Назад в библиотеку

Экспресс–метод определения токсичности отработавших газов

Автор: Т. Поченкова, М. Илык, Д. Зленко, И. Козлов.

Источник: неизвестен.

Автомобильный транспорт – один из основных источников загрязнения атмосферы крупных городов. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) содержат целый ряд высокотоксичных газооб разных веществ, к которым относится и окись углерода.

Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с карбюраторными двигателями регламентирует ГОСТ 17.2.2.03‑77. Стандарт предусматривает, что определять содержание СО надо при помощи стационарных или переносных газоанализаторов, и диктует требования, предъявляемые к этим приборам по рабочим диапазонам и погрешностям измерения. Для определения окиси углерода в отработавших газах ДВС используют газовые хроматографы и другие приборы различных марок и типов, например оптикоакустические. Эти приборы, однако, относительно дороги, довольно сложны в эксплуатации и пока еще дефицитны. Ими могут оснащаться только крупные автохозяйства. Большинство же мелких и средних АТП не имеют возможности оперативно проводить контроль двигателей по этому параметру. Технических средств оперативного контроля практически не имеют и подразделения ГАИ.

Всесоюзный научно-исследовательский институт горноспасательного дела (ВНИИГД) разработал портативный, дешевый, надежный и удобный в эксплуатации газоопределитель ГХ СО‑5. Он прошел государственные приемочные испытания, разрешен Госстандартом СССР к выпуску и применению.

Действие газоопределителя основано на линейно-колористическом принципе. Анализируемая газовая проба просасывается аспиратором ручного действия через индикаторную трубку, заполненную специальным твердым пористым материалом, которой под действием окиси углерода изменяет свою окраску. Концентрацию окиси углерода (в объемных процентах) определяют сразу по длине окрашенного слоя при помощи нанесенной на индикаторную трубку шкалы. Быстрота, с какой исследователь получает нужную информацию, позволила назвать данную методику проверки отработавших газов экспресс-методом определения содержания СО в отработавших газах.

Серийному выпуску газоопределителя ГХ СО‑5 предшествовали его широкие испытания. Так, проводился анализ отработавших газов при помощи газоопределителя ГХ СО‑5 и (параллельно) газового хроматографа ЛХМ‑7А по методике, разработанной во ВНИИГД. Было взято семь проб отработавших газов с концентрацией СО от 0,5 до 5 %. Некоторое завышение содержания окиси углерода при использовании газоопределителя ГХ СО‑5 может быть вызвано наличием в анализируемых пробах предельных углеводородов.

Проводилась также выборочная проверка содержания окиси углерода в отработавших газах двигателей в режиме холостого хода (хх). У двух из восьми обследованных автомобилей концентрация окиси углерода оказалась значительно выше нормы, еще у двух также весьма высокой, хотя. и в пределах нормы, у остальных четырех – значительно ниже.

Испытания наглядно показали, что газоопределитель ГХ СО‑5 может быть использован для быстрого определения содержания окиси углерода в отработавших газах двигателей, что особенно удобно работникам ГАИ. По мере выпуска других, более совершенных переносных анализаторов, использование ГХ СО‑5 будет сокращаться, поскольку этот прибор менее точен и не позволяет следить за изменением содержания СО во время регулировки двигателя. Тем не менее, в связи с дефицитом на такие приборы, газоопределитель позволяет уже сегодня проводить оперативный контроль двигателей на содержание СО в отработавших газах.

Погрешности, допускаемые ГОСТ 17.2.2.03‑77 и фактическая погрешность газоопределителя ГХ СО‑5 при определении содержания СО в отработавших газах, % об.