Колесникова Т. А.

Студентка группы ФиР-09(з) кафедры философии факультета компьютерных наук и технологий

Донецкого национального технического университета

Научный руководитель Фесенко А. Н.,  к. и. н., доцент кафедры философии Донецкого национального технического университета

Эсхатология Великого Белого Братства

   Доктрину Великого Белого Братства можно отнести к неохристианскому типу новых религиозных движений, хотя в вероучении присутствуют элементы буддизма, йоги,  гностические идеи, получившие дальнейшее развитие в доктринах розенкрейцеров и теософии. Также заметно влияние каббалистики.  Хотя основные положения эсхатологии Великого Белого Братства заимствованы из Апокалипсиса Иоанна Богослова, движение явно тяготеет к синкретизму, дополняя типично библейские апокалиптические  представления собственными специфическими трактовками.

   На ранних этапах становления вероучения Белое Братство еще не имело своих священных книг. Их функцию выполняли, в соответствии с духовными предпочтениями основателя движения, Ю. Кривоногова, ведические тексты, «Агни-Йога» Е. Рерих, кришнаитская «Бхагавад-Гита», отдельные положения Библии. Также в основу концепции Ю. Кривоногова легли идеи О. М. Айванхова, болгарина-эмигранта, который создал во Франции в 1947 году свое Великое Белое Братство. Со временем религиозно-философские положения, использованные на начальных этапах становления вероучения, были отброшены. В основных своих чертах эсхатология Великого  Белого Братства сформировалась в 1993 году. Сакральными текстами вероучения стали кроме Откровения Иоанна Богослова, «Наука о свете и его трансформации» и «Поэма величальная» -  пророчество и проповедь в стихах.

   На начальных этапах формирования вероучения в эсхатологии Белого Братства преобладали элементы, характерные для восточных религий и теософии. Так, причиной Апокалипсиса называлось накопление Землей негативной энергии в эпоху Кали-Юга и провозглашалось скорое наступление эпохи микрозолотого века, продолжающегося десять тысяч лет.  К 1993 году в вероучение привносятся и начинают преобладать элементы христианской эсхатологии, придающие доктрине стройный и законченный вид. После 1993 года основные положения вероучения не изменялись, за исключением элементов, связанных непосредственно с личностью Ю. Кривоногова как члена божественной дуады Юоанн Свами – Мария Дэви Христос. Очевидно, это связано с разрывом отношений М. Цвигун и Ю. Кривоногова в 1994 году и отлучением его от церкви. Его заменил В. Ковальчук – Иоанн Петр II. Аббревиатура ЮСМАЛОС, второе название Белого Братства и программы по спасению и насыщению избранных энергией фохат, ранее расшифровывалась как Юоанн – Мария – Логос (Христос), а после  отлучения Ю. Кривоногова стала рассматриваться как перечисление имен планет, имеющих эсхатологическое значение для человечества: Юпитер, Сатурн, МАрс, Луна, Орион, Сириус.

   Центральным элементом эсхатологии Белого Братства является личность Марии Дэви Христос как Матери Мира  – мессии, живого бога, пришедшего спасти человечество посредством нового – Третьего Завета и насыщения избранных верующих энергией фохат, которую можно расценивать как эквивалент христианской благодати Святого Духа.  Сакральное пространство в вероучении ЮСМАЛОС четко разделяется в манихейском духе на мир добра, божественных сущностей и мир Антибога, Сатаны как его зеркальное отображение.  Время и история человечества в трактовке Белого Братства приобретают эсхатологическое значение. Прошлое представлено как сложное развитие божественного начала, а настоящее как драматическая борьба Тьмы и Света, причем весь реальный мир находится под властью тьмы. Хотя в последних работах Марии Дэви Христос (теперь Виктории Преображенской) появляется идея того, что силы зла порабощали мир постепенно, поэтапно от начала времен, искажая представления человечества о реальном понимании божества – женском начале, Матери Мира, заменяя его Богом-Отцом, как мужским началом. Центральное место в эсхатологической картине ЮСМАЛО отведено Киеву, который мыслится как ядро эпохи, Новый Иерусалим. Микрозолотой век (сатья-юга, Царство Божье на земле) начнется с Украины. 144 тысячи избранных – характерный элемент христианской эсхатологии – составят седьмую расу, избранных, исполненных энергией фохат. Избранные вознесутся вместе с Матерью Мира  из бренного мира Адамова в мир Царства Небесного, Новый Иерусалим. Многоуровневая структура Царства Небесного имеет подчеркнуто иерархический характер, что обусловлено влиянием теософии и Каббалы.

   Вероучение Великого Белого Братства является подчеркнуто эсхатологическим и мессианским. Эсхатология ЮСМАЛОС выстроена по принципу христианской эсхатологии. Так, главными элементами эсхатологии ЮСМАЛОС являются мессия, Матерь Мира, живой бог, воплотившийся, чтобы спасти человечество от грядущего Апокалипсиса. Матерь Мира насыщает верующих в нее энергией фохат (эквивалент христианской благодати) и указывает путь к спасению – Третий Завет. 144 тысячи избранных, насыщенных энергией фохат, преодолеют бедствия Апокалипсиса и вознесутся в Новый Иерусалим. Наступит сатья-юга, микрозолотой век (можно сравнить с христианскими хилиастическими концепциями). Эсхатология ЮСМАЛОС представляет собой стройную и сравнительно устойчивую систему, так как, с одной стороны, опирается только сама на себя (авторитет живого бога, воплотившегося в конце времен, ибо остальные религии, по учению ЮСМАЛОС утратили силу и более недействительны) и с другой стороны, открытую для дальнейшего эсхатологического творчества. Это можно пронаблюдать в статьях Марии Дэви Христос (Виктории Преображенской) за 2012-й год. В поле эсхатологических осмыслений Преображенской попадают мировые лидеры и современные украинские политики. Любое событие в окружающей действительности через призму доктрины может быть истолковано как признак грядущего конца света. Виктория Преображенская больше не дает точных сроков Апокалипсиса, хотя и напоминает, что он неизбежен. Но стараниями Матери Мира конец света может быть отодвинут на какой-то неопределенный срок, достаточный для того, чтобы человечество признало Третий Завет.

 

Секція 12. Релігієзнавство в структурі філософського і гуманітарного знання.

Підсекція 12.4 Історія релігії.