Назад в библиотеку

КОНЦЕПЦИЯ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ CALS – ТЕХНОЛОГИЙ

Автор: Горобец И.А., Голубов Н.В., Калашников В.И., Лапаева И.В.
Источник: Машиностроение и техносфера XXI века // Сборник трудов XVI международной научно-технической конференции в г. Севастополе 14 – 19 сентября 2009 г. В 4-х томах. - Донецк: ДонНТУ, 2009. Т. 1. С.155 – 160.

Аннотация

Вопросы образования жизненного цикла человека. Концепция образования уровня предлагается на базе информационные технологии.

В настоящее время в условиях мировой глобализации происходит лавинообразное нарастание потока информации, охватывающего все сферы деятельности человека. Не является исключением и объем информации о процессах обучения, т.е. о непрерывном образовательном жизненном цикле (ОЖЦ) человека, которому необходимо постоянно и всесторонне учиться, что позволит ему быть гармонически развитой и конкурентно способной личностью на рынке труда. Это связано с закономерностями изменений как образования, так и требованиями современного бизнеса.

Анализ потребностей, изменений и существующего состояния системы образования позволяет выделить и сформулировать ряд основных закономерностей развития образования, которые необходимо учитывать на различных этапах создания современных систем менеджмента качества образования [1]. К таким закономерностям можно отнести: диверсификацию, компьютеризацию, интернационализацию, индивидуализацию, интенсификацию, креативность, цикличность и многоступенчатость, смену целевых установок, возрастание роли качества, опережающего, пожизненного образования.

К таким закономерностям можно отнести: диверсификацию образования, закономерность индивидуализации образования, закономерность опережающего образования, закономерность пожизненного образования, закономерность интенсификации образования, закономерность компьютеризации образования, закономерность креативности образования, закономерность возрастания роли качества образования, закономерность цикличности и многоступенчатости образования, закономерность смены целевых установок образования, закономерность интернационализации образования.

Обработать объем информации связанный с этими изменениями невозможно без использования современных информационных технологий (ИТ).

На протяжении всего периода активной деятельности человека происходит непрерывное повышение его уровня образования. Структуру современного образовательного процесса человека можно представить в виде схемы (рис.1).

Структура системы современного образования

Рисунок 1 – Структура системы современного образования

Начальный уровень образования закладывается в детских садах. К моменту окончания общеобразовательной школы у обучаемого формируется фундамент, включающий естественно-гуманитарные и общеобразовательные знания. Далее, в старших классах, возрастает роль профессиональных и научно-познавательных знаний. Так, анкетирование учащихся технических классов показало, что для старшеклассников доминирующими мотивами учения являются профессиональный (53%) и научно-познавательный (37%). Большинство старшеклассников (71%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те предметы, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Т.е. профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников [2].

Следовательно, на содержание и объем информации существенно увеличивает влияние анализ предполагаемого в дальнейшем пути профессионального развития человека. Определяющую роль на этом этапе оказывают центры профессиональной подготовки, а также учебные заведения следующего уровня подготовки: профессионально-технические училища, колледжи, техникумы, университеты, в которых проводится эта работа. После окончания общеобразовательной школы появляется первое документальное подтверждение уровня образования – аттестат зрелости.

Дальнейшая профессиональная подготовка в учебных заведениях следующего уровня подготовки (профессионально-технические училища, колледжи, техникумы, университеты или последовательное обучение в этих учебных заведениях) продолжает увеличивать объем документальной информации об образовательном уровне человека. Это информация об итогах обучения в процессе выполнения расчетных и лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов, результаты сдачи тестов, модулей, зачетов, экзаменов, прохождения практики. Для реальной характеристики возможностей и обучаемости человека необходимо использование систем учета успеваемости, оценки должны сохраняться в электронном виде в базе данных (БД) учебного заведения. Однако, полноценному использованию и хранению электронных документов, вариантов выполняемых работ препятствует отсутствие цифровых подписей. Отсутствие реализации механизма документооборота (описываемого workflow) не позволяет управлять актуальной информацией БД учебного заведения.

После завершения обучения в учебных заведениях наступает самый длительный период активной деятельности человека – его трудовая деятельность. Однако это не означает прекращения процесса совершенствования профессиональной подготовки. В этот период, благодаря приобретаемым практическим навыкам, происходит продвижение работника по служебной лестнице, что находит отражение в информации о занимаемых должностях и категории сложности выполняемых работ. Кроме того, по мере замены технологического оборудования и программных средств ИТ, используемых на предприятии, специалист должен проходить обучение на предприятиях-разработчиках этих средств, а при переходе с одной должности на другую - проходить курсы повышения квалификации в высших учебных заведениях. В условиях динамично меняющейся ситуации на рынке труда возможна смена работником рода деятельности, что сопровождается переобучением в центрах занятости или в специальных учебных заведениях, рис.1. Все это приводит к значительному увеличению объема информации об ОЖЦ человека, о профессиональной подготовке специалистов. На сегодняшний день эта информация накапливается в виде приказов об изменении категории выполняемой работы и об изменении должности, в виде удостоверений и сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации или переподготовки и т.д. Существующая система отображает только конечные результаты обучения личности, но не передает информацию о темпе, динамике процесса обучения. Известны случаи, когда текущие оценки обучаемого не совпадают с конечными. Следует повторить, что текущая информация об учащемся в одной общей БД пока нигде не хранится.

Бизнес также заинтересован отслеживать динамику уровня развития (гуманитарную и техническую), обучаемость и психотип личности. Это позволит оптимизировать затраты времени и средств на поиск кадров и их дальнейшее продвижение по служебной лестнице, принося выгоду предприятию. Весь объем информации и ее правдивость заказчик не может получить и проверить в короткий срок до принятия на работу. Поэтому назначается испытательный срок, являющийся потерей бизнес интересов и времени предприятия.

Рано или поздно для любого человека период производственной деятельности заканчивается выходом на пенсию, однако это не означает прекращение его трудовой деятельности. Это скорее принуждает к изменению сферы деятельности, что в период адаптации к новым условиям труда опять приводит к изменению уровня профессиональной подготовки работников, и, как следствие, к изменению объема информации об этой подготовке.

Таким образом, за период обучения и активной трудовой деятельности любого человека накапливается значительный объем информации, характеризующий его профессиональную подготовку.

С другой стороны, все заметнее становится тенденция дефицита квалифицированных специалистов. Это приводит к снижению качества продукции даже в ведущих промышленных странах мира, что делает весьма актуальной проблему хранения и управления информацией о профессиональной подготовке специалистов. Для работодателей это очень важно при подборе специалистов. Наличие полного объема необходимой информации позволяет работодателю сделать необходимые выводы об этапах роста и направленности профессиональной подготовки нанимаемых специалистов. Для работников - это возможность претендовать на достойные условия оплаты труда.

Однако традиционные способы хранения этой информации на бумажных носителях затрудняют решение этих задач из-за разобщенности, отсутствия информации о динамике образовательного процесса Личности и наличия большого объема информации по каждой из Личностей. Выходом из сложившейся ситуации может быть использование для решения задач образования CALS – технологий.

Наибольшее развитие CALS–технологии получили в промышленности. Для обеспечения согласованной работы всех предприятий, участвующих в проектировании, производстве, реализации и эксплуатации изделий, используется соответствующая информационная поддержка этапов жизненного цикла изделий. Такая поддержка и компьютерное сопровождение жизненного цикла изделия получили название CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Support). Назначение CALS-технологий – это предоставление необходимой информации в нужное время, в нужном виде, в конкретном месте любому пользователю на всех этапах жизненного цикла изделия [3]. Информационное обеспечение этих технологий составляют базы данных, содержащие сведения о промышленных изделиях, используемые различными системами в процессе проектирования, производства, эксплуатации и утилизации изделий. В состав информационного обеспечения входят также серии международных и национальных CALS-стандартов и спецификаций [3].

Программное обеспечение CALS - технологий представлено программными комплексами, предназначенными для поддержки единого информационного пространства на всех этапах жизненного цикла изделий. Это системы управления документами и документооборотом, управления проектными данными, взаимодействия предприятий в электронном бизнесе, подготовки интерактивных электронных технических руководств и некоторые другие [3]. Это программное обеспечение позволяет решить и проблему, о которой упоминалось выше – проблему цифровой подписи.

Характер программного и информационного обеспечения CALS - технологий позволяет сделать вывод о том, что они полностью соответствуют задачам, которые необходимо решать при создании эффективных средств управления информацией об ОЖЦ и профессиональной подготовке специалистов на всех этапах ее формирования.

Еще одним важным вопросом является вопрос места накопления и хранения информации о профессиональной подготовке специалистов. В настоящее время эта информация, в виде отдельных фрагментов хранится, в учебных заведениях и на предприятиях где трудится специалист. Это существенно затрудняет доступ и анализ всего объема информации. Анализ информационных потоков показанных на рис.1 показывает, что наибольшее количество их проходит через университет. В университетах сосредоточены наиболее квалифицированны педагогические кадры и накапливается опыт реализации CALS – технологий. Следовательно, местом накопления и хранения этой информации должны быть крупные университетские центры, которые должны включать в свой состав учебные заведения всех уровней подготовки. В России прообразами таких центров являются Южный федеральный и Сибирский федеральный университеты. В Украине, к сожалению, проблема создания таких центров не решается.

Создание таких центров будет первым шагом к использованию CALS – технологий в системе уровневого образования. Следующий шаг – управление направленность подготовки специалистов. На основании информации из центров занятости, предприятий, о потребностях в специалистов и на основании имеющейся информации о наличии специалистов в учебных заведениях оперативно должны решаться вопросы изменения учебных планов в соответствии с реальными потребностями рынка труда. Существующая на настоящее время система, когда такая информация проходит сначала все уровни согласования в профильных министерствах и только после этого попадает, в виде указаний, в учебные заведения очень громоздка и инертна. Эти вопросы должны оперативно решаться путем изменения в учебных планах перечня дисциплин по выбору вуза.

Таким образом, предлагаемая нами концепция образования на базе CALS-технологий реализуется в следующем:

1. Человек является ключевым элементом в системе CALS-технологий образования, со всей сопутствующей информацией на протяжении его непрерывного образовательного жизненного цикла (ОЖЦ).

2. Хранителем необходимой бизнесу информации об ОЖЦ Человека является Университет.

3. Ключевой бизнес структурой в пирамиде образования и ОЖЦ Человека является Университет. Все учебные заведения территориально и профессионально должны подчиняться Университету, который является вершиной уровневой пирамиды.

4. Переподготовка кадров, повышение квалификации, переквалификация осуществляется университетами по заданию бизнес структур, которые должны вкладывать средства в техническое оснащение, переоснащение вузов. Это позволит одновременно улучшить подготовку молодых кадров.

5. Оказание услуги предоставления возможного дальнейшего обучения или информации о возможных путях его получения будет являться Бизнес интересом университета.

6. Базы данных (БД) CALS-технологий устанавливаются и хранятся в Университетах. Бизнес должен предоставлять информацию о трудоустроенном сотруднике для пополнения БД университета.

7. Управление информацией об ОЖЦ Человека осуществляется Университетом, который получает необходимую информацию от субъектов предпринимательской деятельности.

8. Функции управления приоритетными направлениями подготовки и переподготовки специалистов принадлежат Университетам.

9. Для интеграции сведений об ОЖЦ Личности в рамках государства создается интегральная база Университетов.

Список литературы

1. Корячко В.П., Таганов А.И., Таганов Р.А. Основные тенденции развития информационного, методического и инструментального обеспечений системы менеджмента качества образования вуза / Всероссийский конкурсный отбор обзорно-аналитических статей по приоритетному направлению "Информационно-телекоммуникационные системы", 2008. - 28 с.
2. Ю. Фомина, С.П. Крум Организация непрерывного образования в системе школа-вуз /Сибирский федеральный университет, Институт архитектуры и строительства http://www.naukapro.ru/ot2007/1_027.htm.
3. Информационно-вычислительные системы в машиностроении. CALS-технологии / Ю.М.Соломенцев, В.Г.Митрофанов, В.В.Павлов, Л.В.Рыбаков - М.: Наука,