Колесникова Т. А.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМОРДИАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ В РАБОТАХ РЕНЕ ГЕНОНА

 Общим чувством современности стало ощущение тревоги. Многоголосый хор аналитиков с самых разных позиций возвещает безальтернативный упадок классических цивилизационных ценностей. Над многоликим, а потому все более обезличивающимся миром зримо и глобально воцаряется относительность. По Генону, одной из самых примечательных черт нашего времени является фальсификация многих вещей, которая хотя сама по себе еще и не ведет к разрушению современного мира, но вполне может рассматриваться в качестве подготовительной фазы этого процесса. Генон говорит об общем обесценивании смыслов в мире господствующего материалистического мировоззрения западного типа и анализирует это на примере неправильного употребления понятия «Традиция».

  Для Генона понятия «традиция» и «цивилизация» не тождественны. В любом случае отождествление традиции с цивилизацией в целом является совершенно обоснованным тогда, когда речь идет о Востоке, поскольку любая цивилизация Востока, взятая в целом, может, в сущности, рассматриваться как традиционная по своему характеру. Что же касается цивилизации Запада, то она, наоборот, утратила свою связь с традицией, можно сказать, полностью, если не считать религиозного элемента, который лишь в самой незначительной степени эту связь еще сохраняет. Общественные институты, рассматриваемые в качестве традиционных, должны быть эффективно связаны самим принципом своего существования с определенными доктринами, которые сами также являются традиционными, вне зависимости от того, имеют ли они метафизический, религиозный или какой-либо иной характер.

   По учению Рене Генона Примордиальная Традиция является исконным, первозданным содержанием духовности. Это целостный комплекс знаний, который имеет трансцендентное происхождение и впоследствии распадается на отдельные духовные традиции. Сердцевина этого комплекса – метафизическое учение о Первопринципе как принципе единства универсума. Единство универсума предполагает иерархическую подчиненность разных форм реальности как истин, которые подчинены принципам. Земной мир является частью универсума, причем не количественной частью его структуры, а уменьшенной проекцией архетипа-принципа, выраженного в человеческой ограниченной истории. Под Традицией понимается архетипический миф, который как Абсолют присутствует в определенных политических и исторических формах.  Традиция выражает собой стабильность и само бытие, а реальный мир – это только становление.

  Идея Примордиальной традиции, по Генону, противостоит деградации современного мира. Основание этой деградации Генон видит в европейской метафизике, которая пошла по неверному пути и приходит к выводу, что в европейской мысли отсутствует адекватные термины для определения понятия Бог или Первопринцип.  Отправной точкой в метафизике Примордиальной Традиции является признание бесконечного Высшего Принципа, как единственной, в полном смысле этого слова, реальности.. Генон замечает, что западное понятие Бога не вполне совпадает с восточными определениями и на основании этого говорит о ошибочности европейской метафизики. Идеалистический  монизм утверждает, что все есть дух, в то время как материалистический монизм, наоборот, утверждает, что все есть материя. По Генону, это  не имеет большого значения, поскольку в каждом из этих случаев утверждаемому принципу приписываются важнейшие свойства отвергаемого принципа. Очевидно, что ведущаяся на этом основании дискуссия между матери листами и идеалистами должна обернуться простой войной слов; два противоположных друг другу монистических решения представляют собой на самом деле только две стороны одного и того же решения, которое к тому же является еще и неверным.

    В основе Примордиальной Традиции лежит именно адвайтическая метафизика, которая, согласно Генону, адекватно не может быть выражена при помощи рационального языка. Но она наиболее верно отражает понятие Первопринципа. Доктрина «не-двойственности», не принимая характерной для дуализма несводимости двух терминов в не меньшей степени, чем монизм, отличается от последнего тем, что не требует свести содержание одного из них к другому, оба термина одновременно в единстве общего для них универсального принципа, которому они в равной степени принадлежат, но уже не как противоположности в обычном смысле этого слова, а как дополняющие друг друга полярности, чье взаимодействие в сущности, никоим образом не влияет на устойчивое единство общего для них принципа.

    Единую Традицию Генон соотносит с началом текущей Манвантары – цикла, в котором существует человечество. Когда цикл развития человечества приобретает нисходящий характер, Традиция подвергается затемнениям и искажениям в результате адаптации к конкретным условиям эпохи, места, языка, расы и так далее. На Западе Традиция в свое время была представлена пифагорейцами, орфиками, ранними христианами, герметистами, тамплиерами, розенкрейцерами и масонами, но к настоящему моменту она подверглась наибольшему искажению. В настоящее время Примордиальная Традиция существует в образе нескольких духовных традиций – это даосизм, суфизм, каббала и веданта.

Именно эти духовные традиции, по Генону, наиболее адекватно выражают Первопринцип, что недоступно для европейской мысли.  Духовные традиции,  выражающие Первопринцип, также имеют свои особенности отражения сотворения мира. Именно сравнивая трактовку Шестоднева в них, можно заметить, что некоторые места для христианских толкователей являются проблемными, а каббала и ислам их объясняет. Василий Великий в беседах на Шестоднев пишет: «Советую тебе не доискиваться и того, на чем земля основана. Таким образом пойдем в бесконечность, для находимых непрестанно оснований придумывая опять новые. И чем далее станем простираться разумом, тем большую принуждены будем вводить поддерживающую силу, которая бы могла противиться в совокупности всему на ней лежащему. Посему положи пределы своей мысли». В свою очередь, книга Зогар, комментируя Шестоднев, вводит в основание творения диалектику – мы видим изначально созданные противоположности, стремящиеся к равновесию –тезис-антитезис-синтез. Поэтому теодицея, как парадокс, существует только в христианстве, для каббалы и ислама существование зла такой проблемой не является.

  В работе «Кризис современного мира» Генон определяет, что европейская мысль зашла в тупик, утратив связь с Примордиальной традицией. . Генон считает, что вера в бесконечный "прогресс", считавшаяся вплоть до последнего времени неприкосновенной и непререкаемой догмой, перестает быть абсолютной и всеобщей. Находится все больше людей, осознающих, что западная цивилизация не может бесконечно развиваться в одном и том же направлении, и что в какой-то момент она достигнет определенной точки, в которой развитие прекратится. А причина этого кроется в первую очередь в том, что европейская рациональность  исчерпала сама себя – она всегда остается по эту сторону рамок, образованных идеями исторического разума. Это понятия истории, картины мира и субстанции модернизации. Находясь в этих рамках, разум не может приблизиться к пониманию Первопринципа. Именно поэтому Генон пишет о том, что европейский мир достиг критической стадии своего развития, но он уверен в том, что частное и временное нарушение равновесия в конечном итоге существует только ради достижения тотального равновесия и всеобщей гармонии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Белокобыльский А. В. Основания и стратегии рациональности Модерна.

2.     Генон Р. Очерки о Традиции и метафизике

3.     Генон Р. Кризис современного мира

4.     Василий Великий. Беседы на Шестоднев

5.     Блеск. Извлечения из книги «Зогар» в переводе Анри Волохонского.