ДонНТУ   Портал магистров

Тюнинг мотоциклов

C 2004 года меня начали интересовать мотоциклы. Но байк в базовой комплектации не приносит полных ощущений от езды. Поэтому любой настоящий байкер рано или позно начинает думать о тюнинге.

Тюнинг (от англ. to tune – настраивать) – это комплекс действий, направленный на улучшение эксплуатационных характеристик мотоцикла.

Пример тюнинга

Рисунок 1 – Пример тюнинга

Когда проходит первая эйфория от ветра в лицо и ощущение скорости, в голову начинают приходить мысли о том, что хочется лететь еще лучше, и получать ветра в лицо еще больше. Именно в этот момент байкер и начинает интересоваться тюнингом. Начав однажды тюнинговать свой мотоцикл, остановиться практически невозможно.

Тюнинг можно условно подразделить на три большие категории: восстановление мощности и характеристик изначально задушенного мотора, повышение мощности для улучшения эксплуатационных характеристик и максимальная форсировка двигателя, подготовка байка к гонкам [1].

Тюнинг - процесс, не имеющий строгих границ и этапов. Нужно это четко осознавать. Силовой агрегат - очень сложный инженерный объект, все элементы которого спроектированы с целью обеспечения наилучшего их взаимодействия между собой. То есть, замена какой-то одной детали не только не улучшит характеристики мотоцикла, но и, с высокой долей вероятности, ухудшит их. Тюнинг это в первую очередь, комплекс мероприятий, а не отдельные факты замены деталей.

Замена поршневой группы на тюнинговый кит большего рабочего объема, практически всегда не дает прироста мощности, пропорциональной увеличению объема, так как карбюратор не способен обеспечить хорошую наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью из-за не рассчитанных на такой объем жиклеров и диффузора, воздушный фильтр не способен пропустить через себя необходимый объем воздуха, выхлопная система не успевает выбрасывать возросший объем выхлопных газов и просто-напросто душит мотор, а графики мощности и крутящего момента изменяются. В результате, после такого тюнинга мы получаем не прирост мощности, а лишь возросший расход топлива.

Красивый байк

Рисунок 2 – Красивый байк

Увеличение мощности двигателя

Начинать тюнинг мотоцикла лучше всего с восстановления его проектной мощности. Производители всегда настраивают мотор с оглядкой на экологические нормы и в погоне за лучшей экономичностью. Даже простая перенастройка карбюратора может дать заметный прирост мощности. Основные способы ухудшения мотора - это дыхательный и мозговой. В первом случае системы впуска и выпуска просто не дают двигателю получать максимальное количество топливовоздушной смеси, из-за чего он не может развивать мощность, на которую способен. Лечится такой недуг заменой воздушного фильтра на аналог с большей пропускной способностью, перенастройкой карбюратора, заменой выхлопной системы на более производительную или доработкой штатной. Теперь двигатель получает столько топливовоздушной смеси, сколько может засосать, и быстро освобождается от отработавших газов через трубу, не создающую препятствий для их выхода. В общем, происходит раздушка мотора и он может развивать большую мощность.

Байк после професионального тюнинга

Рисунок 3 – Байк после професионального тюнинга

Чтобы победить мозговую ущербность двигателя, придется искать в продаже или заказывать перенастроенный ЭБУ – электронный блок управления двигателем. Штатные ЭБУ душат мотор не только ограничителем максимальных оборотов (то есть, не давая мотору сжигать максимальное количество топливовоздушной смеси в единицу времени), но часто и измененным углом опережения зажигания, что, несомненно, способствует снижению токсичных веществ в выхлопных газах, но, к сожалению, в ущерб мощности мотора.

Форсировка двигателя ведет к сокращению срока службы байка, так как ресурс двигателя и трансмиссии обратно пропорционален мощности. То есть, чем больше лошадок загнать в двигатель, тем короче будет его жизнь.

Стайлинг

Качественый стайлинг

Рисунок 4 – Качественый стайлинг

Изменение внешности байка это дело вкуса каждого конкретного человека. Внешний тюнинг мотоцикла ограничивается даже не столько финансовыми возможностями человека, сколько его фантазией. На руку и тот факт, что внесение изменений в конструкцию и внешний вид аппарата не повлечет за собой проблем с законодательством, так что можно перекрашивать свой байк хоть каждый день, под настроение.

Тюнинговый обвес

Рисунок 5 – Тюнинговый обвес

Миниум деталей

Рисунок 6 – Миниум деталей

Наиболее простой, хотя и не дешевый способ придать своему мотоциклу индивидуальность - заказать тюнинговый обвес по каталогу и просто заменить им базовые детали. У этого пути есть как свои недостатки, так и достоинства; к первым можно отнести, например, то, что никто не застрахован от того, что через неделю у соседа появится точно такой же гоночный пластик или, допустим, такое же ветровое стекло. Каталожные или афтермаркетовые детали (детали и элементы, выпускаемые мелкосерийно и продаваемые чаще всего через каталоги) выпускаются хоть и мелкими, но все же сериями, и вероятность встретить одинаковые достаточно велика.

Очень часто байкеры для получении большего удовольствия от езды ставят усовершенствованые выхлопные системы.

Главное при стайлинге смелость мысли и здравый смысл, ведь понятно, что, например, ветровое стекло площадью полтора квадратных метра сведет на нет все усилия по повышению мощности двигателя, ведь законы аэродинамики для байка никто не отменял.

Экстремальный тюнинг

Данный вид тюнинга с трудом можно причислить к улучшению ходовых качеств мотоцикла, а часто такие улучшения даже снижают эксплуатационные показатели машины. Скорее всего, это средство эпатажа и привлечение внимания к байку и байкеру, нежели погоня за рекордами скорости.

К экстрим-тюнингу можно причислить установку системы впрыска закиси азота в двигатель, или так называемого нитроса. Принцип действия системы прост – при попадании в двигатель, оксид азота распадается на молекулу азота и две молекулы кислорода. Если при этом подать соответствующее количество топлива в цилиндр, общее количество топливовоздушной смеси увеличивается практически втрое, что, разумеется, дает почти троекратный прирост мощности. Естественно, нагрузки, которые испытывают детали двигателя и трансмиссии также втрое превышают номинальные, что сказывается на их ресурсе, кроме того, температура в камере сгорания повышается до критических значений, поэтому впрыск закиси азота делают кратковременным, после чего двигателю дают отдохнуть. Конечно, выглядит очень эффектно, когда байк, едущий практически на пределе своих возможностей, вдруг с ревом молниеносно ускоряется на 40-60 километров в час, оставляя всех далеко позади, но на практике установка нитроса на байк представляет собой достаточно сложную инженерную задачу, и по силам далеко не многим механикам и даже сервисам. Разумеется, использование нитроса на мотоцикле снижает ресурс деталей силового аппарата в десятки раз, и капитальный ремонт двигателя наступает уже через 30-50 включений системы [1].

Экстремальный тюнинг

Рисунок 7 – Экстремальный тюнинг

Многие байкеры любят радикальные изменения во внешности скутера. Встречаются аппараты с полным отсутствием каких-либо облицовок, или с облицовками, приведенными в состояние полной непотребности: разводы краски, нарочито грубо сшитые проволокой трещины, ржавчина на металлических деталях, в общем, полное неуважение к общепринятым понятиям мото- авто красоты. Этот стиль называется рэт. Особенность таких аппаратов в том, что при полной уничтоженности внешнего вида аппарата, его техническая начинка пребывает в идеальном состоянии. Идеология водителей рэт-байков заключается в трудном для понимания простого обывателя диссонансе полного отсутствия внешности и внутреннего технического совершенства.

Рэт-байк

Рисунок 8 – Рэт-байк

Личные фото

Я

Рисунок 9 – Я

В качестве вывода приведу цитату гонщика Лепа: У тюнинга есть одна «неприятная» сторона: лучший тюнинг в аппарате никогда не видно снаружи.

Список литературы

1. Спортбайки.Эксплуатация, обслуживание, тюнинг. М.:Мир автокниг, 2008.–208с.

Список похожих источников

  1. Примеры и рекомендации по тюнингу
  2. Тюнинг подвески мотоцикла
  3. Тюнинг и ремонт мотоциклов
  4. Тюнинг мотоциклов
  5. Тюнинг мотоциклов в картинках
  6. Тюнинг мотоцикла
  7. Тюнинг мотоцикла и не только