Колесникова Т. А.

 ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ В ЭСХАТОЛОГИИ  ЦЕРКВИ ПОСЛЕДНЕГО ЗАВЕТА

  Вероучения нетрадиционных религий, появляющихся в периоды кризиса и общественных потрясений, напрямую связаны с глубокими изменениями общего мироощущения современного человека. Их содержание и направленность всегда отображают характер современной духовности, настроения и ожидания людей в переломные периоды. В настоящее время очень актуальной становится экологическая проблематика. Она занимает значительное место в вероучениях новых религиозных движений, таких как анастасиевцы, бажовцы, виссариониты (Церковь Последнего Завета). Особенно отчетливо проблема экологии проявляется в учении виссарионитов, здесь она напрямую связана с эсхатологическими ожиданиями.

 В 1990 году Сергей Тороп, уроженец г. Краснодара объявляет себя мессией, спасителем человечества с именем Виссарион, или «дающий жизнь». В. г. Минусинске Челябинской обл.  в 1991 году на основе местного кружка уфологов возникает культовое объединение последователей Торопа – Община Единой Веры, позднее (в 2000 году) названная Церковью Последнего Завета.

    В вероучении Виссариона присутствуют элементы язычества (одухотворение Природы, Матушки-Земли), гностицизма (дуализм тела и души и их  согласованность  в процессе духовного развития),  буддизма, индуизма (реинкарнация), йоги (путь духовного совершенства), христианства. Это вероучение интересно в первую очередь тем, что призывает решать актуальные проблемы современности при помощи новых эсхатологических и мессианских идей. Эсхатология Виссариона несет явную экологическую направленность, потому что объявляет загрязнение окружающей среды и техногенные катастрофы признаками грядущего апокалипсиса. Призыв Виссариона к жизни в гармонии с природой и созданию экологически чистых поселений сейчас звучит особенно актуально, и поэтому через  20 лет существования вероучения у Церкви Последнего Завета по-прежнему есть свои последователи. Город Солнца Виссариона – эконоосферное поселение на озере Тиберкуль процветает и не теряет своих поселенцев. Изучение эсхатологии  Виссариона в настоящее время очень актуально,  так как вероучение Церкви Последнего Завета дает возможность посмотреть на современные экологические проблемы под необычным углом;  загрязнение окружающей среды и кризис духовности, по Виссариону, это явления одного порядка  и поэтому путь духовного развития современного человека обязательно должен быть направлен на решение экологических проблем. Духовность сегодня уже не может мыслиться без экологической ответственности.

    Вероучение тяготеет к экуменизму, и поэтому Виссарион принципиально отказывается от символики, несущей какую-либо конфессиональную нагрузку. Основной символ Церкви Последнего Завета – крест в круге из цветов.

   Основы вероучения Виссариона изложены в Третьем Завете – опубликованном в 1993 году “Слове Виссариона, являющего последний Завет от пославшего (прославившего) его Отца Небесного”. Третий Завет написан по образцу Библии – разбит на главы и стихи. Большое место в нем занимает «Повествование от Вадима», в котором библейским слогом ближайший соратник и апостол Виссариона, бывший шоумен Вадим Редькин излагает историю чудесного рождения мессии-Виссариона, его жизненный путь. «Повествование от Вадима» постоянно пополняется описаниями поездок, бесед и выступлений Виссариона. Само  “Слово...” включает в себя «Предвозвещения», «Книгу обращений», «Книгу основ», «Послесловие», «Заповеди»,  «Молитву» и «Встречи».

   В Вероучении Виссариона зло не прописывается четко, а  представляется как  результат материализации негативных человеческих мыслей. Человек сам виновен в возникновении сатаны, так как изначально ему был дан, по Виссариону, закон Свободы Выбора. А если есть выбор, значит, есть возможность совершить ошибку. Появление сатаны – результат этой ошибки. На современном этапе (Царство силы, по Виссариону) человечество почти полностью находится во власти зла. Это проявляется в утрате гармонии с природой (Землей-Матушкой), разобщенности верований, техническом прогрессе, загрязнении окружающей среды, стремлении к материальному благополучию. Большое внимание Виссарион уделяет бинарным оппозициям «тепло – холод», «душа – тело», «душа – разум».  Зло – холод человеческой души, душа  - выше тела, а разум подчинен телу. Поэтому порождение человеческого разума – техника, промышленность, производство материальных благ – не должны довлеть над человеком, так как это приведет к экологической катастрофе, и в результате, к концу света, который Виссарион трактует как переход  в Царство души из погрязшего во зле Царства силы. Для того, чтобы человечество смогло осуществить этот переход, Отец Небесный посылает мессию – Виссариона, провозвещающего Третий Завет.

   Эсхатология Виссариона носит экологический характер  и имеет эволюционную схему развития. Поскольку все учение Виссариона подчинено идее Пути – духовного развития и совершенствования, то и Страшный Суд трактуется как переход из состояния греха и несовершенства в другое, совершенное состояние,  а рай и ад переосмысливаются как успех и неудача на пути духовного развития. Это объясняется еще и тем, что Виссарион признает реинкарнацию – он считает, что человеческая душа может возрождаться до десяти раз.

   Чтобы обрести спасение – совершить организованный переход в Царство души, человечество должно пойти по пути духовного развития. Человек должен избавиться от холода души, обратиться к добру, восстановить утраченную гармонию с Землей–Матушкой и перестать эксплуатировать ее недра и загрязнять окружающую среду. Виссарион в своем учении большое внимание уделяет построению нового гармоничного общества. В 1995 году на берегу озера Тиберкуль в Красноярском крае возникает эконоосферное поселение – Город Солнца, поселенцы которого отказываются от благ цивилизации. Виссариониты не пользуются двигателями внутреннего сгорания, бытовой химией. Город Солнца – полностью автономное экопоселение, обеспечивающее своих жителей электроэнергией при помощи солнечных батарей. Поначалу поселенцы полностью отказывались от образования и медицинского обслуживания. В настоящее время в эти пункты были внесены некоторые изменения. Человек должен исцелять себя сам за исключением хирургических случаев, стоматологических проблем и хронических заболеваний, при которых может потребоваться медикаментозное вмешательство. Отказ от обучения своих детей в общеобразовательной школе виссариониты объясняют тем, что в школьной программе много тем связанных с насилием и войнами. Поселенцы разработали собственную программу обучения детей, сосредоточенную только на пропаганде любви и добра. Аттестацию дети виссарионитов проходят в обычной общеобразовательной школе.

   Немаловажно для духовного совершенствования также творчество. Виссариониты осваивают народные промыслы – резьбу по дереву, плетение из бересты, роспись, керамику. Сам Виссарион считает, что бездарных людей нет, все талантливы и эти таланты можно раскрыть в процессе духовного совершенствования. Поэтому многие главы своего Третьего Завета Виссарион заканчивает словами «Будьте творцами!».

   Церковь Последнего Завета – типичное движение «нью эйдж», с преобладанием экологических мотивов в вероучении, тяготеет к синкретизму и экуменизму. Первоначальные радикальные эсхатологические мотивы со временем смягчились и в вероучении начали преобладать экологические акценты, призывы к самосовершенствованию и экуменические лозунги. Эсхатология Виссариона в ее современном варианте не провозглашает конкретные сроки конца света, но призывает к решению экологических проблем как к основному средству для его предотвращения. В учении Церкви Последнего Завета дается новое актуальное понимание духовности – человек духовный как человек, заботящийся о чистоте окружающей среды.