Назад в библиотеку

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ФИЛОСОФИИ

 

Левицкая Е.С.,ПЗСм-13, Пасько З. О., доц.

 

Для специалиста в технических областях всегда были необходимы специальные знания. Вначале это были знания двоякого рода – естественнонаучные (отобранные или специально построенные) и собственно технологические (описание конструкций, технологических операций и т.д.).

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, социально организованных и обоснованных знаний о мире. Она сосуществует наряду с другими видами познавательной деятельности – обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться посредством человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования.

Но далеко не всякое знание может рассматриваться как научное. Не относится к науке так называемый обыденный, или житейский опыт - знание, полученное на основе простого наблюдения и практической деятельности, не идущее дальше простого описания фактов и процессов, выявления их чисто внешних сторон. Научное знание в подлинном смысле слова начинается только тогда, когда за совокупностью фактов, осознается закономерность – всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

Исторически возникновение и становление первых технических наук относят к концу XVIII – первой трети XIX века. Механика машин – к концу первой трети XIX столетия выделилась в отдельную науку, причем ее основным содержанием оказалась кинематика  – наука о движении. Машина отличается высокой эффективностью, в основе которой лежит ее способность превращения сил природы (ветра, воды, пара, электричества) в агентов общественного труда [3].

Технические знания в виде эмпирических обобщений и законов, полученных индуктивным методом, начали систематизироваться в XVIII и XIX веках. Типичным примером такого обобщения может служить, к примеру, сформулированный Р. Гуком закон, выражающий эмпирически найденную зависимость между прилагаемым усилием и деформацией упругих тел.

Существует точка зрения, согласно которой функция технических наук состоит только в том, чтобы дать ответ на вопрос, «как это сделать?» Расчленение научных и технических знаний на теоретические и методические (теорию и метод) в наиболее развитых технических науках ныне получает все более четкое выражение. Для большинства технических наук эта задача выдвинулась на первый план.

Известно, что внедрение рабочих машин вызвало революцию в энергетике. Насущной потребностью явилось создание двигателя, «который, потребляя уголь и воду, сам производит двигательную силу и мощность которого находится всецело под контролем человека.

Использование природных сил, овеществляемых в машинах, в качестве непременного условия требовало сознательного применения естествознания. Это обстоятельство вызвало революционные изменения в характере самой познавательной деятельности [1]. В силу этого впервые возникли такие практические проблемы, которые могли быть разрешены лишь научным путем. Возникла потребность в прикладном научном знании. Эмпирическое, опытное естественно-техническое знание получило мощный импульс к развитию, к превращению в особую систему научного знания [2].

В понятийном аппарате современной теории машин можно выделить следующие компоненты:

1. Социально-техническая идея как отражение социального противоречия, определившего техническую потребность в машинном производстве. Она выступает исходным моментом в объяснении социальной функции технического объекта и построение его теории.

2. Естественно-технический принцип теории машин. Таким принципом явился принцип конструирования искусственной системы взаимодействующих механизмов, способной реализовать заданную социальную функцию.

3. Социально-техническая идея, естественно-технический принцип ее реализации определяют предметное содержание и метод теории машин, вскрывают целую совокупность собственно технических противоречий машинных устройств, проявляющихся в каждом техническом параметре технических средств, разрешение которых ведет к технической оптимизации функции машинного устройства путем постоянно контролируемого взаимодействия между отдельными элементами конструкции.

4. Конструктивно-технический метод в науках о машинах представляет важнейший структурный элемент теории. В данной теории метод функционирует только в самых главных чертах, поскольку конструктивное воплощение теоретической модели машины рассматривается практически за пределами данной теории.

До определенного момента наука (как познание закономерностей природы и общества) развивалась медленно и не оказывала существенного влияния на жизнь общества. Роль науки стала быстро возрастать, начиная с научной революции XVI–XVII вв., т. е. с возникновения естествознания. Промышленный капитализм рационализирует производство, а новая наука дает знания, позволяющие рационально управлять материальными и человеческими факторами производства. Промышленное производство обеспечило спрос на научные знания, стимулировало их рост. Наука перестала быть частным делом, побуждаемым лишь любознательностью. Дальнейшему усилению роли науки в общественной жизни в значительной мере поспособствовали промышленный переворот последней трети XVIII–XIX вв. и научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века.

Эти исторические процессы привели к тому, что, с одной стороны, современное производство не может существовать и развиваться без науки, а наука, нуждается в производстве для реализации знаний и создания технических средств для научных исследований. Научные знания и разработки стали специфическим товаром, а производство – основным потребителем продукции науки.

Наука почти безраздельно правит в сфере образования, в котором в предшествующие эпохи доминировали мифологические и религиозные представления. Люди с детства осваивают научное видение мира и своего места в нем. Научная картина мира оказывает значительное влияние на мировоззрение человека, а значит и на его образ мышления и поведения.

Радикальные изменения во всех сферах человеческой деятельности произвела компьютерная революция, в рамках которой постепенно стираются грани между научным и техническим уровнем познания. В основе «компьютерной революции» лежит возникновение и развитие кибернетики – науки об управлении и связи между объектами и системами различного уровня и качества, основателем которой является американский ученый Н. Винер. В книге «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине» (1948) он обосновывает возможность количественного подхода к сигналу (информации), когда информация предстала в качестве одной из фундаментальных характеристик материальных объектов и рассматривалась как феномен, противоположный по своей сути энтропии. Этот подход позволил представить кибернетику как теорию преодоления тенденции роста энтропии.

В процессе развития кибернетики возникла проблема искусственного интеллекта – выявление возможностей создания с помощью современных ЭВМ сравнительно самостоятельно мыслящих технических систем, которые должны не только оперировать полученной информацией, но осуществлять общение с человеком-оператором на естественном языке.

К началу XXI века компьютерная техника внедрилась во все сферы человеческой жизни и вызвала революционные перемены. Компьютеры первоначально создавались как устройства для вычислений, но теперь они превратились в универсальные средства для обработки всех видов информации, используемых человеком.

Компьютеризация внедрила в существование человека так называемую. Виртуальная реальность - это информационная технология, осуществляющая имитацию действительности с помощью специальных компьютерных средств (компьютера, аудиовизуального шлема, перчаток, силового жилета и др.). Виртуальная реальность позволяет наблюдателю оказаться внутри кажущегося мира. Первыми заказчиками и потребителями систем виртуальной реальности были военные - им требуются тренажеры для обучения стрельбе, подготовки пилотов, водителей танков и т. п. Подобные тренажеры могут применяться для самых разных видов деятельности.

Считается, что идея виртуальной реальности как «киберпространства» (cyberspace) впервые выражена в фантастическом романе У. Гибсона «Нейромантик», где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей.

Одной из первых историко-теоретических работ о виртуальной реальности стала книга американского журналиста Ф. Хэммита «Виртуальная реальность» (1993 год). По его мнению, образование и развлечения - наиболее перспективные направления для технологий виртуальной реальности.

Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства.

Слово «робототехника» (в его английском варианте «robotics») было впервые использовано в печати Айзеком Азимовым в научно-фантастическом рассказе «Лжец», опубликованном в 1941 г. Слово «робот» было придумано в 1920 г. чешским писателем Карелом Чапеком для своей научно-фантастической пьесы «Р. У. Р.» («Россумские универсальные роботы»). В ней хозяин завода налаживает выпуск множества андроидов, которые сначала работают без отдыха, но потом восстают и губят своих создателей.

Впрочем, некоторые идеи, положенные позднее в основу робототехники, появились ещё в античную. Так, в «Илиаде» Гомера говорится, что бог Гефест сделал из золота говорящих служанок, придав им разум (т. е. на современном языке искусственный интеллект) и силу. Древнегреческому механику и инженеру Архиту Тарентскому приписывают создание механического голубя, способного летать (ок. 400 г. до н. э.).

Несомненно, можно утверждать, что компьютерная революция кардинально повлияла на развитие современного общества. А технические науки являются неотъемлемой частью научно-технического прогресса. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития общества. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности.

Литература:

1. Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук. М. : Гардарики, 2007 – 335 с.

2. Шеменёв Г. И. Некоторые проблемы возникновения и развития технических наук. Философские вопросы технического знания. Сборник статей. АН СССР, Институт философии. М.: Наука, 1984.

3. Горохов В. Г. Из истории становления техники // Философия науки и техники — природа и техника на пороге III тысячелетия. — М. : 2005. С. 205–258.