Назад в библиотеку

Ценность этики Аристотеля



Автор: Дарков Д.С., Фоменко М.В.
Источник: Міжнародна науково – практична конференція Інженерна освіта у розвитку сучасного суспільства. Тези доповідей і повідомлень. / Донецьк, ДонНТУ — 2011.



В современном неустойчивом, морально деформированном мире, при условии прогрессирующей комфортизации жизни, стремительном техническом и научном развитии, разрушающих базовые константы нравственности, особенно остро стоит вопрос этико – философской наполненности человеческого социума. Стремительность, отсутствие временного буфера, информационные стрессы в человеческом существовании приводят к духовному голоду, к идейной инертности индивидуума, к разрушению основы всей системы ценностей, отличающей человека от животного, – рефлексивности. Именно поэтому этика как учение о нравственности должна стать краеугольным камнем всех образовательных и политических программ, она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Поэтому всякая этическая ценность познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления.

Группа ценностей, объединенных в этой сущности, создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь.

Мораль не составляет специальной области человеческой жизни, но присутствует во всех отношениях человека (отношение к окружающим его людям, к самому себе, к природе, к животным). Этика имеет тесную связь с науками о человеке – психологией, культурологией, педагогикой, историей). Уже первые античные философы (Пифагор, Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон) ставили нравственные проблемы: о смысле жизни и предназначении человека, о том, что следует считать добром и злом, как следует поступать, что есть счастье, долг, достоинство, любвь и др. Все эти вопросы и категории являются этическими.

И все же отцом этики считается Аристотель, именно он дал название этой науки, а также написал несколько важных трактатов: Никомахова этика, Эвдемова этика, Большая этика [1].

Дошедшие до нас творения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков.

Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов, дал определения практической науки – этики и тесно связанной с ней политики, творческих наук, направленных на производство (пойэсис), имеющих своей целью объект, который должен быть создан. Поскольку практические науки имеют дело с этико – политической деятельностью людей, а это сфера свободного выбора, то Аристотель внимательно рассматривает произвольное и непроизвольное [2].

Например, в Никомаховой этике последовательно изложена доктрина, согласно которой благо есть счастье, заключающееся в успешной деятельности. Или другая доктрина – добродетель – это среднее между двумя крайностями, хотя и весьма искусно развиваемая, менее удачна, поскольку она неприложима к интеллектуальному созерцанию, которое, как сказано, есть лучший вид деятельности [1]. Можно утверждать, что доктрина золотой середины предназначена для применения только к практическим, а не к интеллектуальным добродетелям.

Таким образом подводя итог можем отметить, что Аристотель закладывает главные категории этики, дает им объяснения и несмотря на то, что нравственные категории были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э., и не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном, – труды Аристотеля имеют огромную ценность как базис теоретической и практической этики.

Перечень литературы


  1. Доватура И. Аристотель. Сочинения. – М.: Мысль, 1983. – С. 295–374.
  2. Рассел Б. История западной философии. - М.: Мысль, 1984. – С. 336.