Колесникова Т. А.

ПОДХОД Н. СМАРТА В ИЗУЧЕНИИ НЕОНАЦИСТСКИХ ДВИЖЕНИЙ

   Весь спектр неонацистских общественных движений и моложеных группировок сравнительно мало изучен, так как  при описании неонацистских мировоззренческих тенденций и процессов в современном обществе возникает проблема  методологического характера. Казалось бы, можно отнести неонацизм напрямую к политике, но политологи всегда относят неонацистские группировки к маргинальным, да и сами представители этих групп неохотно идут на сотрудничество с политическими партиями. С другой стороны, изучение этих группировок относится к социологии, но тогда акцент делается именно на социальные процессы, а характер и содержание идеологий данных группировок остается мало изученным. В таком случае идеологическая составляющая становится именно предметом изучения религиоведа.

   Наиболее эффективен в изучении неонацистских движений подход Н. Смарта. По мнению Смарта, духовные формации, попадающие под определение религий, имеют семь измерений, или аспектов. Начальным импульсом для религиозной жизни является религиозный опыт, а эти семь измерений Смарта – формы, в которых он сохраняется. К этим измерениям относятся:

1. Доктринальное — включает в себя формулировки основных идей.

2. Мифическое — обозначает нарративы,  выражающие религиозный опыт.

3. Этическое (также включающее подвид, правовое)– это совокупность предписанных традицией норм поведения и законов.

4. Ритуальное, которое можно также назвать практическим, объединяет  культовые действия, молитвы, обряды и т.д.

5. Опытное или эмоциональное — обозначает определенные состояния психики, особенно интенсивные и насыщенные религиозным содержанием.

6. Социальное — это внешнее воплощение религии в социальных системах и отношениях людей. Из этих отношений на определенных этапах развития возникают религиозные группы, а затем и организации.

7. Материальное. Религия в процессе своего существования создает материальные формы выражения доктрин: здания, произведения искусства и пр. (это измерение было введено в 1998 году). Также в некоторых поздних работах выделено и восьмое измерение, включающее политические и экономические интенции религиозных традиций.

  Подход Смарта может быть применен не только к изучению религий, но и идеологий. Особенно четко семь уровней Смарта прослеживаются в тоталитарных идеологиях марксизма в Китае и нацизма в Третьем Рейхе.

  Также при изучении неонацистских группировок следует учесть подход Пауля Тиллиха. Тиллих первым ввел в научный оборот термин «квазирелигия». Так, в одной из своих работ под названием «Христианство и встреча мировых религий» Тиллих писал: «…Главной характерной чертой современной встречи мировых религий является их встреча с квазирелигиями нашего времени. Даже взаимоотношения собственно религий во многом определяются встречей каждой из них с секуляризмом и одной или несколькими квазирелигиями, которые основаны на секуляризме». По мнению Тиллиха, в секулярных квазирелигиях предельный интерес направлен на такие объекты как нация, наука, особая форма или состояние общества или высший идеал человечества, которые в этом случае рассматриваются как божественные. Тиллих считает нацизм и коммунизм квазирелигиями, поскольку они обладают действительно религиозным потенциалом и являются радикальными трансформациями национализма и социализма. Таким образом, современные неонацистские группировки также можно изучать как квазирелигиозные. И в процессе изучения можно заметить – чем более радикальной становится группировка, тем отчетливее она несет действительно религиозный потенциал и тем четче в ее идеологии, символике и деятельности можно проследить все семь уровней Смарта.

   Также семь уровней Смарта можно представить как этапы самоорганизации и радикализации отдельно взятой неонацистской группировки. В таком случае, первыми этапами создания группировки становятся измерения эмоциональное и этическое – люди переживают вместе особенные состояния психики, вырабатывают свои нормы поведения. Далее в деятельности группировки появляется материальный уровень, создается символика, а в современной реальности, это могут быть группы последователей в соцсетях, наполняющие группу тематическим контентом из коллажей, видеоклипов и музыки. Также к материальному уровню можно отнести татуировки, которые сами по себе представляют очень богатый материал для изучения. Постепенно вырабатывается доктринальный уровень и мифический, появляются ритуалы – хождение строем с флагами и лозунгами, расписывание символикой стен домов. В отношении доктринального уровня это характерно не для всех движений. Некоторые уже на начальном этапе уже имеют детально разработанную доктрину, скопированную, как правило, с идеологии Третьего Рейха. Эта доктрина в процессе оформления группировки корректируется какими-либо местными, современными тенденциями, привязывается к политической ситуации в данном регионе. Так, например , международная организация “Blood & Honor” не признает самопровозглашенные отделения “Кровь и Честь”  в славянских странах, мотивируя это тем, что славяне – низшая раса. В свою очередь, неонацистские группировки России указывают на факт победы СССР в войне, как подтверждающий избранность славянской расы. Международная группировка “Confederate Hammerskins” (C.H.S.) зародилась в  Далласе, США, в 1987 году, и поэтому изначально в ее доктрине было заложено следование именно американской истории – члены C.H.S считают себя последователями Ку-Клукс-Клана, тайного общества, учрежденного  бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861-65). Особое место в доктринах неонацистских группировок занимает тема смерти, что еще раз подчеркивает их квазирелигиозность и собственно, религиозный потенциал. Почитание умерших, проведение ритуалов в память умерших особенно важно, как совместные переживания людей внутри группировки. И наконец, последним уровнем Смарта и уровнем радикализации  группировки можно назвать социальный  - сюда можно отнести создание вооруженных отрядов, ударных групп для уличных драк и переход к активным действиям.

  Также можно заметить, что не всякая неонацистская группировка проходит подобные этапы радикализации. Часто неонацизм в различных формах может существовать как мировоззренческая тенденция, направление молодежное культуры. Иногда подобные явления могут существовать только в соцсетях, а потребители контента данной тематики в реальной жизни являются вполне законопослушными гражданами и не собираются в группы для совместного времяпровождения.