Назад в библиотеку

Проблема правильной интерпретации традиционализма Р. Генона

 

 

Автор: Бардинова А.И.
Источник: Традиція і традиціоналізм: матеріли Круглого столу (Донецьк, 11 листопада 2011 року). – Донецьк: ІПШІ "Наука і освіта", 2011. – С. 46–48.

Аннотация

Бардинова А.И. Проблема правильной интерпретации традиционализма Р. Генона. Согласно концепции Генона, Традиция – это священное, сверхчеловеческое знание о первопринципах мира, полученное человечеством еще в доисторические времена. По Генону, каждый традиционалист обязательно должен практиковать конкретную религию, соответствующую его культуре или свободному выбору.

В конце XX в. стали быстро развиваться процессы интеграции мировых культур. С одной стороны, происходит вымирание традиционных культур под влиянием процесса глобализации, культурного униформизма, а с другой – коммуникация носителей разных культур, их культурная полифония, наоборот, способствует принятию инокультурных ценностей. Возник целый комплекс проблем межкультурного взаимодействия: транскультурность, культурный плюрализм, трансляция языков культур, столкновение цивилизаций. При этом они ставятся как в теоретическом плане, так и в историческом. Опыт истории и особенно пример традиционных культур древности и средневековья, позволяет изучить формы культуры и способы ее трансляции, коммуникации в наиболее чистом виде. На этой основе легче отыскать подходы к разрешению данного вопроса современной социальной действительности.

Последователь и российский переводчик Рене Генона Ю. Стефанов замечает, что именно он ввёл в современную философию понятия «традиционная цивилизация» и «антитрадиционный мир», которые получили столь широкое распространение. Рене Генона представляют как создателя особого, хотя и довольно экзотичного направления в современной западной философии – традиционализма. Сейчас же учёные и философы практически не задумываются об их создателе и вкладывают в них совершенно иной смысл. Под традицией в современной философии понимается социальная форма, противостоящая историческому потоку, а под традиционным обществом — то общество, которое, в противоположность современному, ориентировано не на генерацию нового, и, соответственно, разрушение старого, а, наоборот, — на воспроизводство уже имеющихся образцов. Традиционное общество видит в истории не прогресс, а регресс. Этим и объясняется его стойкий консерватизм и осторожное, подозрительное отношение ко всяким новациям, не освященным авторитетом древности.

Вероятно, Генон согласился бы и с таким толкованием традиционализма, но при условии, если в основе общества и его традиций, будет лежать одна единая трансцендентная традиция. Генон провел глубокие исследования традиции на материале религии, философии, искусства Востока и Европы и предложил доступную интерпретацию сложных эзотерических аспектов традиции, показал, каким образом социальная и коммуникативная наполненность традиции скрыта в сакральных символах.

Генон опирается на метод метафизики, полагая, что всякий феномен имеет основание в духовной реальности, не зависимо оттого, как он выглядит с точки зрения обыденного или научного опыта. Он понимает традицию не как наследуемые культурные формы, а как некую вписанность в силовые линии Единого Смысла. Чем ближе к исходному смыслу располагается фаза культуры, тем большей степенью реальности она обладает. Согласно этой трактовке кризис ценностей современного человека, хаос в общественной стабильности, замена в микросоциуме и прочие тенденции деградации есть та же самая Традиция, но в ее потенциальной фазе. При сумме всех беспорядков, порядок в системе сохраняется. Традиция не исчезает, ее перестают замечать. На виду остается только телесность и потребление. Люди прекращают руководствоваться традиционными ценностями, и их ментальность задается исключительно прагматическими целями. Полная внешняя анархия и смерть Традиции есть ее точка перехода в новый цикл. Конец света наступает с космической периодичностью, принося конец иллюзии отклонения от единой Традиции.

Таким образом, согласно концепции Генона, Традиция – это священное, сверхчеловеческое знание о первопринципах мира, полученное человечеством еще в доисторические времена. Знание, якобы, растворено в мифах, религиях и социальных установлениях обществ. Но традиция, согласно, Генону, не тождественна религии, а является более широким понятием. Кроме религиозных ветвей традиции – христианского, исламского и иудейского мистицизма, он называет ещё и социальные ветви – конфуцианство и даосизм, которые могут быть совместимы с любой религией, поскольку трактуют не трансцендентное, а место человека в обществе и в природе. Индуизм относится Геноном к метафизической ветви Традиции и также есть не столько религия, сколько наука в точном, первоначальном смысле слова, то есть сакральное учение о природе и о человеке.

По Генону, каждый традиционалист обязательно должен практиковать конкретную религию, соответствующую его культуре или свободному выбору. Традиционалисты считают, что все религии являются более истинными, нежели светское секулярное мировоззрение, – отсюда приглашение к межконфессиональному диалогу и исследованию того, что их объединяет перед лицом «общего врага» –светских секулярных, атеистических, эволюционистских, материалистических, позитивистских идеологий.