Назад в библиотеку

Женщины в истории науки и техники

Авторы: Мовчан О.В., Пасько З.А.
Источник:

Аннотация

О.В. Мовчан, З.А. Пасько Женщины в истории науки и техники. Изучены история и предпосылки участия женщины в развитии науки. Рассмотрены трудности и достижения женщины в сфере науки и техники. Исследован вклад женщин в историю науки и техники.

В третьем тысячелетии человечество стремится реализовывать свой творческий, духовный, интеллектуальный потенциал, избавляясь от всех барьеров и форм дискриминации, переживая большие социально – экономические перемены. Одной из таких проблем является положение женщины в истории науки и техники.

Исследование становления женщины как ученого мы намерены произвести путем изучения и сравнения достижений и открытий женщин-ученых в разные эпохи, изучения влияния научно-технического прогресса на исследования, производимые женщинами в различных сферах науки и техники.

Современные люди уже не мыслят свое существование без техники и результатов научных разработок, потому что они прочно внедрились в наш быт, делая его комфортнее и проще.

В науке достижения женщин долгое время оставались скромными. До начала новейшей истории трудно отыскать фундаментальные научные труды и великие открытия, принадлежащие женщинам, которые положили бы начало принципиальным изменениям в стиле мышления эпохи.

Двадцать первое столетие получило наименование «век научно-технического прогресса», потому что развитие прикладной науки привело к многочисленным достижениям и внедрению их в повседневной жизни, бизнесе, производстве, в то время как предыдущий индустриальный век был основан на добыче, переработке природных ресурсов, развитии промышленности.

Женщине, чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно самосовершенствоваться, расширять свой кругозор, повышать уровень образованности – только так можно защитить себя от конкуренции наступающих на пятки более молодых и лучше осведомленных специалистов, а тем более пробиться в научном мире среди колег-мужчин.

Чтобы добиться высоких научных результатов и получить признание, женщина-ученый, кроме образования, таланта и квалификации, должна обладать высокой внутренней организацией. У женщины-ученого должно хватить сил на то, чтобы быть готовой к одиночеству и преодолеть сарказм и насмешки мужчин, которые ревниво относятся к посягательству на то, что они считают своей территорией.

Женщины, решившие посвятить свою жизнь науке, до сих пор сталкиваются со множеством проблем. Среди них особо выделим четыре.

Во-первых, это отсутствие равных перспектив карьерного роста – в инженерии и физике, например, ученая степень дается женщинам гораздо реже, чем мужчинам, что не дает возможности продолжать научную карьеру.

Во-вторых, это недружелюбная атмосфера в коллективе. Многие женщины, оставившие занятие наукой, заявляют, признают, что к этому их вынудило враждебное отношение коллег. Согласно исследованиям, ученые мужи этого не ощущают и свято верят, что обстановка более благоприятна для женщин.

Третья проблема — это неосознанная предвзятость. Очень часто работа оценивается хуже, если известно, что ее автором является женщина.

Наконец, четвертая проблема — это семья. Как правило, домашние обязанности целиком и полностью лежат на женских плечах, и на научную карьеру просто не хватает времени.

В мировой истории есть множество женщин, которые не только внесли свой значимый вклад в те или иные события, но и своими исследованиями и открытиями совершили, можно сказать, техническую революцию.

Имея равные возможности в получении образования и примерно одинаковые успехи в изучении любых наук, при выборе рода занятий женщины и мужчины имеют, как оказалось, разные предпочтения.

В медицине и биологии женщин больше, а среди студентов-ветеринаров они составляют две трети.

Однако в условиях экономической нестабильности и роста безработицы, как показывает практика, женщины страдают больше мужчин.

Путь в третье тысячелетие цивилизованный мир прокладывает через открытие новых возможностей и решительный отказ от всех форм дискриминации и барьеров, мешающих человечеству полноценно реализовывать свой творческий, духовный и интеллектуальный потенциал.

Равные права с мужчинами (понимаемые как равный доступ женщин к научным занятиям) мирно соседствуют с феноменом дискриминации, ограниченного представительства женщин в органах управления наукой, в частности, научными фондами – новейшими организационными структурами современной науки.

В современной науке женщины чаще проявляют себя в биологии, медицине, истории, филологии и др., а мужчины — в математике, физике, электронике, промышленности и др. Однако следует помнить, что женские открытия в науке чаще связаны с сохранением природы, а мужские открытия — с гипертрофией техницизма и дегуманизацией социума.

Чтобы добиться высоких научных результатов и получить признание женщина-ученый, кроме образования, таланта и квалификации, должна обладать высокой внутренней организацией. У женщины-ученого должно хватить сил на то, чтобы быть готовой к одиночеству и преодолеть сарказм и насмешки мужчин, которые ревниво относятся к посягательству на то, что они считают своей прерогативой, каковой, в том числе, является занятие наукой.

Список литературы

1. Советский энциклопедический словарь // Советская энциклопедия.– 1981. – 877 c.
2. Д. Львов  НТП и экономика переходного периода. // Вопросы экономики. №11.1991. – С. 15.
3. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М: Логос, 2003. – C. 26–28.
4. Макклелланд Д. Мотивация человека / Пер. с англ. ООО Питер Пресс; научн. ред. проф. Е.П. Ильина. — СПб.: Питер, 2007.
5. Москвичев С.Г. О личности руководителя и мотивации его деятельности: Учеб. пособие. – К., 1991.
6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 255 c.
7. В науке женщин дискриминируют: национальный доклад // Утренняя газета, Выпуск: 231 (1995).
8. Богданова И.Ф. Женщина в науке: вчера, сегодня, завтра [Текст] / И.Ф. Богданова // Социологические исследования. – 2004. – № 1. – С. 103–112.
9. Агамова Н.С. Российские женщины в науке и высшей школе: историко–научны и науковедческие аспекты (К 150–летию со дня рождения С.В. Ковалевской) [Текст] / Н.С. Агамова, А.Г. Аллахвердян // Вопросы истории и естествознания. – 2000. – № 1. – С. 17–23.
10. Оганесян С.С. Эмансипация женщин. Причины и следствия [Текст] / С.С. Оганесян // Представительная власть. – 2005. – № 4. – С. 25–28.