Назад в библиотеку

Государственное стимулирование инновационной деятельности в Украине

Автор: Бальди О. А.
Источник: Збірка матеріалів "Антикризове управління на підприємстві" / V Міжнародна науково-теоретична конференція молодих учених, аспірантів, студентів "Творчий пошук молоді - курс на ефективність" – Камянець-Подільський ХКТЕІ,— 2014, с.20-23.

Одним из основных показателей уровня развития экономики является уровень ее инновационности. Инновационные процессы, предусматривают сотрудничество ученых, разрабатывающих нововведения и предпринимателей, их внедряют в производственно-хозяйственную практику как на внутреннем так и на внешнем рынках. Несмотря на значительные достижения отечественной науки, коммерциализация положительных результатов научных исследований инновационной деятельности требует осуществления последовательной и эффективной государственной политики в инновационной сфере. Необходимость предоставления государственной поддержки обусловлена прежде всего размерами затрат на проведение НИОКР, осуществляемые обычно без надлежащей финансовой поддержки участников рынка. Отметим также, что не всем инновациям присуща экономическая эффективность. Часть из них может быть внедрена для удовлетворения некоммерческих потребностей (социальных, экологических, обороны и т.п.). Именно поэтому, координация усилий власти с целью реализации государственной политики в инновационной сфере, направленной, среди прочего, на стимулирование субъектов инновационной деятельности к повышению их инновационной активности, должна носить системный характер.

Предпосылки для осуществления инновационной деятельности должны формироваться в политической, экономической и социальной сферах, а задачей государства является их координация и взаимосвязь. По результатам исследования норм общего и специального законодательства об особенностях реализации государственной политики в инновационной сфере было установлено, что государственная поддержка инновационной деятельности достаточно часто носит номинальный, а не реальный характер, а инновационное развитие экономики государства требует глубокого экономического обоснования приоритетных направлений. В Украине обычно приоритетность связывается с необходимостью использования имеющегося производственного потенциала, то есть следует из прошлого, а не ориентируется на будущее. Практически отсутствуют стимулы реализации этих направлений, поскольку в украинской экономике обычно предпочтение отдается крупным предприятиям добывающей промышленности, а также части предприятий перерабатывающей промышленности. Их технологии относительно стабильны, а продукция достаточно однообразная, поэтому они являются менее требовательными к инновациям, однако, именно данная категория субъектов хозяйствования более платежеспособной по сравнению с другими участниками рынка. А вот малый и средний бизнес, который считается более благоприятным для внедрения инноваций часто остается вне внимания государственной политики в инновационной сфере. По данным Всемирного банка, Украина занимает 145 место среди 183 стран по показателю легкости ведения бизнеса, а в сфере интеллектуальной собственности наблюдается высокий уровень преступности, наносит существенный ущерб отечественным и зарубежным субъектам инновационной деятельности и затрудняет внешнеэкономические и внешнеполитические отношения Украины. Очевидно, что при таких условиях заниматься рисковыми инновационными проектами все еще нет смысла.

Для финансовой поддержки экономической деятельности обычно используют методы прямого и косвенного стимулирования. В зависимости от форм реализации государственной политики в инновационной сфере соотношение этих методов различен. Существует две противоположные модели - англо-американская и франко-японский. Первая характеризуется самой полной автономностью предпринимательства в инновационной сфере, а государство только способствует развитию инновационной инфраструктуры, вторая отличается значительным влиянием государства на развитие инновационных процессов, в частности, нерыночными методами (путем предоставления прямых дотаций и субсидий предприятиям и организациям, осуществляющим инновационную деятельность). Канада и большинство европейских стран занимают промежуточное место среди указанных полюсов государственной политики в сфере инноваций, развивая национальное бизнес- среду и используя прямую государственную поддержку инновационной деятельности. К тому же эта поддержка проявляется путем государственного финансирования инновационных проектов и системы высшего образования. Без надежной финансовой поддержки инновационные проекты могут остаться нереализованными. Поэтому в Украине необходимо сформировать действенную систему методов государственного регулирования инновационной деятельности, стимулировать инновационное развитие предпринимательских структур [2, 3].

Суть методов прямого регулирования заключается в том, что государство берет на себя инициативу в выборе приоритетов научно - технического развития, финансирования и стимулирования разработки важных национальных инновационных программ.

Задачей косвенных методов является создание экономических и социально -политических условий, благоприятных для активизации инновационных процессов. К ним относят : льготное налогообложение, систему ускоренной амортизации основного капитала, создание системы венчурного финансирования, формирования эффективной системы защиты прав на интеллектуальную собственность, стимулирования развития инновационной инфраструктуры [2, 4].

Отметим также, что инновационное развитие государства практически невозможно без должной поддержки общества. Большое значение для эффективного воплощения в жизнь конструктивной научно - технологической политики является ее восприятие не только учеными и предпринимателями, но и рядовыми гражданами. Очень важен опыт Японии, которой удалось к активной творческой участия в научно - технологическом обновлении производства привлечь всю нацию [1].

Развитие рыночной экономики Украины и ее постепенный переход к постиндустриальной экономике, в значительной степени сдерживается следственными ценностями, нормами и убеждениями, оставшиеся у общества со времен существования административно - командной экономики, а переход к новому экономическому устройства практически невозможно без изменений существующих систем ценностей и культуры.

С учетом поданного выше, поддерживая позицию авторов, считаем, что необходимо воспитание развитого в научно - техническом плане прослойки населения, который должен осознавать необходимость и важность получения новых знаний для продвижения вперед, формирования инновационного мышления и культуры. Таким образом, одним из направлений совершенствования государственной политики в инновационной сфере является формирование среды взаимопонимания между государством, наукой, предпринимательскими кругами и общественностью с целью повышения уровня доверия каждого из участников среды друг к другу и к государству.

Литература

1. Быконя С.Ф. Инновационная культура - условие реализации инновационной политики [Электронный ресурс] – режим доступа: www.personal.in.ua
2. Кобушко И.М. Пути улучшения финансирования инновационного развития в Украине с использованием международного опыта [Электронный ресурс] – режим доступа www.nbuv.gov.ua
3. Макаренко Е.В. Особенности инновационного развития европейских стран [Электронный ресурс]/– режим доступу: www.iqdiplom.com
4. Фащевская А.Н. Современные методы государственной политики стимулирования инновационной деятельности в промышленности Украины [Электронный ресурс]/ – режим доступа: nbuv.gov.ua