ДонНТУ   Портал магистров

Формула–1 – королева автоспорта

Однажды, переключаю каналы своего телевизора, на одном из них я заметил непривычную для меня картинку – много необычных автомобилей наматывали круги в очень быстром темпе. Меня заинтересовал этот факт. Я задержался на этом канале и досмотрел, как оказалось, свою первую гонку Формулы–1 (Ф1). На какой трассе проходила та гонка, я не запомнил, зато сезон я помню отчетливо, потому что это был сезон, в котором завершал свою карьеру Михаэль Шумахер (это была его первая попытка, как потом оказалось). Но все по порядку...

Логотип Формулы–1

Фотография 1 – Современный логотип Формулы–1

История развития Формулы–1

Поскольку я начал увлекаться Ф1 только с 2006 года, то глубоких знаний о том, как было раньше у меня нет. Но, конечно, для осознания всего величия Ф1 необходимо перечислить основные этапы ее развития.

Официально история Ф1 берёт начало в 1950 году, когда состоялся первый чемпионат мира F1. Победителем стал итальянец Джузеппе Фарина, который лишь ненамного опередил своего партнёра по команде аргентинца Хуана-Мануэля Фанхио.

Чемпион мира 1950 года Джузеппе Фарина на Альфа Ромео

Фотография 2 – Чемпион мира 1950 года Джузеппе Фарина на Альфа Ромео

Начиная с 1958 года в Ф1 началась эпоха англоговорящих гонщиков: вплоть до 1969 года чемпионами становились пилоты Формулы 1: британцы Майк Хоторн, Грэм Хилл, Джимми Кларк, Джон Сертис и Джеки Стюарт, австралиец Джек Брэбэм, новозеландец Дэнни Хьюм и американец Фил Хилл.

Но согласитесь, автогонки – это не только пилоты и команды, автогонки – это ещё и машины. Автомобили Ф1 тоже имеют свою историю: характеристики болидов, атрибутика, внешний вид и многое другое неоднократно менялось на протяжении десятилетий. Например, первым технологическим новшеством в Ф1 стали заднемоторные болиды компании Купер. До этого в гонках Гран При 1934–1939 команда Auto Union уже использовала заднемоторные болиды конструкции Фердинанда Порше, но эти болиды отличались очень сложным поведением на трассе, в то время как Купер T43/T51 славились очень хорошей управляемостью, но слабым мотором.

В 1962 году команда Лотус (одна из ведущих команд Ф1 в 60-е и 70-е годы) впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, позаимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности. Это, разумеется, не могло не войти в историю команд Ф1. В 1968 году Лотус выступила с ещё одной инновацией, раскрасив свои болиды наклейками компании Империал Тобакко. Эта атрибутика Ф1 стала точкой отсчёта спонсорства в автогонках. С ростом скоростей увеличивалось значение прижимной силы, это заставляло команды экспериментировать в конструкции антикрыльев и других аэродинамических элементов.

В конце 1970-х годов Лотус впервые применила граунд-эффект (англ. ground effect), который сильно увеличивал прижимную силу за счёт разреженного воздуха под днищем болида. Это позволяло пилотам проходить повороты намного быстрее. Вскоре все команды перешли на его использование. В 1983 году граунд-эффект был запрещён FIA ввиду борьбы с ростом скоростей.

Регламент Ф1 имеет свойство меняться. Начиная с 2009 года, он кардинально изменился 2 раза. Далее приведены фотографии болида Ferrari для сравнения внешнего вида машин.

Болид команды Ferrari сезона 2006

Фотография 3 – Болид команды Ferrari сезона 2006

Болид команды Ferrari сезона 2010

Фотография 4 – Болид команды Ferrari сезона 2010

Болид команды Ferrari сезона 2014

Фотография 5 – Болид команды Ferrari сезона 2014

Естественно, изменениям подвергается не только внешний вид, но и технические характеристики болидов Ф1. Точнее, изменение внешнего вида – прямое следствие изменения технического регламента. Данный вопрос очень сложный и требует знания специфической терминологии, поэтому детально изменения в регламентах рассматриваться не будут.

Легендарные гоночные трассы

Гран-при Монако – гонка Формулы-1 на городской трассе Монте-Карло в княжестве Монако. Проводится с первого чемпионата мира 1950 года по настоящее время (не было включено в чемпионат 1951–1954 годов). С 1929 по 1948 годы до возникновения Формулы-1 Гран-при Монако по автогонкам проводились как независимые спортивные состязания. Гран-при Монако считается одной из самых престижных гонок в чемпионате Формулы-1. Особенностью данной трассы является то, стартовая позиция гонщика – залог успешной гонки, потому что трасса очень уская.

Трасса Монте-Карло в княжестве Монако

Фотография 6 – Трасса Монте-Карло в княжестве Монако

Гран-при Италии – один из старейших этапов чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1. Непрерывно проводится с самого первого сезона Формулы-1 и по сегодняшний день (наряду с Гран-при Великобритании). Все гонки Гран-при Италии Формулы-1 традиционно проходят на автодроме Монца. Исключением стал лишь Гран-при Италии 1980 года, который был проведён на трассе в Имоле. Монца – это запредельные максимальные скорости, множество прямых и скоростные повороты.

Трасса Монца в Италии

Фотография 7 – Трасса Монца в Италии

Гран-при Великобритании – один из этапов чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1. В настоящее время проводится на трассе «Сильверстоун» недалеко от деревни Сильверстоун в Нортгемптоншире. Гран-при Великобритании впервые был проведен в 1926 году на трассе «Бруклэндс». Победу на нём одержала французская команда в составе Луи Вагнера и Робера Сенешаля на машине Delage 155B. Гран-при Великобритании 1950 года, прошедший на автодроме в Сильверстоуне, стал первым в истории регулярных чемпионатов Формулы-1.

Трасса Сильверстоун в Великобритании

Фотография 8 – Трасса Сильверстоун в Великобритании

Пусть остальные автодромы не обижаются на меня. Они все по-своему интересны и им можно посвятить огромную статью.

Современная Формула–1

Современная Ф1 – это новейшие технологии, сверхточные вычисления и, конечно, высочайший уровень безопасности. Часто можно слышать такую фразу: Если бы в Формуле-1 не было ограничений, то они бы уже не издили, а летали над трассой.

В 2014 году началась новая эра Формулы–1 – эра турбированных двигателей V6.

Турбированных двигателей V6 компании Mercedes-Benz

Фотография 9 – Турбированных двигателей V6 компании Mercedes-Benz

Расклад сил в чемпионате изменился. Теперь доминирует заводская команда Mercedes, которая лучше всех готова к сезону. Многолетний флагман Red Bull старается вернуть утраченные позиции, но двигатель Renault тянет команду вниз. Вероятно, в этом сезоне закончится доминирование Себастьяна Феттеля после 4 чемпионских лет.

Магистры ДонНТУ и Формула–1

Тема Формулы–1 также интересна магистрам: Алтухов Денис Сергеевич, Переломов Андрей Андреевич, Ищук Максим Валерьевич, Бондаренко Дмитрий Александрович, Титиевский Владимир Сергеевич, Шумаев Клим Константинович и т.д.

Список источников

  1. История F1 или как все начиналось (1950-80) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smotra.ru/users/avtor-2-3/blog/114228/
  2. Характеристики болидов Ferrari F1 / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zero-100.ru/index/sovremennye_bolidy_ferrari_f1_2010_godov/0-298
  3. Гран-при Монако / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гран-при_Монако
  4. Гран-при Италии / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гран-при_Италии
  5. Гран-при Великобритании / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гран-при_Великобритании
  6. Турбореволюция! Как устроены моторы Формулы-1 2014 года / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.drive.ru/technic/52e23bb194a65690ce00013e.html