Назад в библиотеку

Представления об эсхатологии в христианстве и исламе: компаративный анализ

 

 

Автор: Бардинова А.И.
Источник: Дні філософського факультету – 2012: Міжнародна наукова конференція (21–22 квітня 2012 року): Матеріали доповідей та виступів. – К.: Видавничо–поліграфічний центр " Київський університет", 2012. – Ч.4. – C. 110–112.

Аннотация

Бардинова А.И. Представления об эсхатологии в христианстве и исламе: компаративный анализ. В тезисах рассмотрено исламское и христианское представление «конца света». Сделана попытка анализа двух мировых религий по вопросу эсхатологии.

Далеко не каждому в XXI в. известно значение слова «эсхатология». Если обратиться к популярным сегодня социологическим опросам, вряд ли каждый десятый сможет объяснить, значение этого термина. Несомненно, что проблеме о конце света сегодня уделяется большое внимание: по телевидению, радио, в газетах и журналах почти ежедневно можно найти сообщения о готовящейся третьей мировой войне и т. д.

Каждый человек задается вопросами, каковы конечные судьбы каждого из нас и окружающего мира, что нас ждет после смерти, какой конец ожидает вселенную. Эсхатология – в религиозных мировоззренческих системах – учение о конечных судьбах мира и человека.

Представления о конце света оказывают окончательное воздействие на этические принципы религии и верующих, являясь их логическим завершением. Ожидание близкого конца видимого мира нельзя считать характерным признаком только лишь XX или XXI века. Многих беспокоят вопросы о том, что стоит за гранью видимой нам действительности, и как долго привычный нам мир может существовать в таком виде, каким мы его знаем. Как правило, эти вопросы наиболее успешно разрешались в свете религиозных представлений человечества, хотя решались они, конечно, по–разному.

В христианском понимании «конец света» неразрывно связан с разными событиями, например, воскресение мертвых, суд и жизнь будущего столетия. Слово эсхатология часто употребляется в Священном Писании (Ин. 6:39: 12:48). Термин «эсхатология» в христианском понимании используется преимущественно для обозначения конца времени, а именно второго пришествия Иисуса Христа, воскресении мертвых, ожидание Страшного Суда.

Ислам, как и христианство, придерживаются линейной концепции эсхатологии, когда время воспринимается как некая цепь следующих друг за другом явлений.

В исламе, только Аллах знает все подробности последних дней и их хронологию, а человек знать это не должен. Развитие судеб человека, ход истории мира занимает главенствующее место, как в исламе, так и в христианстве. В Коране говорится о конце света и последующем воскресении мертвых, которых будет во всей строгости судить призвавший их Аллах, отметим, что общая концепция загробной жизни и Страшного суда в христианстве в целом схожа с исламом. В то же время, существуют значительные отличия. В христианских представлениях о посмертном бытии души отсутствуют догматизированные детальные описания каждого этапа жизни души после смерти. Бог, в христианстве представлен любящим Отцом, милующим Своё творение, в то время как Аллах выглядит суровым и грозным вершителем правосудия. Потому христианство – это религия любви, а не закона, шариата, не приемлющего отступлений от своих правил и норм. Христианская эсхатология – это Царство Божие. Это одновременно и конец, и начало, которое находится в неразрывном онтологическом единстве. Это не ожидание Страшного Суда Аллаха – это ожидание встречи с Богом, восстановления полного единства с Ним. Так же в Коране, встречаются стихи, описывающие ход исторического процесса (Сура 79:42–44).

Согласно исламским воззрениям, мир рано или поздно прекратит своё существование. Произойдёт космическая катастрофа, которой будут предшествовать определённые события – они указаны в Коране и хадисах, и затем наступит воскресение мёртвых и Страшный суд. Каждый человек будет судим согласно своей земной жизни. Если он веровал в Аллаха и жил благочестиво – ему уготовано место в раю, если же имело место быть порочная жизнь, вера в иных богов, кроме одного Аллаха – человек обречен на вечные муки в аду. Мусульманские представления о рае и аде отличаются особой чувственностью – вечные блаженства и муки описаны чрезвычайно реалистично, что, несомненно, имеет своей целью психологическое воздействие на верующих и побуждение их к более благочестивой жизни. После суда верующие будут введены Аллахом в рай, где они вечно будут наслаждаться всеми благами, главным из которых будет созерцание Господа (Коран 75:22,23), а грешники пойдут в огонь ада, в котором вечно будут гореть. Коран в отличие от Библии дает очень подробную картину ада и рая.

По Корану жизнь в раю вечная. Там будет существовать супружеская жизнь (Коран 56:35–37), еда и питьё (Коран 51:19; 18:31). В то же время указывается, что всё это не будет аналогом земных удовольствий, а будет гораздо лучше их. Но вершиной наслаждения для обитателей рая будет возможность лицезрения Аллаха (Коран 10:26; 75:22–23).

Описание особенностей ада и адских мук также занимает особое место в Коране. Прежде всего, говорится о том, что ад имеет 7 врат и уготован для неверных и грешников, которые будут вечно пребывать в нём и гореть в огне (Коран 2:126; 2:167; 3:131). Состояние, в котором будут пребывать в нём люди, также не будет иметь аналогии с земными понятиями. Коран говорит о том, что они будут пребывать между жизнью и смертью. Но окончательной смерти там не будет, а будут вечные мучения (Коран 20:74; 88:12,13). Питанием обитателей ада будут плоды адского дерева Заккум. Они горьки и едки. Попав в желудок людей, они будут вызывать ощущение огненной расплавленной меди. Запивать же эту пищу, они будут зловонным кипятком (Коран 37:62–68; 56:42–44). В то же время будет гореть их кожа (Коран, 74:29).

Таким образом, можно подвести итог, что эсхатологические воззрения христианства и ислама – самобытны и отличны друг от друга. Так, мусульмане уверены в том, что в момент Страшного суда большую роль будет играть их великий пророк Мухаммед, чье заступничество сможет не только смягчить участь грешника, но и побудить Аллаха простить грехи и направить прощенного в рай. В общем, они схожи, признавая за материальным миром неизбежный конец, и различны в том, что поразному представляют себе этот конец.