Назад в библиотеку

Экологическое образование как приоритет 21века

Авторы:Гришаева А.А., Солоха Д.В.

Описание: В данной статье описаны и обоснованы направления экологического знания студентов и школьников.

Источник: «Маркетінг на міжнародних ринках товарів і послуг: глобальні аспекти» Том 2 / Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції викладачів, аспірантів і студентів.

Аннотация: В статье анализируются проблемы диагностики экологической компетентности будущего профессионала в гуманитарной сфере с позиции экосистемной методологии.

Ключевые слова: экологическая компетентность личности, критерии экологической компетентности личности, показатели экологической компетентности, экосистемная методология, рефлексия.

В условиях формирования рыночной экономики все больше растет значение образования. Государство должно создавать все условия, чтобы каждый человек смог реализовать свое право на получение образования.

Современное молодое поколение не только хочет получить востребованную на рынке специальность, но и иметь возможность учиться во второй или третий раз по новым, более перспективным специальностям, проходить квалификационную переподготовку.

Переход России к рыночной экономике ставит проблему решения задачи устойчивого экономического роста. Одной из предпосылок для решения этого вопроса является повышение качества высшего профессионального экономического образования.

Изменение системы экономического образования сегодня надо рассматривать как составную часть рыночных преобразований в России.В настоящее время молодой специалист должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения по тому или иному вопросу, составлять служебную аналитическую записку, грамотно решать поставленные перед ним задачи и т.д.Принятые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по экономическим специальностям в целом

обеспечивают подготовку специалиста – экономиста XXI века.

Повышение качества экономического образования ставит задачу усиления профессиональной направленности в преподавании гуманитарных и математических дисциплин, в частности, математики для экономистов.

Проблема состоит лишь в том, что может происходить дублирование с курсом экономической теории. Но экономическая теория, которая в действующих стандартах является первой общепрофессиональной дисциплиной в подготовке экономиста, сегодня не может ответить на те вопросы, которые необходимо решать предприятиям в современных условиях.

Нравственные проблемы экономического образования (проблемы совести, достоинства, порядочности) должных сопровождать студента на всем протяжении его профессиональной подготовки.

Одной из характеристик современного специалиста – экономиста является умение принимать самостоятельные профессиональные решения.Учебными планами предусмотрено не менее 50% времени, отводимого на изучение той или иной дисциплины, на самостоятельную работу студента.Экономика России переживает один из самых сложных периодов.

Приоритетом в экономическом образовании является формирование эрудированных, ответственных, обладающих экономическим кругозоромстудентов.

Вырабатывая закономерности развития экономического образования и подготовки на этой основе экономистов, необходимо учитывать:

-совершенствование знаний и видов деятельности;

-установление экономического и организационного порядка в различных социально-экономических системах с учетом разнообразных форм собственности.

Изменение социально-экономического строя в целом потребовало и изменения системы образования, в том числе и экономического. Постепенно мы переходим на так называемые «международные стандарты», но есть немало опасений, что при формальном заимствовании чужих систем образования можем лишиться наработанных десятилетиями преимуществ своей системы. Есть немало проблем и другого характера.

Но будем оптимистами, веря, что наш народ, как не раз бывало в истории, выйдет с честью и из нынешней полосы рыночных преобразований, свидетельством чему являются успехи нашей страны в последние годы, когда мы оказались всемирными «призерами» по темпам экономического роста. Если закрепим эти успехи, появятся ресурсы и для подъема сельского хозяйства, и для совершенствования системы образования, в целом для повышения жизненного уровня всего нашего народа. Сегодня успех или неуспех страны зависит от того, насколько она вписывается в мировую экономику, насколько успешно участвует в конкурентной борьбе на мировых рынках. России есть хорошие позиции по некоторым экономическим направлениям. Их нужно сохранить, но этого недостаточно. Нужно обязательно завоевывать новые ниши, новые площадки, и только в этом случае Россию ждет успех. Но этот успех невозможен без специалистов с высшим экономическим образованием, хорошо подготовленных, имеющих основательные теоретические знания и чувствующих практику.

Государство призвано стимулировать, с одной стороны, заинтересованное участие работодателей в развитии системы профессионального образования и использовать рыночные рычаги воздействия, с другой, главным товаром молодого специалиста на рынке труда являются его знания, практические навыки, т.е. качество подготовки. При этом важнейшей задачей экономического образования становится формирование новых отношений учебных заведений с работодателями, которые должны активно участвовать в определении объемов, структуры и содержания подготовки специалистов.Критерии оценки работы учебных заведений: успешность выпускника на рынке труда, его конкурентоспособность, мобильность, умение адаптироваться к быстро меняющейся электронной технике и технологиям, рыночным отношениям.

В этой связи подготовка выпускника к условиям реального рынка труда, формирование у него потребности и способности к постоянному обновлению знаний должны доминировать в деятельности педагога приобучении и воспитании современного специалиста. Перед преподавателями стоит задача не только моделирования экономических, производственных и иных ситуаций, но и реального вовлечения студентов в экономические отношения. Это требует овладения принципиально новыми технологиями, методами и средствами обучения, изучения и понимания закономерностей развития современного рынка труда.

Главным направлением совершенствования системы управления качеством подготовки специалистов является, прежде всего, разработка механизма сравнения ожидаемых результатов образовательной деятельности с реальными и на этой основе с должной доказательностью судить не только о фактически достигнутых результатах обучения по тем или иным дисциплинам, но и об эффективности предложенных теоретических концепций, качестве учебно - программных документов и методик, используемых в образовательной практике. Речь идет не только о констатации достигнутого уровня и качестве образования как сугубо контрольной акции административно– управленческого характера, но и о последующей возможности коррекции образовательной деятельности, ее ориентации на более высокий уровень соответствия, совпадения целей и результатов образования по всем их структурным составляющим. Именно в этом соответствии и состоит истинный критерий эффективности образования, поэтому каждое учебное заведение сегодня должно иметь свою собственную систему контроля качества подготовки специалистов.Когда речь идет о качестве образования, необходима внутренняя система оценки качества подготовки специалиста, которая позволяла бы корректировать учебно–воспитательный процесс в соответствии с требованиями работодателей и потребностями рынка труда. К сожалению, оценка качества образования в большинстве учебных заведений до сих пор складывается из текущего, промежуточного и итогового видов контроля, существующего со дня образования педагогической науки. Время требует кардинальных изменений. До сих пор даже в тех учебных заведениях, где договоры заключены, нет разделов о том, какие специалисты и какие качества у них работодателям нужны, нет разделов об обязательном участии работодателей в выпускных квалификационных экзаменах, нет связи учебных заведений со службами занятости, не отслеживается дальнейшая судьба выпускника и, тем самым, упускается возможность оптимальной коррекции учебно –воспитательного процесса.В последние годы многие организации не хотят брать на работу молодых специалистов без стажа работы. Рычаги воздействия на эти организации должны быть только рыночными. А в данном случае товаром на этом рынке являются знания и качество подготовки специалистов.Логика достижения страной процветания: от высококачественного образования к высококвалифицированным кадрам и далее к успешной экономике и социальному процветанию граждан.

Библиографический список

1.  Фёдоров Е. К. Экологический кризис и социальный прогресс. – М.: Гидрометиоиздат, 1977.-175 с.

2.  Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. – М.: Издательская группа «Прогресс». 1994.-303 с.

3.  Бутт Ю. М. Технология цемента и других вяжущих материалов. – М.: Стройиздат, 1976.-407 с.

4.  Химическая технология керамики и огнеупоров./Под ред. П. П. Будникова. – М.: Стройиздат, 1962.-707 с.

5.  Павлушкин Н. М., Сентюрин Г. Г., Ходаковская Р. Я. Практикум по технологии стекла и ситаллов. – М.: Стройиздат, 1970, 512 с.

6.  Позин М. Е. Технология минеральных солей: в 2 т. – Л.: Химия, 1974.-1556 с.

7.  Охрана окружающей среды от загрязнения предприятиями чёрной металлургии / А. П. Шицкова, Ю. В. Новиков, Н. В. Клишкина и др. – М.: Металлургия, 1982.-208 с.

8.  Снурников А. П. Комплексное использование сырья в цветной металлургии. – М.: Металлургия, 1972.-272 с.

9.  Легасов В. А., Кузин Н. Н. Проблемы энергетики.//Природа. – 1981. № 2.- С. 8-23.

10.  Экологические аспекты устойчивого развития теплоэнергетики России./Под ред. Р. Н. Вяхирева. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2000. 187 с.