pазделение территории Украины на категории в процентом соотношении

В основу разделения земель по категориям положено их основное целевое назначение [5].

В настоящее время существует Классификация видов целевого назначения земель (далее – КВЦНЗ) [2]. КВЦНЗ определяет разделение земель на отдельные виды целевого назначения, которые характеризуются собственным правовым режимом, экосистемными функциями, видом хозяйственной деятельности, типами застройки, типами особо ценных объектов. Для этого каждая категория земель, указанная в статье 19 Земельного кодекса Украины в КВЦНЗ выделена в отдельную секцию, каждая из которых далее детализируется на отдельные виды целевого назначения внутри категории.

3.2 Принципы классификации земель по целевому назначению

Исходя из факторов, которые определяют продуктивность земель, классификация их по целевому назначению должна основываться на таких основных принципах, как:

  1. Экономическая целесообразность при экологической возможности;
  2. Территориальная дифференциация видов использования в зависимости от характера природных (природно-сельскохозяйственных) регионов;
  3. Учет региональной структуры земельных угодий и категорий земель по целевому назначению;
  4. последовательность классификации, которая состоит в первоочередном определении возможности самого интенсивного использования земель с постепенным снижением класса пригодности до оптимального уровня, обусловленного существующими ограничениями и неудовлетворительными показателями.

Классификации должны основываться на современных методологических основах экономической науки, обеспечивать информационное единство и целостность собранной информации, возможность интегрирования у процесс международного информационных технологиях, обеспечивать их актуальность и доступность.

Необходимым также является соблюдение принципа законности, который предусматривает, что классификация должна основываться на нормах права, и принципа согласованности, который предполагает согласованность классификации земель с другими действующими государственными классификационным системами.

3.3 Проблемы классификации земель по категориям и определение целевого назначения

Проблема классификации земель и отдельных земельных участков является одной из традиционно сложных и на сегодняшний день окончательно нерешенной.

Правила о разделе земель на категории перешли Украине от земельного права советских времен. В то время земля находилась в исключительной государственной собственности и ее использования осуществлялось в разрешительном порядке по правилу «разрешено только то, что прямо предусмотрено». В настоящее время накопилось достаточно много проблем, связанных с разделом земель Украины на категории, которые заставляют задуматься над целесообразностью сохранения разделения земель на категории в его существующем виде.

Целевое назначение нельзя рассматривать как «естественное свойство» земель, ведь его установление является, прежде всего, волевым актом государства, направленным на наиболее полную реализацию земельно-ресурсного потенциала принадлежащей ей территории [4].

Многочисленные примеры свидетельствуют о низкой эффективности действия норм, предусматривающих целевое использование земель в соответствии с правовым режимом категории, к которой они относятся. Нельзя считать позитивом то, что в пределах категории земель могут быть земельные участки с правовыми режимами, которые существенно отличаются даже в пределах одной категории земель. Например, земли сельскохозяйственного назначения как категория включают земли: для ведения товарного сельскохозяйственного производства, для ведения фермерского хозяйства, для ведения личного крестьянского хозяйства, для ведения подсобного сельского хозяйства, для коллективного или индивидуального садоводства, для сенокошения и выпаса скота, для научно-исследовательских и учебных целей, для пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства и другие. Каждое из перечисленных целевых назначений характеризуется собственным правовым режимом, который отличается в пределах одной категории. Например, на землях личного крестьянского хозяйства не предусмотрено возведение капитальных строений, в то же время, на землях, допустим, для садоводства четко определено, что эти земли предназначены, помимо всего прочего, и для возведения необходимых домов, строений и т.д. Что различного в садах на землях для садоводства и садах на землях для личного крестьянского хозяйства [7].

Несмотря на формулировку статьи 19 Земельного кодекса Украины, провозглашающий разделение земель на категории именно по критерию целевого назначения, это не всегда соответствует действительности. В некоторых случаях земельные участки относятся к определенной категории не по их целевому назначению, а, например, по субъекту использования. Например, согласно статье 77 Земельного кодекса Украины, к землям обороны относятся земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины. Таким образом, к землям обороны относятся, в частности, и земли под «объектами жилого назначения» (такая возможность прямо упомянута в части 3 статьи 84 Земельного кодекса Украины). Но принципиальной разницы в режиме земель под жильем для семей военнослужащих и каким-либо иным жильем нет. И мало общего в правовом режиме земель военного полигона и земель под «объектами жилого назначения». Но, тем не менее, оба участка относятся к землям обороны.

К землям транспорта, согласно статьи 68 Земельного кодекса Украины и статьи 23 Закона Украины «О транспорте», относятся как «земли полос отвода железных дорог под железнодорожным полотном», так и земли под «культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями», то есть, например, земли под домами культуры, клубами и т.д. Общего между земельными участками под домом культуры и земельным участком под железнодорожным полотном? Тоже, практически, ничего

Аналогичные вопросы можно задавать по отношению к землям сельскохозяйственного назначения. Где больше общего: в правовом режиме земель под птицефабрикой и пашней (относятся к землям сельскохозяйственного назначения согласно статьи 22 Земельного кодекса Украины) или в правовом режиме земель под птицефабрикой и земельным участком под мясокомбинатом?

На данный момент следует констатировать, что правовые режимы отдельных категорий земель не наполнены реальным нормативным содержанием. Законодатель, провозгласив правило, по которому земли используются только в соответствии с их целевым назначением (статьи 91, 96 Земельного кодекса), тем самым взял на себя обязанность охватить перечнем категорий земель весь земельный фонд Украины и детально урегулировать правовой режим каждой из категорий земель [6].

Кроме того, существующая система деления земель на категории не охватывает всех земель. Например, вообще вне существующей классификации земель остаются земли культового (церковного) фонда, космического обеспечения, водно-болотных угодий и торфяного фонда, охотничьего фонда и повышенной экологической опасности, и другие. Вряд ли можно считать удовлетворительным то, что все эти земли относятся к «землям другого назначения» [4].

Недостатком современной классификации категорий земель можно считать и ее «разомкнутость», обусловленная названием последней, девятой категории земель - «земли промышленности, транспорта ... и другого назначения». Такая формулировка, на практике, дает широкое поле для злоупотреблений органов государственной власти и местного самоуправления при принятии решений относительно установления и изменения целевого назначения земельных участков [3].

И это далеко не полный перечень проблем, существующих в земельном законодательстве на данный момент.

Создать всеобъемлющее разделение земель на категории, которое охватило бы любые возможные виды целевого назначения, очень трудно, и вряд ли целесообразно. Вряд ли на практике возможно удовлетворительно урегулировать все земельные отношения по принципу «разрешено только то, что предусмотрено законодательством" (т.е. то, что определено целевым назначением). Регулирования земельных отношений с таким подходом создает массу недоразумений и неудобств, сдерживает рациональное и экономически эффективное использование земель. Правовой режим земель более рационально будет определяться по другому принципу: «разрешено то, что не запрещено, обязательно то, что прямо предусмотрено». Законодательство должно устанавливать перечень основных ограничений и предписаний по использованию наиболее типичных земельных участков (категорий земель), причем законодательно установленный перечень категорий земель можно и нужно оставить открытым [8].

4. Заключение

Подытоживая, изложенное приходим к выводу, что в современных условиях правовой режим земель должен определяться следующим образом: в законодательстве должны фиксироваться основные ограничения и предписания относительно использования наиболее важных и типичных земель , которые группируются в категории земель.

Проблемной является ситуация, когда земельный участок может одновременно принадлежать к нескольким категориям земель. При этом следует установить правила разрешения коллизий между правовыми режимами в случае их возникновения. Прежде всего, это возможно путем установлении приоритетности одних категорий земель над другими. Такие приоритеты должны применяться не только при коллизии правовых режимов, но и при необходимости изменения категорий земель.

Таким образом, существует целесообразность пересмотра принципов отнесения земель к категориям с тем, чтобы основанием для отнесения земельного участка к определенной категории во всех случаях было целевое назначение земельного участка, а не другие критерии (субъект использования, территориальная принадлежность земельного участка).

Существующая система классификации земель себя изжила. Но на данный момент, усилия органов государственной власти направлены не на разработку новой системы классификации, а на усовершенствование существующей.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Список источников

  1. Земельный кодекс Украины № 2768-III от 25.10.2001р.// Ведомости Верховной Рады Украины, 2002г., №3-4.
  2. Приказ Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 23.07.2010 № 548 «Об утверждении Классификации целевого назначения земель» // Офіційний вісник України від 15.11.2010 № 85, стор. 110.
  3. Мирошниченко А. М. Проблемные правовые вопросы разделения земель на категории. // Бюллетень Министерства юстиции Украины. – 2005. – № 12 (50). – С. 42-51.
  4. Ніколайчук А.М. Сучасний стан і проблеми класифікації земель в Україні. «Землеустрій і кадастр»
  5. Мартин А.Г. Сучасна класифікація земельних ділянок за цільовим призначенням [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zsu.org.ua/.
  6. Струц М. Про цільове призначення земельної ділянки: вчимося не помилятися // Правовий тиждень. №32(158) від 11 серпня 2009 р.
  7. Сидор В.Д. Правовий режим земель у земельному законодавстві України. // Адвокат № 8(119) 2010.
  8. Дроваль О.М. Проблеми класифікації земель України за цільовим призначенням // Перші кроки в науці, 2009/105, стр. 226-235.