Назад в библиотеку


Украинская угледобывающая промышленность.Обзор сектора

Автор:Вячеслав Герасимович
Источник: Центр социально–экономических исследований

Резюме

Имея решающее значение для получения энергии, украинский сектор добычи угля испытывает трудные времена, будучи опустошенным за два дсятилетия нерационального использования. В 2008 году угольная промышленность Украины столкнулась с тремя основными проблемами: дефицит энергетического угля на электростанциях, обусловленый интенсификацией потребления ресурса; нарушение поставок коксующегося угля из Российской Федерации; внедрение почасовой оплаты труда, с целью снижения смерности на угольных предприятиях.

Добыча и потребление

Во времена Советского Союза Украина считалась основным поставщиком угля для всего СССР, её доля составляла 23% от всей Союзной добычи.

В Украине сосредоточены разные виды угля: каменного и битуминозного угля, антрацита, и т.д., страна занимает 8-е место в мире и имеет угольные запасы в размере 117,3 млрд. тонн.

Этот потенциал и определил зависимость украинской промышленности и энергетического сектора от поставок угля. Хотя угольная промышленность Украины и занимает лидирующие позиции в стране, и имеет мощные запасы угля, его добыча постоянно снижается. Добыча угля за десятилетие с 1990г. до 2000г. снизилась на половину, с 164,8 млн. тонн в 1990 году, до 76,2 млн. тон в 1999 году. Затухание угледобывающей промышленности было частично обусловлено, его развитием в годы СССР. Инвестиционная политика Советского Союза поддерживала идею сокращения инвестиций в угольную промышленность Донбасса. Основной причиной таких действий была возможность получения более дешевого угля, развивая угольные регеоны в восточной России.

Снижение добычи угля в 1990-х было вызвано в значительной степени спадом внутреннего спроса и рецессией тяжелой промышленности Украины.

Одной из главных причин стало техническое и технологическое состояние шахт. В настоящее время почти 40% всех украинских шахтах функционируют уже более 50 лет, и 15% в течение более чем 70 лет.

Попытки реформировать украинский угольный сектор началась в 1994 году, когда было создано министерство угольной промышленности. Попытки решения проблемы убыточности шахт до настоящего времени не удались. До нашего времени около ста убыточных шахт были закрыты, но большинство оставшихся шахт погрязли в долговых ямах, что тормозит процесс их приватизации.

Хотя шахты дороги в эксплуатации, украинское правительство не спешит сократить их количество в связи с отсутствием в регионе другой работы для населения.

Текущее состояние

После большого спада, добыча угля восстанавливается, и в этом году ожидается на уровне 80 млн. тонн.

Энергетический уголь полностью потребляется топливным и энергетическим сектором. Таким образом, в 2007 году более 40 млн. тонн было потреблено ТЭЦ и в котельных, включая 3,5 млн. тонн, импортированных из России отданных населению.

Один из вопросов относится к запасам угля на котельных и ТЭЦ. В то время как после резкого снижения в июле 2008 года, когда запасы угля на ТЭЦ снижается на 17,3% или 0.51 млн. тон до 2.44 млн. тон. На 1 августа запасы были еще больше на 0.36 млн. тон, чем то, что было на складах еще год назад (2.09mln тона) сокращается тенденция сохранилась в августе и сентябре. В течение первой половины сентября запас снизился с 2,4 млн. тонн до 2,1 млн. тонн вместо 3.1 млн тон, запланированных в энергетическом балансе страны. Эта ситуация в основном обусловлена использованием 1,2 млн. тонн угля, дабы компенсировать неожиданное закрытие второго блока Хмельницкой АЭС. Как оказалось запасов было не достаточно, что бы в полном объеме компенсировать закрытие блоков работающих на природном газе. Что заставило увеличить цены на электроэнергию.

Кроме того из-за высокого спроса на коксующийся уголь со стороны металлургии, уголь полностью был направлены на коксохимические заводы, так как это использование более выгодно.

В то же время в планах Министерства угольной промышленности стоит увеличение запасов энергетического угля до 4 млн. тонн к началу отопительного сезона (15 октября), которые подразумевают внешний импорт (предположительно русский) угля в размере 2,4 млн. тонн.

В ближайшее время Министерство угольной промышленности рассчитывает увеличение добычи угля на 5-6 млн. тонн,которое будет сопровождаться закрытием угольных шахт, добывающих менее 500 т. Угля в день.

Импорт и экспорт

Украинский экспорт кокса также растет. Таким образом, за семь месяцев 2008 экспорт кокса вырос на 40,1% и составил 0.57 млн. тон или 166.56 млн. долларов. В 2007 году рост составил 36,6% , в то время как экспорт достиг 0.58 млн. тон или 102 млн.долларов.

При экспорте энергетического угля, в Украине отсутствует коксующийся уголь. Потребности украинской металлургии составляют около 30 млн. тонн коксующегося угля в год, в то время как украинские шахты способны поставлять менее 20 млн. тонн. Таким образом, в первые семь месяцев 2008 года металлургические предприятия купили 18.53 млн. тонн угольного концентрата из которых 11.93 млн. тонн были украинского происхождения. Главную роль в поставках коксующегося угля играет Россия, импорт из которой достиг к 1 августа 2008 года 4.93 млн. тонн, в то время как США и Канада, продали 0.97 млн. тонн, и Казахстан - 0.67 млн. тонн.

Наличие североамериканских стран в списке основных поставщиков угля необходимо уделить особое внимание. Они стали постащиками сырья только для одного коксохимического завода – ОАО «Алчевсккокс» (член Индустриальный союз Донбасса - ВМС), которые вынуждены были к ним обратится, не найдя альтернативных поставок среду украинского и росснийского сырья.

В то время, как олигархи, владеющие целым металлургическим комплексом имеют возможность с экономить на коксующемся угле, покупая его в России, международная логистика говорит о невозможности прибыльного сотрудничества. Однако летом 2007 года российские железные дороги сократили количество вагонов, используемых для поставки угля с Кузбасса (Россия) в Украину, что привело к сокращению своего импорта на 10%.

Российские финансово-промышленные группы извлекли выгоду из этой ситуации, продавая украинским компаниям кокс вместо угля. Корпорация ВМС была тем, кто больше всего пострадал от конфликта с российскими железными дорогами, в результате которого должен был изменится рынок материалов для производства кокса.

Алчевсккокс начала импортировал коксующийся уголь из США в 2007 году. В 2008 году Алчевсккокс намерен импортировать около 1,5 млн. тонн коксующегося угля. Увеличение импорта угля из-за рубежа морским маршрутом имеет свои недостатки, из-за отсутствия в Украине глубоководных портов, способных принимать суда до 100 тыс. тонн дедвейта. Таким образом уголь для Алчевсккокс поставляется в емкостях в виде больших сосудов, в порт «Констанция» в Румынии, а затем перегружается нВ суда с низким уровнем тоннажа с грузоподъемностью 20-30 тонн доставляется в порт Мариуполя. Этот маршрут поставок угля резко увеличивает его стоимость и экономически целесообразен только в том случае, когда цены на уголь на украинском рынке останутся высокими (USD 380-400 за тонну).

Сокращение украинской угольной продукции на выходе, скорее всего, лишит отечественных компаний по производству кокса, их ключевых конкурентных преимуществ - близостью к сырью, и 1/3 производителей кокса будут вынуждены уйти с рынка. Наиболее уязвимыми будут малые предприятия использующие кокс .

Оплата труда

Уровень смертности в шахтах Украины начал резко возрастает, когда правительство, после обретения независимости от Советского Союза в 1991 году, сократило субсидии для отрасли.

Шахты страны сегодня считаются одними из самых опасных в мире. Шахтеры гибнут в несчастных случаях на производстве в Украине с каждым годом все больше. Считается, что виновником является очень плохая дисциплина. Соблюдение правил техники безопасности постоянно попирается, т.к. владельцы гонных предприятий направлены на поддержание уровня добычи любой ценой, а не на создание безопасных условий труда для шахтеров.

Устаревшее оборудование и широкое пренебрежение правилами безопасности были основными виновниками несчастных случаев, которые унесли 318 жизней в прошлом году и не менее 140 в этом.

В конце 2007 взрыв на одной из крупнейших шахт Украины - имени Засядько, на которой трудятся 10 тыс. человек и выдают на гора до 10 тыс.т. в сутки, привлек внимание к вопросу оплаты труда горняка и его технике безопасности. Исследование аварии показали, что шахтеры не заинтересованы в соблюдении правил безопасности, т.к. это приводит к увеличению времени простоя и как следствие, снижение добычи угля и заработной платы.

Когда новое правительство пришло к власти, вскоре после трагедии, оно инициировало ряд мероприятий, направленных на повышение безопасности угольной отрасли. Возникла идея почасовой оплаты труда, которая должна мотивировать шахтеров соблюдать нормы безопасности. Процесс внедрения нового закона не был долгим, до нового взрыва 8 июня 2008 года на шахте имени Карла Маркса в Донецкой области. После этого Министерством угольной промышленности введен почасовой режим оплаты труда, в качестве эксперимента, на семи шахтах по всей стране. Эксперимент будет продолжаться три месяца, а после анализа его результатов, возможно внедрение и на других шахтах.

Основным сдержующим этот процесс фактором, является обоснование потребностей в росте добычи угля в сочетании с неэффективными инвестициями в данный сектор и не совместительство с реформами безопасности на шахтах.