Назад в библиотеку

Разработка алгоритма работы системы асинхронного дистанционного обучения с подсистемой тестирования знаний

Автор: Процько Е.Г., Приходько Т.А.
Источник: Інформатика та комп’ютерні технології / Збірка праць IX міжнародної науково-технічної конференції студентів, аспірантів та молодих науковців – 4-6 листопада 2013 р., Донецьк, ДонНТУ. – 2013. 482 с. 479-482.

Аннотация

Процько Е.Г., Приходько Т.А. Разработка алгоритма работы системы асинхронного дистанционного обучения с подсистемой тестирования знаний. В данной статье представлено исследование систем дистанционного обучения и разработка алгоритма собственной системы асинхронного дистанционного обучения с подсистемой тестирования знаний. Сначала выполнен обзор существующих систем и подходов их реализации. Разработан алгоритма асинхронного on-line проекта в помощь очным способам обучения и прокомментированы варианты его использования в будущем на Украине.

Ключевые слова: : алгоритм, дистанционное образование, асинхронное обучение, Web-сайт, система тестирования.

Актуальность

Информационные технологии все более глубоко проникают в ежедневную жизнь людей. При этом в большой степени затрагиваются процессы обучения. Обучаться теперь можно более удобно, быстро, мобильно и дешево, значительно облегчается доступ к информации. Все это обусловливает необходимость внедрять новые методы обучения студентов в нашем ВУЗе.

Постановка задачи

Задача, которая стоит перед автором – реализация возможности комплексного применения синхронной (очной), асинхронной и дистанционно- асинхронной форм обучения, с последующей проверкой знаний, с домашними заданиями и оценками, а также с тестированием уровня усвоения пройденного материала с целью сделать обучение более мобильным легким и доступных для всех категорий студентов.

Асинхронное дистанционное обучение – это модель обучения, которая реализуется в системе дистанционного образования. Учебный процесс осуществляется в основном асинхронно с помощью электронной почты, Web-сайта. Студентам предоставляются учебно-методические материалы для самостоятельного изучения, как часть учебного процесса.

Вообще словосочетание «дистанционное обучение» различные авторы видят по-своему:

Самые популярные университеты мира создают свои бесплатные онлайн курсы для того, чтобы любой человек мог получить шанс изучить то, о чем мечтает, так как не каждый имеет возможность учиться в высшем учебном заведении, а с помощью современных интернет технологий высшее образование становится доступно всем желающим.

Анализ существующих систем дистанционного образования

Тема дистанционного образования очень актуальна в наше время. Существует множество доступных разработок в этой области знаний. Рассмотрим самые громкие проекты.

Udacity. Профессор Стэнтфорда бросил вызов традиционным университетам. Его диагноз – «долго, неэффективно, дорого»[5]. Udacity – частная образовательная организация основанная Sebastian Thrun, David Stavens и Mike Sokolsky. В первом курсе этого грандиозного проекта приняло участие 160000 студентов из 190 стран. Сейчас Udacity предостовляет более 14 курсов, все они являются бесплатными. После прохождения курса обучения студенты, по желанию, могут получить сертификат, стоимость которого около 100$. Также в Udacity имеются курсы, после прохождения которых, желающие могут сдать экзамен под наблюдением приглашенного специалиста, стоимость этой услуги – 150$.

Каждый урок построен наглядно, доступно и заканчивается проверочными вопросами. Это сделано для проверки усвоения изученного материала.

Coursera. Самые популярные вузы США и Великобритании объединили свои силы и создали свой проект Coursera. На сегодняшнее время Coursera занимает лидирующие позиции среди образовательных онлайн проектов, так как предлагает около 200 курсов с аудиторией более 1,7 млн студентов.

В отличии от Udacity, Coursera работает с университетами, а не с преподавателями напрямую, а также предлагает курсы по 18 различным направлениям. Сейчас Coursera работает с 33 университетами из 8 стран, где кроме университетов США, участвуют еще университеты из Австралии, Канады, Гонконга, Индии, Израиля, Швейцарии и Великобритании [6].

edX. Гарвардский университет и Массачуссетский технологический институт, предлагают свою платформу edX. Она содержит 8 курсов от 4х университетов. Данный проект, по сравнению с другими, конечно, отстает, но еще все впереди.

Сравнительная характеристика описанных выше платформ

Udacity представляют собой интерактивные курсы, которые напоминают занятия с репетитором, а Cousera, представляет собой прослушивание лекций с последующим выполнением домашнего задания. В edX планируется делать упор не только на видео уроки, но и на интерактивное взаимодействие. Впрочем, все эти 3 проекта являются отличными образовательными платформами.

Как было отмечено ранее, каждая платформа имеет свою систему тестирования и проверки знаний. В Udacity проверка знаний осуществляется с помощью компьютерных программ. В Coursera проверку выполненных заданий доверяют самим пользователям, но, прежде всего, студенты должны изучить критерии оценивания, а также попрактиковаться на уже проверенных работах. edX, в свою очередь, практикует различные методы проверки и оценивания. Это машинная проверка, самостоятельное оценивание, а также проверка работ другими студентами.

Обучение на этих 3х образовательных платформах бесплатно, но на некоторых курсах, если студент захочет пройти тестирование, получить подтверждение о прохождении данного курса в виде сертификата, ему необходимо будет заплатить символическую сумму, от 30$ до 200$.

Используя прогрессивный зарубежный опыт и успешные методики обучения, авторы планируют разработать и апробировать собственную систему в помощь очному обучению с целью увеличения мобильности и улучшения качества обучения в ДонНТУ. Данная система призвана учитывать особенности нашего менталитета и Украинские программы обучения студентов.

Разработка алгоритма

Идея заключается в создании платформы (проекта) по асинхронному дистанционному обучению. Образовательная коммуникация между участниками процесса будет осуществляться через Web-сайт.

Примерная схема данного проекта изображена на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Алгоритм системы асинхронного дистанционного обучения

Рисунок 1 – Алгоритм системы асинхронного дистанционного обучения

Сначала студенты прослушивают лекции, затем для закрепления теоретического материала, самостоятельно изучают интерактивно-методические материалы, по мере изучения которых будут выплывать мини-тесты и контрольные вопросы, после ответа на которые, можно будет идти дальше. Это будет сделано для лучшего запоминания студентом изученного материала, чтобы человек сразу мог понять, хорошо ли он усвоил данный «кусок» темы, и если это не так, то вернуться и хорошенько повторить изученный материал, снова пройти тестирование.

После того как студент изучит теоретический и практический материал, ему необходимо будет пройти тестирование знаний по курсу и получить соответствующую оценку.

Результаты тестирования планируется накапливать в базу данных по каждой группе и после прохождения тестов выводить рейтинг по результатам тестирования группы.

Результаты прохождения тестов будут учтены преподавателем при окончательном оценивании студентов по курсу.

Перспективные задачи. В перспективе планируется программная реализация и тестирование данного алгоритма, создание собственной учебно-образовательной платформы для одного ученого курса.

При этом открываются дополнительные перспективы использования и монетизации разработанных курсов [4]:

Список литературы

1. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – М.: - Наука, 2002, - 527 с. Режим доступа:http://cnit.mrsu.ru/do_1.php/
2. Полат Е.С. Понятийный аппарат дистанционного обучения. Режим доступа:http://www.center.fio.ru
3. Forbes.ua «Высшее образование за 100$» Режим доступа: http://forbes.ua/magazine/forbes/1336363-vysshee-obrazovanie-za-100
4. Бизнес модели бесплатного обучения на Coursera, edX и Udacity. Режим доступа:http://habrahabr.ru/sandbox/50831/