Назад в библиотеку

Влияние конкурентоспособности предприятий на эффективность пенсионной реформы в Украине

Автор: Барабашина А. В., Швец И. Б.
Источник: Актуальні проблеми конкурентоспроможності підприємств: Матерiали Всеукраїнської науково‑практичної конференцiї студентiв, аспірантів і молодих учених м. Севастополь, 29–31 березня 2012 р./ М‑во освіти і науки, молоді та спорту України, Севастоп. нац. тех. ун‑т; – Севастополь: СевНТУ, 2012. – С. 12–15


Обеспечение конкурентоспособности предприятий является не только важной проблемой для самого предприятия, как субъекта хозяйственной деятельности, но и для экономики государства в целом. Стабильность существования предприятия на рынке обуславливает устойчивое формирование финансовых ресурсов, что в свою очередь является основным условием обеспечения высокого уровня оплаты труда для работников. Заработная плата наемных работников является не только показателем его конкурентоспособности на рынке труда, но и основным источником осуществления страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд в соответствии с новым законом Украины «О пенсионном обеспечении». Поэтому проблема конкурентоспособности предприятия имеет также социально-политическое значение, так как связана с эффективностью реализации пенсионной реформы. В свою очередь, пенсионная реформа, призванная восстановить социальную справедливость в обществе, может повлиять на повышение конкурентоспособности предприятия, оказывая стимулирующее воздействие на работников к более высокой результативности труда и уровня его оплаты труда.

Украина занимает едва ли не первое место в мире по удельному весу пенсионных выплат. Они составляют около 18 % ВВП, что в полтора раза превышает аналогичный показатель развитых европейских стран. Кроме того, у нас очень высокая доля социальных платежей в структуре заработной платы  – свыше 40 % заработанного. Казалось бы, пенсионеры в такой стране должны жить зажиточно. Но все наоборот: средняя пенсия у нас одна из самых низких на континенте. Сейчас почти 65 % пенсионеров получают пенсию в размере менее 1000 гривен в месяц  – это в 4–10 раз ниже, чем в других европейских странах [1]. Данная ситуация косвенно подтверждает низкий уровень конкурентоспособности украинских предприятий с точки зре6ния оплаты труда наемных работников и возможностей обеспечения наполняемости пенсионного фонда.

Повысить конкурентоспособность предприятия можно путем ориентации предприятия на потребителя, улучшения качества продукции, активизации инновационной политики, более эффективного использования ресурсов, в том числе трудовых, улучшения организационно‑технических условий работы и социальной защищенности работников. В настоящее время проблема социальной защиты наемных работников, численность которых стабильно снижается за последние годы, является практически нерешенной. Общая численность населения на 1 января 2011 года  – 45598,2 тыс. чел. [2]. Одновременно численность населения предпенсионного и пенсионного возраста в структуре населения составляет 27,2 %, а численность пенсионеров  – 15,3 %. Негативные тенденции в структуре населения Украины связаны в первую очередь с увеличением удельного веса людей предпенсионного и пенсионного возраста. По состоянию на 1 мая 2011 г. в Украине 14 миллионов плательщиков страховых взносов и 13,77 миллионов пенсионеров [3]. По этой причине возникает ряд проблем, главная из которых  – пенсионные средства распределяются среди большого количества людей, а средний размер пенсий очень маленький, иногда ниже прожиточного минимума.

Так, по результатам опроса в марте 2006 года, было зафиксировано, что пенсионерам недостаточно их дохода для удовлетворения первоочередных потребностей, рис. 1. В первую очередь это касается покупки товаров долгосрочного пользования, о чем указали 78,2 % опрошенных, удовлетворения потребности в отдыхе (75,3 %), медицинского обслуживания (59,8 %), покупки одежды (53,4 %). Наиболее удовлетворенной является потребность в продуктах питания и оплате жилья, о чем указали соответственно 35,5 % и 31,0 % опрошенных пенсионеров [4].

Рисунок 1 – Результаты опроса пенсионеров по оценке уровня доходов

Рисунок 1 – Результаты опроса пенсионеров по оценке уровня доходов

Низкий уровень социальный трансфертов, унаследованный Украиной от административно-плановой экономической системы, остается основным фактором базовой незащищенности населения. Важным шагом через 20 лет после распада СССР на пути к дальнейшему развитию социальной сферы в Украине стал Закон Украины «Про заходи щодо законодавчого забезпечення реформування пенсійної системи» № 3668‑VI [5], главная целью которого является создание условий для повышения пенсий, обеспечение достойной старости граждан, соблюдение принципов социальной справедливости и защиты, устранения больших разрывов между специальными и обычными пенсиями [6].

По оценкам специалистов в результате внедрения пенсионной реформы в 2012 г. экономия средств составит 2,5 млрд. грн., в 2013 г.  – 6 млрд.  грн., в 2016 г.  – 9 млрд. грн, в 2022 г.  – около 30 млрд. грн. [3]. Директор Всемирного банку в Украине Мартин Райзер считает, что предложенная правительством пенсионная реформа станет более справедливой. Граждане получат возможность получать более высокую пенсию, при условии, что они будут оплачивать более высокие пенсионные взносы, что возможно при условии выплаты работодателями конкурентной заработной платы. Гарантировано пенсия не будет ниже прожиточного минимума, поскольку солидарная система будет учитывать интересы малообеспеченных слоев населения, а накопительные системы будут стимулировать к пенсионным сбережениям граждан с высокими доходами. Для решения этой проблемы обеспечение конкурентоспособности предприятия является первоочередной задачей и должно решаться комплексно с учетом всех составляющих конкурентоспособности, как сложной экономической категории и инструмента социально‑экономических реформ.

Библиографический список

1. З пенсійною реформою зволікати не можна / Українська правда. Режим доступа: http://www.pravda.com.ua/articles/2011/02/18.
2. Распределение постоянного населения по возрасту. Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2007.
3. Пенсійні хроніки: реформа хоч і пом’якшена але з ефектом // Віче. – 2011. – № 13. – С. 4–6.
4. Базовая защищенность населения. Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2006.
5. Закон України «Про заходи щодо законодавчого забезпечення реформування пенсійної системи» № 3668‑VI. Режим доступаde: http://zakon1.rada.gov.ua .
6. Про реформу. Режим доступа:http://pension.kiev.ua.
7. Директор Світового банку в Україні: «Ваша пенсійна реформа є однією з найбільш збалансованих» // Віче. – 2011. – № 5, – С. 4–5.