Назад в библиотеку

ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗВОСПИТАНИЯ

 

Авторы: С.И. ФИЛИМОНОВА, В.А. НИКИШКИН

 

Источник: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-fizicheskaya-kultura-i-sport-kak-prostranstvo-formirovaniya-optimalnoy-samorealizatsii-lichnosti

 

Актуальность. Проблема самореализации личности не нова. И в прошлом, и в настоящее время эта проблема интересовала и интересует представителей самых различных дисциплин: философии, психологии, социологии, истории, педагогики, обществоведения и др. Решение данной проблемы — это обращение прежде всего к феномену человека как целостной всесторонне развитой личности, воплощающей идеал подлинного единства сущностных сил, духовного и физического совершенства.

Однако практика показывает, что результаты этих исследований не воплощены в реальной жизни. Люди, как и раньше, не владеют надежным алгоритмом достижения успехов в жизни и деятельности, что создает отрицательную динамику в процессе реализации человеком своих способностей, потенциальных возможностей, знаний, умений и опыта в различных социальных сферах. В первую очередь это касается профессиональной деятельности. Нереализованность личности в профессии ведет к громадным потерям в строительстве государственности, в экономике, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и т.п. Это, в свою очередь, способствует увеличению напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей.

Отсюда понятно, насколько актуальна разработка технологий целенаправленного, научно обоснованного, практически проверенного на эффективность обучения человека оптимальной самореализации личности, а также поиск пространства для формирования алгоритма данного процесса, который сопряжен с общеличностным развитием людей. Такого рода технологии значительно облегчат включение человека в деятельность, будут способствовать выработке индивидуального стиля деятельности, потребности в саморазвитии, стремления к профессиональному и личностному росту. А наиболее

перспективным пространством для этого могут служить физическая культура и спорт, направленные на всестороннее гармоничное развитие личности. Это свидетельствует о чрезвычайной значимости в XXI веке роли физической культуры и спорта как пространства, в котором человек не только актуализирует физическое развитие, но прежде всего активно включается в алгоритм самосознания, постановки цели деятельности и смысла жизни, реализации самомодели, а также самоутверждения.

 

Именно в контексте физической культуры может быть максимально раскрыт потенциал человека как существа не только сформированного, но и явленного парадигме культуры (И.М. Быховская, 1998). При этом важно понимание человека как целостности, так как представления о его разобщенности «на отдельные независимые части ошибочны и иллюзорны» (В.В. Кузин, Б.А. Никитюк, 1995). Постановка этих вопросов особенно актуальна в связи с тем, что социальным заказом сегодняшнего дня является изменение качества человека. Ведущим становится обеспечение человеком будущетворения, а не трансляция опыта прошлых поколений поколениям будущим.

Однако, несмотря на ряд, безусловно, прогрессивных признаков развития физической культуры и спорта в XX веке, они не стали потребностью большинства людей. По данным исследований, вовлеченность в занятия физической культурой российского населения составляет 6-8 % (Р.Г Гостев, СИ. Гуськов, 2000). Практика последних лет показала, к каким серьезным негативным последствиям приводит недооценка влияния физической культуры на жизнедеятельность каждого человека, и нации в целом. Это обуславливает необходимость обращения самого пристального внимания на теоретико-методологические основы физической культуры и спорта, качественно новая стадия осмысления которых связывается прежде всего с их влиянием на духовную сферу человека (В.У. Агеевец, 1994); с созданием условий для освоения человеком комплекса ценностей физической культуры и спорта, который станет для него мощным стимулом самоопределения и самореализации в современном мире (Л.И. Лубышева, 1996), что актуализирует значение физкультурного образования.

Расстановка новых акцентов в исследовании физической культуры как пространства для формирования оптимальной самореализации личности предполагает определенную корректировку содержания физкультурно-педагогических дисциплин в вузах путем дополнения информации о сущности, структуре и содержании процесса самореализации, его значении для человека, а также данными теории культуры, культурологии в целом, дающими возможность систематизировать, интегрировать разрозненные гуманитарные знания различных дисциплин о человеке и обществе.

 

Разработка данной темы дает возможность в перспективе внести существенные коррективы в формирование теоретических основ пространства физической культуры и спорта посредством реального (а не декларативного) теоретико-методического переосмысления их сущности в направлении раскрытия духовного, социокультурологического смысла и реализации его в практической деятельности в пространстве социума.

Объект исследования: пространство физической культуры и спорта.

Предмет исследования: самореализация в структуре пространства физической культуры и спорта.

Цель исследования: теоретико-технологическое обоснование пространства физической культуры и спорта и закономерностей формирования в нем оптимальной самореализации на основе активизации его структурных компонентов и поэтапной актуализации механизма самореализации лично -сти, совокупность применения которых предопределяет оптимизацию самореализации личности в любой сфере деятельности.

Задачи исследования:

1. Разработать основные положения единой методологии в определении структурного содержания самореализации личности и предложить ее типологические признаки.

2. Выявить структурное содержание пространства физической культуры и спорта, детерминирующее формирование оптимальной самореализации личности.

3. Создать систему диагностических методик для выявления сформированное™ пространства физической культуры и спорта и самореализации личности.

4. Определить взаимосвязь активного позитивного отношения к пространству физической культуры и спорта с проявлением самореализации личности.

5. Разработать технологию поэтапного формирования опыта оптимальной самореализации личности в актуализированном пространстве физической культуры и спорта в условиях образовательных учреждений.

6. Экспериментально обосновать технологию создания пространства физической культуры и спорта, формирующего опыт оптимальной самореализации в различных социальных группах.

Гипотеза исследования: известно, что ценностный потенциал физической культуры является важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным «средством» воспитания гармонично развитой, социально активной личности (Н.И. Пономарев, Н.Н. Визитей, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубыше-ва, И.М. Быховская, Ю.М. Николаев и мн. др.). Между тем до сих пор в науке и общественном сознании не сформировалось целостного представления о путях реального использования креативных возможностей этого феномена культуры современной цивилизации для физического и нравственного совершенствования Homo sapiens и его полноценной самореализации в современном мире.

Мы предположили, что поиск новых путей осмысления и реализации ценностного потенциала физической культуры и спорта может придать новый импульс педагогическим и социальным изысканиям новых технологических решений важной проблемы использования пространства физической культуры и спорта для всестороннего совершенствования человека.

Методы исследования: решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов, включающих: 1) теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; 2) монографический метод; 3) педагогическое наблюдение; 4) опрос (беседы, интервью, анкетирование); 5) рейтинг; 6) педагогический эксперимент; 7) методы статистической обработки материала (профессиональный пакет программ для автоматизации статистических исследований SPSS 9.0 for Windows, в том числе факторный анализ, а также математическое моделирование). Система диагностических методик для выявления сформированности пространства физической культуры и спорта и типа самореализации личности состоит из ряда субтестов, в том числе авторских методик.

 

Методологическая основа и теоретическая база исследования:

 

• диалектический подход, построенный на общих принципах теории познания, единства науки и практики и целостности (Аристотель Демокрит, Ньютон, Гегель, Лейбниц и др.);

• основные положения теории пространства (М.М. Бахтин, 1979, 1986; П. Бурдье, 1993; Н.К. Мукитанов, 1985; А.Ф. Филиппов, 1996, и др.);

• основные положения психологии (Б.Г. Ананьев, 1968; Л.С. Выготский, 2000; Л.Н. Коган, 1983; АН. Леонтьев, 1979; Б.Г. Ломов, 1984; К.К. Платонов; 1982; А.С. Прангишвили, 1975; С.Л. Рубинштейн, 1957, и др.);

• концепция системного и системно-деятельностного подхода (В.Г. Афанасьев, 1982, 1986; И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, 1973,1978; Д.М. Гвишиани , 1980; Г.В. Суходольский, 1976,1994, и др.);

• современная концепция теории личности (А.А. Реан, 1995, 2002, и

• концепция формирования физической культуры личности (В.К. Бальсе-вич, 1991,1992; Л.И. Лубышева, 1992,1994,1995, 1998, и др.);

• основные положения теории физической культуры (В. К. Бальсевич, 1988, 1991; Н.Н. Визитей, 1989; В.М. Выдрин, 2001; В.В Кузин, Б.А. Никитюк, 1995; Л.И. Лубышева, 1992,1996 ; Ю.М. Николаев, 2000, и др);

• основные положения теории спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, 1990; 1991; В.Н. Платонов, 1987; В.П. Филин, 1998; НА Фомин, 1991).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что разработана и обоснована ранее неизвестная теоретико-технологическая концепция, в которой физическая культура и спорт рассматриваются как пространство, формирующее самореализацию личности. Впервые на междисциплинарном уровне раскрываются сущность и структурное содержание пространства физической культуры и спорта и самореализации личности, раскрываются критерии их сформированности, вычленяются характерные особенности, разрабатываются модельные характеристики.

Предложена и экспериментально апробирована система диагностических методик для выявления сформированности пространства физической культуры и спорта и типа самореализации личности.

Выявлены взаимосвязи активного позитивного отношения к пространству физической культуры и спорта с проявлением оптимального типа самореализации личности. Впервые дано экспериментально-теоретическое обоснование технологии поэтапного формирования опыта оптимальной самореализации личности в актуализированном пространстве физической культуры и спорта в условиях образовательных учреждений.

Впервые определен и обоснован комплекс мероприятий, необходимых для создания пространства физической культуры и спорта, формирующего опыт оптимальной самореализации в различных социальных группах.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке теоретических положений, обеспечивающих решение проблемы формирования оптимальной самореализации личности в пространстве физической культуры и спорта. Сконструированные структурные модели пространства физической культуры и пространства спорта существенным образом расширяют возможности научного анализа данных общественных явлений, выявления слабых структурных компонентов с целью их актуализации. Сформулирована совокупность условий, при которых пространство физической культуры и спорта становится формирующим для самореализации личности.

Практическая значимость. Результаты исследований расширяют диапазон знаний о формирующих возможностях пространства физической культуры и спорта в направлении приобретения опыта оптимальной самореализации личности. Дано обоснование соответствия этапов макроцикла спортивной тренировки этапам механизма самореализации личности. Акцентирование внимания на содержании соответствующего этапа самореализации на каждом этапе спортивной тренировки позволяет вводить занимающихся в алгоритм оптимальной самореализации, многократное повторение которого в процессе многолетней тренировки обеспечивает опыт успешной деятельности. Результаты исследований внедрены в процесс реализации курса «Физическая культура» в вузах строительного профиля по линии Ассоциации строительных вузов, в процесс физического воспитания школьников ГОУ средней школы № 110 Юго-западного окружного департамента образования г. Москвы, в содержание коррекционно-развивающих и реабилитационных программ по физической культуре Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево», в процесс воспитательной работы с заключенными УУ 163/5, в процесс воспитательной работы соединения в/ч 32441.

 

Основные положения,выносимые на защиту:

 

1. Предложенная общетеоретическая концепция определения структурного содержания самореализации личности может быть реализована на основе единой методологии, путем выявления ее показателей: удовлетворенности, продуктивности самореализации и цены самореализации, и четвертого, интегративного, критерия.

2. Пространство физической культуры и спорта детерминирует формирование опыта оптимальной самореализации личности при условии полной активизации всех его структурных компонентов: социогенного подпространства, состоящего из политического, правового, экономического, образовательного, культурного и нравственного полей; физического подпространства, включающего моторное поле и физических агентов, а также пространственного хронотопа, представленного в пространстве спорта соревнованием, а в пространстве физической культуры - физической культурой личности.

3. Выявление сформированности пространства физической культуры и спорта и уровня самореализации личности возможно путем создания системы диагностических методик, условно разделенных на два блока: диагностики общего индекса самореализации и общего индекса пространства физической культуры и спорта.

4. Технология формирования оптимальной самореализации личности в пространстве физической культуры и спорта условно состоит из двух блоков: 1 — актуализации пространства физической культуры и спорта, «наложения» хронотопа физической культуры на хронотоп спорта; 2 - поэтапного освоения механизмов самореализации в физкультурно-спортивной деятельности в условиях образовательных учреждений.

5. Технология создания пространства физической культуры и спорта, формирующего опыт оптимальной самореализации, основана, с одной стороны, на увеличении необходимой информации о структурном содержании данного пространства, с другой - на формировании высокого уровня показателей самореализации в процессе физкультурно-спортивной деятельности в различных социальных группах.

Организация исследования. На первом этапе исследования проводился теоретический анализ научной литературы. Осуществлялись наблюдения за самореализацией личности в различных социальных группах.

На втором этапе исследования была разработана система диагностических методик для выявления сформированности пространства физической культуры и спорта и типа самореализации личности, проведен ее пилотаж. Разработан методический аппарат исследования и уточнены некоторые рабочие понятия. На основе полученных данных была определена типология самореализации личности.

На третьем этапе проводился сбор эмпирических данных: были опрошены школьники и учителя физической культуры и других предметов московских общеобразовательных школ, студенты 1-х и 4-х курсов и преподаватели физической культуры и других (нефизкультурных) предметов вузов Москвы (МГСУ - Московского государственного социального университета и МГСтУ — Московского государственного строительного университета), дети с нарушениями в психофизическом развитии, учащиеся Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» Юго-западного окружного департамента образования г. Москвы и их родители, военнослужащие в/ч 32441, заключенные УУ 163/5. Всего в исследовании приняли участие 5959 человек.

На четвертом этапе исследования, в силу разнородности выборки сбор эмпирических материалов и проведение педагогического эксперимента проходили гетерохронно. С января по май 1997 г. исследования осуществлялись на выборке специалистов по физической культуре и студентов СПбТАФКа. В период работы автора руководителем Центра психологической реабилитации и консультирования военнослужащих в/ч 32441, с 1 октября 1997 г. по май. 1998 г. апробирована технология диагностики оптимальной самореализации военнослужащих и ее взаимосвязи с их отношением к физической культуре и спорту. Педагогический эксперимент с данным контингентом проведен с 01 сентября 1998 г. по 31 апреля 1999 г. С сентября 1999 г. по май 2001 г. осуществлялся сбор материала в вузах МГСУ и МГСтУ (МИСИ). С сентября 2001 по май 2002 г. исследованию подверглись выборки школ № 110 и №789, УУ 163/5 и Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» Юго-Западного окружного департамента образования г. Москвы и их родители.

На пятом этапе исследования разделились на два направления. Целью первого было разработать технологию поэтапного формирования опыта оптимальной самореализации личности в актуализированном пространстве физической культуры и спорта в условиях образовательных учреждений. Целью второго направления было экспериментально обосновать технологию создания пространства физической культуры и спорта, формирующего опыт оптимальной самореализации в особых социальных группах.

Апробация работы. Материалы диссертации доложены и опубликованы в сборниках: международного научного конгресса «Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы» (Санкт-Петербург, 1996), международного конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации» (Санкт-Петербург, 1996), Пятого симпозиума «Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России» (Москва, 1996), международной научно-практической конференции «Здоровье молодежи XXI века» (Москва, 2000), всероссийской научно-практической конференции «Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры» (Москва, 2003), Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию ВНИИФКа «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России» (Москва, 2003) и др.

Достоверность результатов обеспечивалась исходным теоретическим обоснованием концепции исследования, выбором методов, полностью адекватным объекту и задачам исследования, этапным характером экспериментальной работы и статистической обработкой полученных результатов.

Структура и объем диссертации. Работа изложена на 491 странице машинописного текста и состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций и приложений. Работа иллюстрирована 39 рисунками и 26 таблицами. Список использованной литературы содержит 561 отечественный и 35 зарубежных источников.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

 

Идея самореализации личности имеет давнюю традицию в социально-психологических и общественно--научных исследованиях. В качестве высшей ценности самореализация личности трактуется в философии упанишад и даосизме. На западе учение о самореализации восходит по меньшей мере к Аристотелю и, отчасти, к Платону. Представители домарксистской философии Ф. Бэкон, Г. Гегель, Л. Фейербах и другие вопрос самореализации личности связывали преимущественно с активностью личности и ее сознания. На рубеже XX века появляется тенденция к доминированию этого учения в. англо-американских теориях человеческого поведения. Согласно теориям бихевиоризма (Дж. Уотсон, Толмен, Халл, Скиннер и др.), самореализация личности - это реакция организма на определенный стимул. Потребность в самореализации, по мнению представителей «второго направления» - фрейдистов и неофрейдистов (К. Юнг, А. Адлер,.К. Хорни, Г.С. Салливен, Э. Фромм и др.), является бессознательным инстинктом человека, складывающимся под доминирующим воздействием либидо (полового влечения). Представители «третьего направления» (Абрахам Маслоу, Аллан Уотте, Джозефф Кэмпбелл, Карл Роджерс, Карл Прибрам, Ролло Мей, Якоб Морено, Фритц Перлз, Эрик Берн, Джоан Баэз, Рави Шанкар, Станислав Гроф, Рам Дас, Арнольд Тойнби, Джон Лилли, Гордон Олпорт, Шарлотта Бюллер, Виктор Франкл, Эрих Фромм, Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер и др.) отвергли механистический одномерный портрет человека, созданный предшествующим бихевиоризмом, считая этот портрет искажением облика человека, примитивным образом, не предполагающим стремления к гармоническому развитию. Они выступили также против классического психоанализа, который, по их мнению, искажал и деформировал человеческую сущность.

Гуманистическое направление признает главным предметом личность как целостную уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Идея данного направления основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать судьбу и направлять ее.

Основное научное значение существующих подходов к проблеме самореализации личности состоит в том, что эклектическая ориентация, объединение идей, предлагаемых разными направлениями, дадут наилучшую возможность для объяснения загадки самореализации личности и ее детерминант в обозримом будущем.

В современной отечественной научной литературе к вопросу о сущности процесса самореализации существует несколько подходов. Так, первая группа ученых соотносит данный процесс с определенной стадией функционирования личности. (В.САллаярова, 1983; Н.В. Кленова, 1983; Е.Ю. Пряж-никова, 1984; Г.К. Сайкина, 1997; Н.И. Шаталова, 1979, и др.). Вторая точка зрения (ее сторонники В.В. Аршавский, B.C. Ротенберг., 1984; А.И. Субетто, 1992, и др.) характеризуется подходом более общего плана, что нашло выражение в попытке объяснения сущности самореализации личности с позиции взаимодействия человека с космосом. В рамках третьего подхода (его разделяют Б.Г. Ананьев, 1968; Л.С. Выготский, 2000; Л.Н. Коган, 1983; А.Н. Леонтьев, 1979; Б.Г. Ломов, 1984; К.К. Платонов; 1982; С.Л. Рубинштейн, 1957, и др.) самореализация личности рассматривается как феномен, проходящий через всю жизнедеятельность человека. Третье направление, на наш взгляд, устраняет недостатки первых двух точек зрения.

Резюмируя вышесказанное, представляется целесообразным рассматривать модель самореализации личности как систему, состоящую из трех показателей и четвертого, интегративного, критерия. Такими компонентами являются: удовлетворенность, т.е. позитивное отношение к избранной деятельности, осознание внешних и внутренних факторов, способствующих и препятствующих полноценной самореализации личности в данной деятельности на основе знаний и представлений о сущности самореализации, ее роли и значении, направленность личности; продуктивность самореализации, т.е. владение необходимыми знаниями, умениями и опытом, ориентация в содержании и формах избранной деятельности, совершенствования с учетом личностного смысла; цена самореализации, т.е. состояние здоровья и психофизический потенциал личности. Четвертый, интегративный, критерий охватывает все предыдущие и одновременно присутствует в каждом из них.

Кроме того, в рассматриваемой модели нами выделены четыре функциональных компонента, которые соответствуют этапам механизма самореализации личности. Это самосознание, самомодель, деятельность по реализации самомодели и самоутверждение. Содержательными характеристиками функциональных компонентов являются: 1) самосознание - самооценка потенциала, самоанализ, создание Я-концепции, рефлексия; 2) самомодель -постановка целей, смысл деятельности, построение планов;3) деятельность по реализации самомодели: социальные предпосылки, физические предпосылки, психические предпосылки; 4) самоутверждение — получение результатов, самооценка результатов. Структурные и функциональные компоненты системы самореализации образуют определенную целостность благодаря прямым и обратным связям между собой и с учетом активизации условий самореализации. К внутренним условиям самореализации личности нами отнесены творчество, направленность и активность личности.

В результате изучения и анализа научной литературы и использования системного подхода нами построена теоретическая модель самореализации личности (рис. 1). Использование данной модели позволит учесть сущность, структуру и содержание исследуемого феномена при создании технологии формирования оптимальной самореализации личности и, главное, выбрать максимально эффективное пространство дня реализации разработанной технологии.

Наличие всех показателей самореализации личности, выраженных в качественно-количественной форме, обеспечивает возможность построения модели, отображающей формы существования самореализации, ее показателей на многомерных помеченных стохастических матрицах.Матрицу мы использовали для получения интегрального показателя самореализации личности, а также типологизации форм самореализации личности- При этом получены все возможные варианты сочетания показателей самореализации личности.

Оптимальный тип самореализации личности характеризуется тем, что все показатели имеют высший уровень. Напротив, отсутствие самореализации наблюдается, когда по всем показателям в наличии отрицательные характеристики. Если хотя бы один из показателей имеет отрицательную характеристику, - это говорит о мнимом типе самореализации. Решающую роль при определении типа самореализации играет сочетание показателей. Если высокопродуктивная самореализация сочетается с ценой скорее неадекватной, тип самореализации определяется как затратный. В противном случае, когда среднепродуктивная самореализация сопровождается адекватной ценой, самореализацию надо считать недостаточной. Использование комплексной диагностики дает возможность проследить за взаимозависимостью типа самореализации личности конкретного человека от его отношения к физической культуре и спорту.

 

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ f ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАК ФОРМИРУЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

 

 

Восприятие жизни и деятельности на социально-психологическом и педагогическом уровне связано с формированием представлений о пространстве. В этом смысле не является исключением и социальный институт физической культуры и спорта. Выявлена высокая значимость того, что с помощью категории пространства можно составить выразительную картину физической культуры и спорта. Формирование информации о пространстве получило отражение в развитии философских и научных представлений Демокрита, Аристотеля, И. Канта, И. Ньютона, Гегеля, Г.В. Лейбниц, Н.К. Мукитанова, М.М. Бахтина, Н.И. Лобачевского, Гаусса, А. Эйнштейна и мн. др. Основанием для рассмотрения физической культуры и спорта как пространства может служить диалектический подход к его пониманию в философии Гегеля. Структурирование пространства физической культуры и спорта в нашем исследовании основывается на работах П. Бурдье. В этой связи пространство физической культуры и спорта, социальное по сути, складывается из физического и социогенного подпространств, принципиально отличающихся друг от друга.

Физическое подпространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в качестве субстанции выступают живые люди, которые берутся как таковые, сами по себе, а «не как функция или знак других процессов» (В.А. Кутырев, 1988). Социогенное подпространство пространства физической культуры и спорта - это абстрактное поле, представляющее собой ансамбль полей. Это подпространство в большей степени инструментально и вспомогательно для теоретических целей, нежели объективно. Необходимо отметить, что социогенное подпространство стремится реализоваться в физическом, взаимодействуя и пересекаясь с ним.

Переходя к описанию содержательных характеристик физического и социогенного подпространств пространства физической культуры и спорта,мы сталкиваемся с тем, что в современных условиях социальные функции, ценности, социальный статус спорта имеют собственную интерпретацию, не сводимую к значению физической культуры. В этой связи разведенные понятия «пространство физической культуры» и «пространство спорта» являются удобными в инструментальном, или терминологическом значении.