Назад в библиотеку

Ислам – традиция «виртуального» общения?

 

 

Автор: Бардинова А.И.
Источник: Роль науки, релігії та суспільства у формуванні моральної особистості: матеріали XXX Міжнародної науково – практичної конференції. – Донецьк: ІПШІ "Наука і освіта", 2011. – С. 233 – 235.

Аннотация

Бардинова А.И. Ислам – традиция «виртуального» общения? Ислам действительно является традицией «виртуального общения. Интернет обладает как достоинствами, так и недостатками. В современных условиях социальная сеть даёт возможность значительно повысить качество и эффективность просветительской работы.

«Если ты что–то делаешь, то делай это хорошо», говорит пророк Мухаммад. Чтобы начатое дело для мусульманина было утешным, он использует всё самое полезное и совершенное. Важностъ Интернета в том, что в современных условиях социальная сеть даёт возможность значительно повысить качество и эффективность просветительской работы.

Было бы глупо игнорировать подобные достижения человеческой мысли. Интернет – выгодное средство для представителей Ислама. Ещё на первых стадиях своего существования он вызвал у нас большой интерес, и человек старается сделать всё зависящее для того, чтобы не отстать и найти своё место, но всемирной сети. Например, на базе Духовного управления мусульман Дагестана действует несколько сайтов, в частности и электронная версия газеты «Ас салам». Мусульмане открыты к сотрудничеству с каждым человеком, который готов способствовать распространению ислама во всех областях человеческой деятельности.

С ростом популярности Интернета мусульманина подстерегает опасность в соблазнах, искушениях. Верующего человека, не только в рамках Ислама, но других представителей религиозных конфессий, во Всемирной поджидает много вещей, которые могут нанести вред, прежде духовному, а потом и психическому здоровью. Но на подов опасности можно наткнуться на улицах современных городов, радио и телевидении. И Интернет здесь – лишь показатель состояния общества, гораздо более объективный, чем, например, телевидение.

Опасность будет меньше, когда нравственнее будут люди, чем общество в целом, ведь по сути, всё в руках человека, и сам он праве решить кто над кем будет властвовать. Человечество не в силах призвать верующих сторониться современных технологий, мы только можем призывать быть нравственными до конца.

Для представителей данной религии, возникает проблема: на просторах Интернета большая вероятность встретить различные сайты, с информацией, которая нередко искажает подлинную суть мусульманской традиции. Ислам всегда приветствует творческий подход к жизни, идёт навстречу нуждам и потребностям человека. Ислам не приемлет пошлость и насилие. Некоторым может показаться несовместимыми Интернет и Ислам. Но религия не ограничивает верующего ни в чём, кроме отвратительного, таковым является мнение мусульман.

Несмотря на множество достоинств Интернета, он, к сожалению, таит в себе и определенную опасность. Она заключается в том, что существует большое число сайтов, содержание которых оскорбляет чувства мусульман.

Не стоит обойти вниманием и тот факт, на который мусульмане делают явный акцент: в сети существуют сайты, которые распространяют откровенно клеветническую информацию об Исламе и мусульманах. Как правило, они заостряют внимание на якобы рабском положении женщины в Исламе, распространяют ложь о пророке Мухаммада, считают они.

Делая некоторый вывод из убеждений мусульман, можно сказать, что Интернет открывает огромные возможности для человека. Мусульманин должен помнить, что «максимум свободы минимум правил» он должен использовать с пользой для Аллаха.

В первую очередь, акцентируется внимание на намерении верующего. Если человек стремится к недозволенному, пусть даже в виртуальной форме, то это уже является запретным. Разрешено в социальных сетях всё то, что разрешено в обычной жизни. А все запретное запрещено в виртуальной форме. Естественно, мусульманин должен сторониться порнографии и тому подобного, как и в обычной жизни. Если у него есть семья, то он должен оберегать её и в Интернете, в особенности нужно следить за детьми.

Общение ребёнка на различных форумах и в чатах может быть чревато неблагоприятными последствиями.

Что касается вопроса о виртуальных обрядах, мы можем проследить, в Коране Аллах говорит, что Он создал людей для того чтобы они ему поклонялись. В Исламе это занимает первостепенное значение. Но это не означает, что мусульманин должен забросить работу, учёбу, семью и круглые сутки молиться. Просто верующий должен в круговороте мирских дел помнить о том, Кто его создал и соотносить все свои поступки с тем, доволен ли им Аллах. Это и есть постоянное поклонение. И если мусульманин в Сети рассказывает об Исламе, получает знания о религии или новую полезную информацию о жизни единоверцев или просто общается, отдыхает после работы, то за всё, сделанное ради Всевышнего и с мыслью о Нем, ему будет огромная награда.

Таким образом, многих беспокоит вопрос, каким будет развитие мусульманского Интернета, даст ли эта технология что–то новое исповедующим Ислам? Мы живём во время бурного развития технологий. Мусульмане должны стараться осваивать их чтобы наилучшим образом проявлять себя. Трудно отделить мусульманский Интернет от Ислама в целом. Сейчас количество мусульман растёт, особенно в Западной Европе, и в России многие интеллектуалы обращаются к Исламу. Думаю, что Интернет имеет в религии Ислама большое будущее. Интернет даёт для этого им огромные возможности.

Можно подвести итог, что Ислам действительно является традицией виртуального общения. Интернет обладает как достоинствами, так и недостатками. Для «богобоязненных» он является очень удобным и необходимым инструментом. В частности, Интернет является быстрым, эффективным и довольно недорогим средством связи. Кроме того, он содержит большое количество достоверной информации по Исламу и религиозным наукам. И хотя негативные аспекты Интернета являются очень тревожным фактором для верующих, тем не менее, способ его использования остается на совести самих пользователей.