ДонНТУ   Портал магистров

Фортепиано

Ещё в детстве я закончила музыкальную школу по классу фортепиано, но и до сегодняшнего дня стараюсь уделять время этому замечательному инструменту. В такие моменты я словно окунаюсь в иной мир. Мир, который полон спокойствия, доброты и вдохновения. Именно поэтому, я хочу посвятить этот раздел такому прекрасному инструменту как фортепиано, истории возникновения, этапам развития и новинкам его видоизменения.

Изобретение фортепиано в начале XVIII столетия стало поворотным моментом в истории европейской культуры. Фортепиано полностью изменило характер музыкальной культуры западной цивилизации.

Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из-них, — это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб), и он не является непосредственным родственником фортепиано. Первый клавишный инструмент, у которого были струны, клавикорд. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Клавикорд имел устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Однако его звук был слишком мягким и тихим для того, чтобы на нем можно было играть перед большим количеством людей. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трех струн. Другой клавишный инструмент — клавесин — был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). К тому же струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук клавесина — довольно слабый, не очень-то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента. Третий вид струнно-клавишного инструмента, на котором играли в XV, XVI и XVII веках, — это спинет. По сути спинет — это маленький клавесин с одной или двумя клавиатурами размером в четыре октавы. Он как правило был богато декорирован и потому являлся таким же украшением дома, как и красивая мебель.

На рубеже XVIII века композиторы и музыканты стали остро ощущать потребность в новом клавишном инструменте, который не уступал бы по выразительности скрипке. Более того, был необходим инструмент с большим динамическим диапазоном, способным на громовое фортиссимо, нежнейшее пианиссимо и тончайшие динамические переходы. Эти мечты стали реальностью, когда в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори, занимавшийся музыкальными инструментами семейства Медичи, изобрел первое фортепиано. Он назвал свое изобретение «gravicembalo col piano e forte», что означает «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Это название затем было сокращено, и появилось слово «фортепиано». Несколько позже подобные инструменты были созданы учителем музыки из Германии Кристофором Готлибом Шретером (1717 г.) и французом Жаном Мариусом (1716 г.).

Когда фортепиано впервые заявило о себе, в Европе царила эпоха рококо (1725–1775) — период, переходный от барокко к классицизму. В период классицизма фортепиано стало популярным инструментом домашнего музицирования и концертного исполнения. Фортепиано как нельзя более подходило для исполнения, появившегося в это время жанра сонаты, ярким образцом которого являются произведения Клементи и Моцарта.

Благодаря тому, что фортепиано теперь можно было услышать не только в дворцах знати, круг любителей фортепианной музыки начал расширяться. Все больше и больше людей были готовы платить за то, чтобы услышать того или иного солиста. Это вызывало потребность во все новых и новых произведениях для фортепиано, росло количество композиторов, получавших признание благодаря музыке для фортепиано.

Рисунок 1

На смену классицизму приходит эпоха романтизма, когда в музыке, да и в искусстве в целом, основную роль стало играть выражение эмоций. Это выразилось, в частности, в фортепианном творчестве Бетховена и Шумана, Листа, Шопена. И здесь выразительные возможности фортепиано оказались очень кстати. Произведения для фортепиано в четыре руки стали очень популярными в этот период, когда из фортепиано одновременно извлекали до двадцати звуков, порождая новые краски.

Очевидно, что появление фортепиано — казалось бы такое незначительное событие — стало поворотным моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью всей мировой культуры. За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали для фортепиано, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Сегодня нельзя найти музыканта — будь то певец или композитор, кларнетист или скрипач — у которого в доме не было бы фортепиано. Несмотря на его молодость, фортепиано оказывает на общество в целом большее воздействие, чем какой-либо другой инструмент, и надо полагать, что его славе еще очень далеко до заката. Конструкция фортепиано не претерпевала каких-либо принципиальных изменений уже, наверное, лет двести. Да, меняются материалы, и да, встречаются концепты, предполагающие начинку инструмента электроникой. Но нам еще не доводилось видеть ничего подобного фортепиано.

Рисунок 2 Рисунок 2

Еще в 1931 году датский художник, поэт, писатель и гений креатива Поль Хеннингсен (Paul Henningsen) предложил выдающийся дизайн рояля. В этой новой интерпретации классического инструмента сталь, кожа и целлулоид пришли на смену дереву. А прозрачное крыло с медной хромированной рамой позволило следить за работой молоточков. И даже по прошествии стольких лет эти творения смотрятся очень актуально, особенно, благодаря современным мастерам, которые не побоялись применить современные технологии и добавить роялям немного цифровой начинки. По словам экспертов мастерской PH Pianos (Paul Henningsen Pianos) рояли PH Grand не только сказочно красивы, но и обладают прекрасным звуком. Сотрудничество с немецким производителем компанией Bluthner возносит эти инструменты до небывалых высот. Но, по большей части, эти инструменты любимы публикой, конечно, за их великолепный дизайн. Резонансная дека — один из вариативных элементов PH рояля, может быть в кожаной обивке красного цвета, теплых золотых оттенков, с необычными смелыми принтами, любой необходимой фактуры и расцветки, в зависимости от предлагаемого интерьера.

Рисунок 2 Рисунок 2

Еще одной нестандартной идеей, нас может порадовать мир фортепианного исскуства. Schimmel Peasus Guoqin. Плавные обводы, вытянутая, устремленная вперед форма, тонкие линии и характерный красный цвет под лакировкой — все это напоминает нам об автомобилях Ferrari. Кажется, если поднять крышку инструмента, мы увидим под ней не обычную фортепианную начинку — струны-молоточки, а какой-нибудь восьмицилиндровый V-образный двигатель. Помимо внушительного визуального ряда, инструмент обладает и особыми техническими характеристиками. Pegasus Guoqin оснащен системой цифрового звука и микрокомпьютерной системой управления.

Рисунок 3 Рисунок 3 Рисунок 3

На этом, воображение дизайнеров конечно не остановилось, поэтому следующие необычные, экстравагантные, а где-то даже странные музыкальные инструменты не нуждаются в комментариях. На эти прекрасные произведения стоит просто смотреть.

Рисунок 4 Рисунок 4

Прозрачное фортепиано


Рисунок 5 Рисунок 5 Рисунок 5

Список источников

  1. Фортепианные педагогические страницы[электронный ресурс] ndash; Режим доступа: http://www.musicalka.narod.ru/Pianohistory.htm
  2. Изысканные рояли 30-х годов с прозрачным крылом и самоиграющей системой [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.novate.ru/blogs/290114/25263/
  3. Феррари в мире фортепиано [электронный ресурс]. – Режм доступа: http://www.novate.ru/blogs/060409/11787/