Назад в библиотеку

Проблемы системы оплаты труда в Украине

Авторы: Грабчук О. П., Беличенко А. Ф.
Источник: Управление производством: модели, механизмы, инструцменты. Монография. Под общей редакцией доктора экономических наук профессора Е. В. Мартяковой, Донецк 2012 г., ДонНТУ, С.465–473.

Аннотация

Грабчук О. П., Беличенко А. Ф.  Проблемы системы оплаты труда в Украине Проанализировано состояние системы оплаты труда в Украине, определены основные проблемы и предложены меры по их устранению, основанные на примере развитых стран.

На сегодняшний день Украина находится в глубоком экономическом кризисе, который начался еще в далеком 1991 году, с приобретением ею независимости, и с которым пытается бороться нескончаемая плеяда сменяющих друг друга политиков. Но, к сожалению, внимание населения обращается более на политические проблемы, будь то вопрос о приобретении русским языком статуса национального или же поправки в исторических фактах. Экономическим же проблемам в СМИ уделяется намного меньше информации, хотя они намного более серьезны и касаются абсолютно каждого гражданина страны.

По данным ГосКомСтата состояние экономики Украины более чем плачевно. К примеру, только за январь текущего торговое сальдо составило – 6747,5 млн. $. С начала года в эксплуатацию было введено всего лишь 9410,4 тыс. кв. м жилья, а объем продукции строительства составил 2631,9 тыс. грн. Средняя заработная плата работников при этом составляет 2633 грн.

Экономический кризис порождает еще более глубокий кризис – социальный. В последнем докладе ООН по Украине бедными были признаны 80% населения. В стране неумолимо растет уровень преступности, падает уровень рождаемости и увеличивается смертность – численность населения снижается, что влечет за собой старение нации, а как результат – еще более глубокий кризис в экономике.

Безусловно, правительство предпринимает попытки улучшить ситуацию в стране. Примером этого может служить нашумевшая пенсионная реформа, одной из статей которой была непопулярная мера – увеличение пенсионного возраста. Конечно же, пример был взят с западных стран, в которых тоже наблюдается старение нации.

Еще Маркс в первом томе Капитала написал, что страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране картину её собственного будущего. Путь, согласно которому Украина решает проблемы на примере более развитых стран, правилен. Но почему же реформы были начаты с пенсионного обеспечения?

По данным опроса, проведённого Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ua, 60% экономически активных украинцев, хотели бы получить работу за границей. Почему же правительство не обращает на это внимания? Почему выплата пенсий, размер которых рассчитывается из уровня заработной платы и трудового стажа, ставится на первое место а сама заработная плата – чуть ли не на последнее? Как можно переходить к пенсиям по примеру более развитых стран, не обозначив достойную, цивилизованную систему оплаты труда?

В Законе Украины Об оплате труда указано, что заработная плата – это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально‑ деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия. Согласно этому же закону, Государство регулирует заработную плату путем установления минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата устанавливается в размере не ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц. (интересно то, что статья 9, в которой это указано, в такой редакции начала действовать только с 1 января 2009 года).

Минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы, как минимальной гарантии в оплате труда, определяются генеральным соглашением.

Заработная плата работников предприятий на территории Украины выплачивается в денежных знаках, имеющих законное обращение на территории Украины. Выплата заработной платы в форме долговых обязательств и расписок или в любой иной форме запрещается.

Заработная плата выплачивается работникам регулярно в рабочие дни в сроки, установленные в коллективном договоре, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий шестнадцати календарных дней.

Запрещается каким‑ либо способом ограничивать работника свободно распоряжаться своей заработной платой, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Запрещаются отчисления из заработной платы, целью которых является прямая либо косвенная уплата работником собственнику или уполномоченному им органу либо любому посреднику за получение или сохранение работы.

Удержания из заработной платы могут производиться только в случаях, предусмотренных законодательством. При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать двадцати процентов.

Существуют так же законодательные акты об индексации денежных доходов населения, а также о порядке компенсации заработной платы в связи с нарушением сроков ее выплаты.

На бумаге вроде все хорошо. Но отчего же граждане страны так упорно хотят работать за границей?

Безусловно, это связано с размером заработной платы. Средняя заработная плата в Украине 2633,9 грн в месяц – это 22 дня по 8 часов – приблизительно 1,88 $ в час. Данные по минимальной заработной плате за один рабочий час в развитых странах приведены в таблице ниже (в $ США): (2)

Данные по минимальной заработной плате за один рабочий час

Сравнение шокирует. А если ко всему этому прибавить еще и ужасающую нерегулярность выплаты этого мизера, отсутствие гарантий, предусмотренным законодательством и грабительскую пенсионную реформу – не мудрено, что большая половина жителей страны мечтает о работе за границей.

В современной зарубежной практике имеют место два подхода к установлению минимальной заработной платы. Первый – это установление потребительской корзины жизненно важных товаров и услуг в стоимостном выражении, которое, используют и у нас. Второй подход основан на предположении о том, что удовлетворению на гарантированном минимальном уровне подлежат не только основные физические потребности в продуктах и жилище, но и социальные, порождаемые социально‑ культурным развитием общества. Поэтому второй подход предполагает соотношение уровня минимальной заработной платы с уровнем сложившейся заработной платы. Так, в Японии она составляет около 44%, в США – около 50%, во Франции – около 60%, а в Нидерландах доходит до 75% средней заработной платы (2).

Так же в западных странах существует ряд стимулирующих материальных систем. Кроме заработной платы и различных бонусов (которые, в принципе, используются и у нас), к ним относят:

Много ли наших предприятий используют такие системы?

Выходит, что дело не только в уровне зарплаты, но и в социальной защищенности.

В Украине 60% экономики находится в тени. Часто менеджеры прибегают к выдаче заработных плат в конвертах, к неофициальному трудоустройству, испытательным срокам, которые не оплачиваются. И украинцы на это соглашаются, так как не имеют выхода. В Украине слишком мало рабочих мест.

Получается так, что мы, молодые граждане Украины, живем настоящим, а о старости не думаем. Мы завидуем европейцам, которые с выходом на пенсию начинают колесить по всему миру, имеют возможность достойно жить, поддерживая своих детей и внуков, иметь доступное лечение, так необходимое людям пожилого возраста. Мы думаем, что до старости очень далеко, что доброе правительство что‑ то сделает к тому времени или, в крайнем случае, поднимет пенсионный возраст до такого уровня, что большая часть граждан страны не доживут до пенсии. Мы считаем, что не можем ничего сделать да и сделать что‑ то невозможно.

Но выход есть.

Прежде всего, нужна реформа организации оплаты труда. Начать можно с основ – с установления почасовой нормы оплаты труда. Ведь что парадоксально, в странах СНГ осталась помесячная форма оплаты труда и из неё исходит расчет всех вытекающих показателей. Это наследство от так называемого социализма, который не имел с учением Маркса ничего общего.

После внедрения почасовой ставки нужно обратить внимание на борьбу с теневой экономикой. Оценка статистических данных свидетельствует о том, что заработная плата свыше 2500 грн., как правило, становится теневой. При этом на нее не начисляются взносы в фонды социального обеспечения, из нее не выплачивают подоходный налог.

Это характерно для частных предприятий и организаций, руководители которых, скрывая собственные реальные заработки, делают то самое с заработной платой всего персонала. Борьба эта может проводиться даже на микроуровне – путем отказа от зарплаты в конвертах и неофициального трудоустройства. Управляющему нужно научиться делиться своей прибылью с государством, на территории которого он ведет свою деятельность.

Еще одной важной проблемой, требующей решения, являются нарушения принципа социальной справедливости в сфере оплаты труда. В Украине ярко выражено диспропорциональное расслоение общества по доходам: по докладу ООН за 2011 год, 10% граждан с высочайшими доходами получили треть общей суммы всех денежных доходов населения. Бороться с этим можно внедрением налога на роскошь и контроль доходов и расходов госчиновников, в рамках борьбы с коррупцией.

Существует еще ряд проблем и в системе организации заработной платы:

Решение этих проблем было предложено еще в проекте о направлениях социальной политике на 1997 – 2000 года, который, впрочем, не был выполнен.

Мероприятия, предложенные в этом проекте, охватывали два направления. Первое – мероприятия, направленные на стабилизацию уровня жизни, усовершенствование оплаты труда и денежных доходов населения, второе – мероприятия, направленные на погашение задолженности из заработной платы.

Среди мероприятий, направленные на усовершенствование организации оплаты труда, было предложение о внедрении в законодательство такого важного положения, как обеспечение зависимости размеров оплаты труда от личного взноса работника в конечные результаты работы. Интересно то, что проблема это не новая и в директивных документах еще советского периода не раз провозглашались намерения осуществить и реализовать такую зависимость.

Однако, как свидетельствует практика и научные исследования, решить такую задачу не просто. Этот вопрос тесно связан с усовершенствованием нормирования работы, с рынком работы (уровнем безработицы) и социальной психологией.

Начинать нужно с мелочей и истоков. Ведь как страшно звучит провести борьбу с коррупцией, реформировать систему оплаты труда, вывести экономику из тени. Страшась этих глобальных целей, менеджер не станет ничего делать, надеясь на всесильность государства. Но если он грамотен, то он сможет изменить ситуацию хотя бы на своем предприятии. А если таких менеджеров будет много, то Украина сможет преодолеть этот социальный кризис. Нужно только начать.

Народ Украины ожидает улучшение жизни уже сегодня. Но нужно понять, что этого не может произойти. И если мы начнем строить страну, то сделаем это не для себя, а для будущих поколений – наших детей и внуков.

Библиографический список

  1. Маркс К. Капитал. том 1 – М.:, 1978. – 416с.
  2. Жулина Е. Г, Иванова Н. А. Европейские системы оплаты труда. [Электронный источник]. – Режим доступа: lib.rus.ec.
  3. Дряхлов Н., Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США. [Электронный источник]. – Режим доступа: iteam.ru.
  4. Закон Украины Об оплате труда.