А.А. Непомящий

Донецкий национальный технический университет, г. Донецк

кафедра систем искусственного интеллекта

ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ - ПОРТАЛОВ

Международная научно–техническая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных. Информатика и компьютерные технологии — 2013 — Донецк, ДонНТУ — 2013, с. 96–100.

Аннотация

Непомящий А.А. Перспективы и необходимость развития образовательных школьных интернет - порталов. Выполнен анализ школьной образовательной системы и сравнительный мониторинг посещаемости и успеваемости учеников без системы контроля. Выделены основные проблемы и потребности субъектов изучаемой области.

Ключевые слова: школьный журнал, статистика посещаемости, контроль успеваемости, школьный дневник, система контроля.

Постановка проблемы. Сегодня люди ведут интенсивный образ жизни, при котором забывают о важности некоторых вещей. Так вот, например, родители не успевают следить за успехами и условиями образования их ребенка в школе, ходить на родительские собрания, общаться с учителями.

Необходимость развития школьных интернет – порталов, это не просто ведение электронных дневников и журналов, но и единая информационная среда, которая будет позволять оперативно реагировать на все события, происходящие в школе, взаимодействовать родителям с учителями и администрацией, ученикам с учителями с целью повышения успеваемости и качества образования.

Школьные интернет – порталы заменят все трудоемкие процессы ведения школьной документации, они станут современным инструментом для мониторинга и контроля успеваемости и посещаемости в школе. Это еще одна ступень к усовершенствованию образовательных услуг, которая полностью отвечает всем стратегиям построения информационного общества и методам воспитания ученической молодежи. Для педагогов такие порталы станут возможностью вовремя информировать родителей о проблемах, которые возникают в процессе обучения школьника, а родителям вовремя на них отреагировать и помочь своему ребенку.

Для реализации этого проекта необходимо осуществить такие основные шаги:

- Изучение потребностей школ и разработка необходимых функций;

- Разработать интерактивный, интуитивно понятный интерфейс;

- Обеспечить доступность к порталу с любого мобильного устройства, имеющего подключение к сети интернет;

- Разработать набор инструментов для удобного обмена и редактирования данных;

- Обеспечить защиту персональных данных в соответствии с требованиями законодательства Украины;

- Предусмотреть средства авторизации и аутентификации пользователей, обеспечить разграничение прав доступа.

Цель статьи. Провести анализ школьного образования со стороны педагога и выяснить насколько эффективной будет предложенная система школьных интернет – порталов.

Решение проблемы и результаты исследований. Школьные интернет – порталы – это система электронной школьной документации, которая позволяет очень занятым родителям ежедневно получать информацию об успеваемости и посещаемости ребенка в школе в режиме реального времени. Это лучшая альтернатива родительским собраниям и учительским телефонным звонкам. Так же целью является не только упрощение жизни участникам образовательных процессов в школе, но и улучшение качества самого образования, путем расширение географии пользования сети школьных интернет – порталов по Украине.

Главный принцип, который позволит сделать школьные интернет - порталы эффективными – это системность.

Важно учитывать все моменты: инновационный подход к обучению, учебная программа и тщательно отработанная технология, и система стандартов качества, а также статус самого учебного заведения.

На рисунке 1 изображена структура школьного интернет – портала:


Рисунок 1 - структура школьного интернет – портала.

Теперь о каждом подробнее:

«Школьный дневник» - разработанный интерфейс будет приближен к реальному бумажному дневнику. Школьный дневник будет включать в себя следующие разделы:

- домашнее задание на неделю. Формируется преподавателем в начале недели, тем самым экономит время на уроках и дает возможность ученику для самообучения некоторых тем;

- оценки и замечания. Автоматически заполняются из школьного журнала, чтобы обеспечить оперативную информацию о их ребенке родителям;

- расписание уроков. Утверждается и публикуется в начале каждого семестра/четверти. Об изменениях сообщается по электронной почте либо смс оповещению.

Разница электронного дневника и обычного в том, что родители могут в любой момент, с любого мобильного устройства, имеющего подключение к интернет сети, на работе, дома или в командировке посмотреть как идут дела у их ребенка. Такой дневник не забудешь дома и не потеряешь.

«Школьный журнал» - Это так же является электронным протеже обычного классного журнала. Оценки, проставленные в электронный журнал, автоматически попадают в дневник ученика. На основе оценок электронного журнала формируются табели, отчеты по успеваемости и т.д.

Школьный журнал содержит следующие функции:

- переход между общим видом журнала и статистики по каждому предмету отдельно;

- предоставление аналитических данных по уровню успеваемости каждого ученика;

- функция план урока, с помощью которой каждый учитель сможет загружать необходимые файлы, менять по ходу урока упражнения и т.д.

- список классов школы. Дает возможность выбрать необходимый класс, где учится ребенок.

- список учащихся каждого класса. Есть возможность видеть

- список учителей. Дает возможность перейти на личную страницу учителя.

«Вспомогательные модули» - это набор дополнительных функций, модулей и разделов школьного интерне – портала, с помощью которых ученики, родители и преподаватели смогут узнать больше информации о мероприятиях, изменениях и просто пообщаться между собой.

Выделим следующие модули:

- личный кабинет;

- новости школы;

- отчеты;

- органайзер;

- медиатека;

- библиотека.

Система отлично взаимодействует с 3 видами пользователей, у которых разграничены права доступа к материалам портала. Пример взаимодействия школьного интернет – портала и пользователей приведен ниже на рисунке 2:

Рисунок 2 – Схема взаимодействия системы школьного интернет – портала с пользователями

Учитель может получать статистику посещений и оценок, связываться с родителями через портал, пользоваться органайзером, участвовать в форуме.

Ученик имеют право смотреть новости и события школы, нормативную информацию, домашнее задания, расписание и школьный дневник.

Родитель контроль успеваемости и посещения ребенка, новости и изменения в школе, оповещения по электронной почте и смс, участие в форуме.

Школьный интернет - портал – это шаг к современному подходу к системе образования в школе. Он облегчает образовательные процессы в школе, обеспечивает комфортное общение, повышает эффективность работы педагога и учеников и гарантирует полную безопасность данных. Обеспечивает удобное подключение и не требует дополнительного траты времени и материальных ресурсов.

Школьные интернет - порталы станут современным инструментом для мониторинга и оперативного контроля успеваемости и посещаемости в школе, и позволят вести электронное расписание, учительский журнал, электронный дневник, создавать и поддерживать ленты школьных новостей, обеспечивает удаленное общение между учителями и родителями с использованием интернет и средств мобильной связи.

Компьютерные коммуникации, обеспечивающие процесс образования, являются неотъемлемой составляющей современного общества, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды, как отдельного учебного заведения, так и города, региона, страны. Многие эксперты рассматривают Интернет технологии как революционный прорыв в развитии мирового сообщества. В интернет среде система контроля за обучением имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной формой обучения.


Выводы. Проведен анализ школьной образовательной системы и выделены основные проблемы и цели создания школьных интернет - порталов. Данные порталы – это в первую очередь помощь всем участникам образовательного процесса. Это лучший способ ведения документации и контроля за обучением в век информационных технологий, когда социальные сети и интернет – блоги стали частью нашей реальности. Данный ресурс предоставит ученикам возможность овладеть некоторым учебным материалом самостоятельно, и направлен на воспитание и внедрение новейших технологий и методов в образование. Портал позволяет каждому ученику иметь полноценную многофункциональную личную страницу с интегрированными в нее школьным дневником и электронным классным журналом. Пользователи имеют право общаться на форуме, получать информацию по электронной почте или смс - сообщению о собраниях, изменениях в расписании уроков, пропусках занятий и статистические данные об ученике (посещаемости, успеваемости, активности в школе и т.д.).

Список литературы

  1. Образовательный портал: анализ требований и платформ /М.В. Булгаков, В.В. Герасимов, Н.В. Курмышев, Ю.Л. Ижванов //e-Learning World – Мир Электронного обучения. Вып. 3. – 2004 – Май.
  2. Галтенко В.А. Основы информационной безопасности / В.А. Галтенко – М.: Интернет-университет информационных технологий – ИНТУИТ.ру, 2010. – (Серия «Основы информационной технологии»).
  3. Галицкий, А.В.; Рябко, С.Д.; Шаньгин, В.Ф. Защита информации в сети - анализ технологий и синтез решений; М.: ДМК Пресс, 2004. - 615 c.
  4. Кузнецов, И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе; М.: Яуза, 2001. - 320 c.