Назад в библиотеку

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Автор: В.В.СЕРГИЕВСКИЙ

Источник:  http://www.library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2000/6/464.html

 

Качество образования определено как степень сформированности у школьников и студентов в процессе обучения и социализации основных предпосылок творческих способностей. В этом случае можно реализовать измерять это свойство с использование известных психологических тестов. Следует вспомнить, что образование - это то, "что остается после того, когда все забыто".

В последние десятилетия реформирование системы образования проводятся крайне непоследовательно. Примером может явиться разработка и внедрение государственных образовательных стандартов (ГОС) при полной неопределенности понятия "качество образования". Понятно, что приоритетом системы образования в XXI веке станет массовая подготовка молодого поколения к творчеству в различных областях деятельности.

Обеспечение становления субъекта, формирования его личностной рефлексии - одна из основных задач образовательных систем стран с переходной экономикой, инструмент создания правового гражданского общества, в котором межличностные отношения определяются нормами права и морали, а не "двойных стандартов". Следовательно, система образования является не только и не столько сферой услуг, а основным инструментом социализации молодого поколения. Более того, с позиций удовлетворения и общественных, и индивидуальных потребностей, целью образования должно стать не только социализация молодого поколения, но и массовое развитие творческого потенциала обучаемых, обеспечение их высокой академической и последующей трудовой мобильности [1].

Из этих посылок определим качество образования как степень сформированности у студентов в процессе обучения и социализации основных психологических предпосылок творческих способностей: целостного мировоззрения, личностной рефлексии, внутренней свободы личности, ее терпимости к инакомыслию, эмоциональной гибкости, информационной культуры.

Перечень этих качеств может быть дополнен. При его определении мы исходим из того, что проблемы, требующие творческого решения, возникают у человека при рассогласовании индивидуальной картины мира (целостное мировоззрение) с новыми фактами (терпимость к инакомыслию); узнает об их возникновении по срывам диалога в системе сознание – бессознательное (личностная рефлексия, внутренняя свобода личности); успешно решает их, если у него сформирован «стереотип по разрушению стереотипа» (эмоциональная гибкость). Естественно, что для достижения этих целей образования необходимо обеспечить разработку и реализацию новой технологии образования и средств ее методического обеспечения.

В наших работах при определении содержания образования используются главные закономерности познания человеком мира. В рамках антропоцентрического анализа понятно, что человек на уровне здравого смысла ощущает течение времени, различает вещество и энергию, имеет интуитивное представление о пространстве. Согласно определенной философской традиции, "событие" рассматривается как первичное понятие познания мира. Поэтому под информацией целесообразно понимать совокупность знаковых систем и их семиотических характеристик. Здесь под знаковыми системами понимаются признаки событий (сигналы, знаки) всегда представляющие собой неоднородности распределения вещества и энергии в пространстве - времени.

Следовательно, возникает возможность в качестве интегрирующего субстрата перспективной системы образования, ориентированного на формирование целостного миропонимания, использовать семиотику как общую науку о знаковых системах. Эта наука рассматривает знаковые системы с позиций семантики (знаки и их значения), синтактики (правила сочетания знаков, порождающие новые смыслы) и прагматики (то, что та или иная знаковая система дает человеку).

Все науки рассматривают целостность - объективную реальность – с различных позиций, отдают предпочтение тем или иным знаковым системам, формируют специфические методы их идентификации, измерения и интерпретации, а также частные объектно- и проблемно-ориентированные языки. Формирование целостной картины мира в учебном процессе может быть достигнуто, если Ученик сможет в процессе обучения обобщить сведения об общих свойствах и структуре информации, накопленные в различных науках. Предпосылкой для такой интеграции может быть преобразование частных наук в учебные модули, содержащие следующие сведения: позицию, с которой данная наука рассматривает мир, описание изучаемых системообразующих элементов и знаковых систем, семиотические особенности используемого проблемно-ориентированного языка. На этом пути могут быть созданы предпосылки для преодоления пропасти между естественнонаучной и гуманитарной культурами.

Список литературы

1. Шукшунов В.Е., Колин К.К., Сергиевский В.В. Национальная доктрина образования РФ// Вестн. международной АН высшей школы. 1999. N 2. С.9-26.