Уве Пушнер

История мировоззрения и движения «фёлькиш»

   История  движения «фелькиш» уходит корнями в начало 20-го века, и она не закончилась в 1945 году. Только немногие из национальных организаций, такие как «Общество немецких верующих», или «Общество германской веры» пережили национал-социализм и существуют вплоть до нашего времени.

  Иначе происходит с мировоззрением «фёлькиш». Его идеологемы, встречающиеся сегодня прежде всего в интернете, можно проследить в самых различных общественных движениях, в частности, в ультраправой среде. Мы находим их в различных областях эзотерики, например, в форме специальной рунной гимнастики на манер Фридриха Бернхарда Марби или Зигфрида Адольфа Куммера. Наследие мысли  «фёлькиш» живет также в литературном жанре фентези – в романах таких авторов как Штефан Грунди, Харри Харрисон, Джон Хольм и Диана Паксзон. Направления молодежной музыкальной культуры – неофолк и Pagan Metal сложились под влиянием  германских идеологических и этнорелигиозных моделей мышления, а также соответствующих фундаментальных сочинений идеологов «фёлькиш» начала  20-ого столетия (Людвиг Фаренкрог, Рудольф Джон Горслебен, Бернхард Куммер, Гвидо фон Лист, Отто Зигфрид Рейтер или Герман Вирт) . Большинство трудов вышеперечисленных авторов в настоящее время переизданы.

   Но, прежде всего, ультраправый экстремизм и его  окружение опираются на идеологию национал-социализма, воспринявшую многие элементы мировоззрения «фёлькиш». Лозунги «Один вместо Иисуса» на футболках противопоставляются европейской христианской культуре. Празднование солнцестояния, трактующееся, как германский традиционный обряд, возрождает германскую идеологию с ее парадигмам превосходства и избранности. Такие организации, как «Единство расы», которую возглавляет известный ультраправый активист и блоггер Юрген Ригер, при помощи избранных компонентов идеологии «фёлькиш» начала 20-го века представляют уже в 21-м веке сформулированную цель: освободить собственную идентичность от мусора христианских столетий и вместе с тем выработать основания для нахождения в каждом человеке отпечатка настоящей «нордической расы».

   К истории движения «фёлькиш».

    Движение «фёлькиш» - не продукт послевоенного времени. Один из его идеологов в 1933 году установил, что оно зародилось задолго – лет за 30 до Первой мировой войны. Мировоззрение «фёлькиш» перед войной уже полностью сформировалось.  В 1911 году в систему координат националистического движения был внесен лозунг: «Одна нация, один Бог, одна империя!». Этот лозунг был настолько броским и запоминающимся, что был использован националистами в качестве политической цели. Теперь, однако,  в этой фразе содержится иной смысл, чем в видении будущего, которое националистическое движение надеется достичь в своей политической деятельности. Эти три понятия основаны на одном элементе – расизм. Расовую идеологию можно назвать основным ключом к пониманию мировоззрения «фёлькиш».

   Большинство националистических организаций поэтому требовало от своих членов «Исповеди крови» - как  первое объединение «Союз немецкого народа», созданное в 1913 году. Сверх  того, некоторые требовали дополнительно, как основанный в 1911 году «Немецкий орден», доказательство дворянского происхождения. Этим занимался «клановый наблюдатель» Бернхард Кернер, который в течение многих десятилетий, вплоть до своей смерти в 1952 году вел Немецкую родовую книгу и публиковал Генеалогический справочник гражданских семей.

    Раса определяла судьбу человека, как представителя  определенного народа в соответствии с националистическим учением. В случае с немцами это означало: «Мы – обладаем священным немецким происхождением, этой кровью, от которой проистекает спасение мира. Мы, немецкий народ, выходцы великой родины, и это наша работа – встречать это возрождение. Но если мы отбросили благородство, присущее нам, то должны теперь стремиться вернуть его, как наше самое великое, первое и сейчас наше окончательное благо. От мирового древа, немецкой картины необъяснимого всеобщего происхождения, сообщается, что придет день, когда оно вздрогнет. Этот день наступил. Проснись, немецкий народ, твоя родина в опасности! Скинь дремоту со своих глаз, твое дело ждет тебя! Оно должно быть сделано! От Бога ты происходишь: направляй Его закон в мир! Закон крови! Закон твоего сердца! Свободу и силу твоего Бога!».

   То, что нужно было понимать под «расовой экономикой», как «демографической политикой  и политикой роста населения», шокирующе кратко обобщает опубликованный в 1913 году «план расовой работы» «Немецкого союза»: «С одной стороны, нужно стремиться к запрещению иметь потомство неполноценным (душевнобольным и нервнобольным, людям с венерическими заболеваниями, и т. д.), и перед вступлением в брак люди должны проходить медицинское освидетельствование. С другой стороны, нужно благоприятствовать размножению благородных слоев населения, противодействовать угрожающему снижению рождаемости, например,  налоговыми скидками для многодетных семей, налогами для свободных от воинской повинности  и холостяков, защитой грудных детей и охраной материнства, и тому подобное». В дальнейшем выступали против любого вида искусственной контрацепции и призывали напротив к «созданию прочного фундамента для поддержки расово ценного потомства», далее, выбор партнера должен диктоваться расовой эффективностью, и, наконец, «многодетная мать снова получает подобающее ей почетное место в общественном мнении».

   Для маленьких групп «фёлькиш» эти планы, как и концепт реформирования жизни казались недалекими. Они не верили, что долгосрочную цель «расовой чистоты» и идеал высоких, с правильным черепом  и удлиненным лицом, голубоглазых расово чистых людей будущего, возможно реализовать вышеописанными мерами. Они делали ставку на планомерную « германскую расовую чистоту и высокую породу». Хотя крайне националистические проекты обновления расы либо терпели неудачу на стадии планирования, либо в условиях общества, было бы ошибочно не воспринимать их всерьез, как утопии. Но идеологические пророки «фёлькиш» и их последователи относились со всей серьезностью к тому, что «обретший национальность народ стремится к расовой чистоте», или, как насмешливо, недооценив националистический фанатизм, писал историк, лауреат Нобелевской премии Теодор Моммзен: «собственно, решили заменить германским Адамом все великолепие человеческого духа».