Назад в библиотеку

Система торговли выбросами для транспортного сектора для сохранения окружающей среды

Авторы: Йерун Клустер, Беттина Кампман.

Автор перевода: В. А. Трунов.

Источник: The Swedish Environmental Protection Agency Naturvardsverket.

Предисловие

Инновационные и далеко идущие меры необходимы, чтобы замедлить изменение климата. Выбросы CO2 в транспортном секторе неуклонно растут во многих странах и Швеция не является исключением из этой тенденции. Из‑за повышенного спроса на транспортные услуги, замедлить или обратить вспять эти тенденции в транспортном секторе оказалось очень трудно. Торговля квотами на выбросы является рыночным механизмом, который недавно был использован в Европейском Союзе для управления количеством выбросов парниковых газов. Европейские профсоюзы торговли выбросами (СТВ ЕС) на текущий момент охватывают большинство крупных промышленных объектов, но не транспортную область.

С ростом уровня торговли квотами на выбросы растет возможность использования этого механизма в качестве инструмента для решения проблемы роста выбросов в транспортном секторе. Большая часть внимания в настоящее время сосредоточена на авиационном секторе, и Европейская комиссия в настоящее время готовит доклад о том, что авиация может быть приведена в ЕСТВ. Тем не менее, другие транспортные отрасли также планируется включить в список рассматриваемых СТВ ЕС после 2012 года.

Есть много вариантов того, как торговля квотами на выбросы может быть применена к транспортному сектору. Такая схема вполне может покрыть все транспортные секторы, либо состоят из отдельных схем для субъектов такого сектора, как автомобильный транспорт. Схема может быть открытой, т. е. связана с ЕСТВ и другими торговыми системами, или закрытой, т. е. ограничивается самим сектором. Это значит, что существует широкий ряд других вариантов и критериев, которые следует учитывать.

Чтобы улучшить наше понимание целесообразности и последствиях торговли квотами на выбросы применимо к транспорту, Агентство по охране окружающей среды Швеции попросил специалистов подготовить настоящее исследование. Авторы имеют исключительную ответственность за содержание статьи, и это не может поэтому быть приняты в качестве точки зрения шведского экологического агентства по охране окружающей среды.

Методология исследования

В этом разделе мы обсудим методологию данного исследования. Сперва мы представим типологию схем торговли выбросами. Впоследствии мы обсудим рамки оценки схем торговли выбросами. Как обсуждалось с SEPA, следующие виды транспорта были отобраны для оценки и создания схемы торговли квотами на выбросы: дорожный сектор, рельсовая железная дорога, морские перевозки, авиация и транспортный сектор в целом.

Типы схем торговли выбросами

Есть несколько характеристик, которые могут быть использованы, чтобы классифицировать торговые схемы. К данным характеристикам относят: географический охват, объем сектора, торговую организацию, контроль выбросов, закрытую или открытую схемы, использование механизмов Киотского протокола проекта.

Объем сектора может быть либо государственной, либо международной системы. В этом исследовании государственная система будет относиться к шведской системе. Международная система будет, в первую очередь, относится к системе ЕС. Другое различие заключается в том, что торговая система будет рассмотрена для конкретных субъектов сектора транспорта, например, легковых автомобилей; для конкретного вида транспорта, например, всех автомобильных перевозок; для всех видов транспорта.

Электрический железнодорожный транспорт был исключен из сферы действия анализируемых систем, так как электричество, используемое для железнодорожного транспорта, уже включено в ЕСТВ. Сюда вошли выбросы СО2 при производстве электроэнергии для электропоездов, а это значит, что эти выбросы подвергаются воздействию системы торговли выбросами в два раза. Это, безусловно, будет несправедливо или неэффективно.

Главной особенностью схемы торговли выбросами в Kap&Trade (K&T) является то, что фиксированный потолок установлен на каждый определенный тип выброса. Каждый источник выбросов, охваченный программой, должен иметь разрешение на покрытие своих выбросов. В течение первого торгового периода с 2005 по 2007 ЕСТВ охватывает только выбросы СО2 от крупных предприятий в электрической и топливно‑энергетической промышленности и в отдельных энергоемких промышленных секторах.

Оценка торговой схемы дорожной отрасли

В этом разделе мы примерно оценим различные торговые схемы для транспортного сектора. При оценке мы сосредоточим внимание на аргументах, на основание которых некоторые виды торговых схем могут быть исключены. Схемы, которые не могут быть исключены, оцениваются по критериям, описанным ранее. Сперва обсуждается национальная схема, а затем международная. Начинаем с некоторых более общих понятий, касающихся схемы для дорожной отрасли, в том числе обсуждаются возможные субъекты, которые могут нести ответственность за выбросы.

Чтобы сфокусироватся на анализе торговли квотами на выбросы в секторе автомобильного транспорта, мы сначала обсудим возможные торговые объекты. Как отмечалось ранее, торговая сущность определяется как партия, которой требуется дать пособие. Плюсы и минусы, различные варианты аренды обсуждаются ниже.

Конечный потребитель – водитель транспортного средства, может быть торговым объектом. Например, оплачивая счет топлива, автомобилисты могут быть обязаны сдать налог на выброс СО2.

Глядя на более высокий уровень в системе, НПЗ может считаться торговым объектом. Тем не менее, на уровне завода в настоящий момент не возможно определить рынок, на котором будет использоваться топливо. Две проблемы могут возникнуть. Во‑первых, некоторые виды топлива, например, газ, можно использовать для других целей, кроме транспорта. Во‑вторых, нельзя точно определить, будет ли топливо использоваться на национальном рынке или в других странах. Причина в том, что нефтеперерабатывающие заводы сотрудничают с торговыми фирмами. На уровне завода невозможно знать наверняка о конечном пункте назначения продукции, которая поставляется торговым фирмам. Таким образом, НПЗ не может знать наверняка, будет ли продукт использован на национальном или международном уровне. Это касается как транспортного сектора, так и других секторов. Нефтеперерабатывающие заводы по этой причине не включены в список ЕСТВ как потенциальные торговые объекты.

В настоящее время, единственная суть для схемы K&T, направленной на конкретные подотрасли автомобильного транспорта, например, легковые автомобили, грузовой транспорт или общественный транспорт заключается в применении на конечных потребителях. На более высоких уровнях нельзя определить с какой целью топливо будет использоваться. Например, легковые автомобили используют то же топливо, что и фургоны, и тяжелые транспортные средства. По этой причине было бы практически невозможным различить топливо, которое продается на автозаправочной станции для, например, грузового транспорта и общественного транспорта.