Назад в библиотеку

Краткое исследование потенциальной возможности генезиса искусственного интеллекта в рамках материалистической философии

Автор: Федорченко А. А.
Источник: Инженерное образование в развитии современного общества. Секция 4. Гуманитарные аспекты инженерного образования. Тезисы докладов и сообщений Международной научно‑практической конференции. / Кафедра философии ДонНТУ. 30.05–01.06 2011 г., С. 179–182.

Дальнейшее развитие общества и производства идет по постиндустриальному пути, необходимым условием которого является все большая степень автоматизации и компьютеризации производства. Возникновение искусственного интеллекта позволит совершить качественный рывок на этом пути.

Данный вопрос рассматривается нами в рамках материалистической философии, потому что материализм объясняет разум физическими процессами.

Определимся с дефинициями, чтобы корректно задать область, рассматриваемую нами в данной работе.

Интеллект – это свойство, объединяющее все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Искусственный интеллект – наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. Как видно из этого определения, целью данного научного направления является наделение некоего аппарата или программы интеллектом.

Постараемся определить, возможна ли реализация познавательных способностей индивида в аппаратном или программном виде. Начнем со способностей, которые уже реализованы на современном уровне.

Ощущение. В принципе согласно диалектическому принципу взаимосвязи, любое воздействие, как событие, порождает следствие. На физическом уровне любое воздействие сводится к изменению гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого ядерных полей. Таким образом, фиксируя изменения данных полей в конкретных диапазонах ощущать может любая замкнутая система, т. е. система, имеющая обратную связь. Человек – частный случай такой системы. В современной технике такое ощущение давно реализовано с помощью датчиков обратной связи.

Память. Как свойство сохранять, накапливать и воспроизводить информацию в современной компьютерной технике она реализована с помощью дискретной цифровой кодировки.

Эти познавательные способности, единственные реализованные технически на данный момент. Что касается мышления, представления, восприятия и воображения – они пока не реализованы. Чтобы понять почему, рассмотрим определения данных способностей.

Мышление – способность мыслить – фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений.

Восприятие – познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Восприятие уникально, это означает, что одна и та же действительность разными людьми будет воспринята по‑разному. Восприятие обеспечивает плюрализм мнений, который порождает множество взглядов, гипотез и теорий.

Представление – вторичный образ, воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие, в более широком смысле – всякое воспроизведённое памятью состояние сознания.

Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Из определений следует, что данные способности тесно перекликаются с понятием сознания, потому что все они входят в его структуру, и считаются в принципе неотделимыми от него. Сознание в философии есть качество присущее именно человеку, поэтому, чтобы не вступать в противоречие с философией приведем психологическую трактовку, идентичную по своей сущности. Сознание – это высшая форма отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме понятий и образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Таким образом, мы приходим к выводу, что для того чтобы компьютерная система приобрела интеллект, ей необходимо обрести сознание, т. е. он должен возникнуть. Исходя из существования первоосновы, полагаем, что генезис сознания универсален, так как вся известная нам материя подчиняется единым законам природы.

В диалектическом материализме выделяют следующие природные предпосылки возникновения человеческого сознания:

Рассмотрим данные предпосылки, и постараемся понять, возможно ли в принципе формирование искусственного сознания.

Мозг. Процессор, являющийся по сути арифметическо‑логическим устройством, не может быть мозгом для искусственного интеллекта. Это объясняется тем, что он работает по жестко заданному алгоритму, и любое отклонение вызывает сброс, т. е. перезапуск вычисления. Успехи в изучении структуры головного мозга человека, позволили создать искусственные нейронные сети. Они не программируются в привычном для нас смысле. Они самообучаются. На практике это выглядит следующим образом: задаются некоторые ограничения (аксиомы), далее сеть выявляет сложные зависимости между входными данными и выходными, а также выполняет обобщение. Это значит, что в случае успешного обучения сеть сможет выдать верный результат на основании данных, которые отсутствовали в обучающей выборке. Это дает надежды, на формирование соответствующего требованиям сознания компьютерного мозга.

Отражение – это свойство материальных объектов воспроизводить, копировать в процессе взаимодействия особенности других предметов. Психическая форма отражения – его высшая форма, это описанная Павловым вторая сигнальная система. Почему и как она образовалась нельзя ответить до сих пор. Для ее возникновения необходимо наличие первой сигнальной системы. Известно, что первая сигнальная система представляет собой комплекс рефлексов, врожденных и приобретенных. Информация, определяющая сущность врожденных рефлексов, записана в генном коде организма. Это означает, что компьютерная система может обладать первой сигнальной системой, т. к. она может быть зашита во время производства аппарата или программы. Сущность второй сигнальной системы заключается в возможности оперировать абстракциями, что подразумевает существование языка, их описывающего. В принципе машины постоянно оперируют абстракциями, да и бинарный код, их описывающий, более конкретен, чем многие слова. Но пока машина программируется человеком, она не создает абстракции, а является инструментом, по их обработке. Лишь если машина сможет отойти от алгоритмов, может произойти формирование второй сигнальной системы.

Прямохождение. Для человека это ознаменовало освобождение передних конечностей и переход к трудовой деятельности – это одно из важнейших качественных изменений за всю историю эволюции. Касательно компьютеров, это должен быть переход к творчеству, притом не к воспроизведению случайных чисел, а созиданию.

Стадная форма существования. Как предпосылка она важна потому что, позволяла накапливать информацию, отделять объективное и субъективное и т. д. Для машин это не будет являться необходимостью, так как их сознание будет сформировано уже сознательным создателем, который может восполнить данное влияние.

Как видим отражение является свойством мозга. Поэтому при создании достаточно сложной и быстродействующей нейронной сети его возможно обеспечить, но вот только построить такую сеть мы пока не в состоянии. Она должна быть гибкой по архитектуре, регенерируемой, и содержать миллиарды элементов. Мы не имеем технологий для ее реализации. Но и этого недостаточно, ведь мы должны сделать некое качественное изменение, заставить компьютер творить, создавать.

Еще более очевидной бесперспективность этой задачи на данном этапе развития науки, и в частности философии, станет если просто понять, что создавая искусственный интеллект, мы хотим сделать его по образу и подобию нашего, при этом не выяснив как, и главное почему, возник наш собственный интеллект.

Таким образом, такой качественный рывок научно‑технического прогресса как создание искусственного интеллекта, мы сможем сделать, если получим однозначный ответ на философские вопросы как? и почему? возникло наше сознание, т. е. создание искусственного интеллекта не только техническая проблема, а в первую очередь – философская.