Назад в библиотеку

Эффективное управление финансами в рамках предвыборной компании политической партии

Авторы: Грабчук О. П., Беличенко А. Ф.
Источник: Актуальные проблемы развития финансово‑кредитной системы Украины 2013/ Материалы VI всеукраинской научной конференции студентов и молодых ученых. – Донецк, ДонНТУ – 16–17 мая 2013.

Аннотация

Грабчук О. П., Беличенко А. Ф. Эффективное управление финансами в рамках предвыборной компании политической партии Проанализированы основные методы проведения предвыборной компании с точки зрения маркетинка и финансов. Выдвинуты рекомендации по увеличению эффективности проведения рекламной компании в сфере политики.

Актуальность

Про эффективное проведение рекламной компании в рамках одного предприятия сказано очень много. Этой темой занималось огромное количество выдающихся ученых. Так же очень много сказано про политические компании и основы их проведения. Но очень мало работ, описывающих как необходимо эффективно использовать ресурсы, выделенные на рекламную компанию для политической силы. В данной статье будет рассмотрено и проанализировано поведение основных политических сил с точки зрения управления финансовыми ресурсами при проведении предвыборной компании осенью 2012 года.

Управление финансами в рамках предвыборной компании

Итак, осенью 2012 года в Украине произошли очередные парламентские выборы. Особенностью этой предвыборной компании была смешанная система избрания народных депутатов – а это значит, что они избирались как по мажоритарным округам, так и по спискам. Для исследования политическая арена будет представлена как рынок.

Рынок политических услуг – это рынок обещаний. Основным продуктом на этом рынке являются обещания политиков, а ценой за эти обещания являются голоса избирателей. Функцию денег на этом рынке исполняют бюллетени – тот, кто больше их соберет, получит большую долю на рынке и главное благо и цель существования предприятия – власть – некоторый эквивалент прибыльности.

Что же еще можно сказать именно про Украинский рынок политических услуг?

Согласно результатам 95,96% обработанных в ЦИК протоколов на парламентских выборах в Украине, Партия Регионов набрала 30,54%, Батькивщина – 25,15%, УДАР – 13,76%, КПУ – 13,40%, Свобода – 10,2% – это основные игроки на рынке. 

Предварительные результаты голосования на выборах 2012 года

Для измерения уровня его монополизации был подсчитан индекс Херфиндаля . Его значение на данный момент равно 2038,15. Это очень высокий результат. Рынок очень монополизирован, но все же наблюдаются 2 почти равных конкурента – следовательно, чистой монополией назвать рынок нельзя, и он олигополистичен.

Таким образом, в Украине рынок политических услуг – олигополия. Причем товар довольно‑таки дифференцирован – предвыборные программы очень разные.

Под понятием политическая реклама подразумевается вид коммуникации, в результате которого оказывается определенное воздействие на электорат. Причем осуществляется оно, как правило, в доступной и интересной форме, что способствует достижению цели – эффективно донести информацию до избирателя и подвигнуть его на принятие нужного выбора.

Украинская политическая реклама очень похожа на рекламу коммерческую – действует по тому же принципу. В этой рекламе эмоции преобладают над здравым смыслом. В политологии разделяют 2 типа донесения информации: манипулятивная и гуманистическая. Гуманистическая реклама показывает избирателю, как и почему такая позиция будет выгодна ему, она взывает к разуму избирателя. Такая реклама объясняет, что и как будет, если голоса пойдут этому кандидату, часто приводятся экономические цифры и показатели, логично расписывается каждый шаг. Суть манипулятивной политической рекламы состоит в том, что человеку через эмоции, в обход разума пытаются навязать какую‑либо точку зрения. Политики, пытаются навязывать стереотипы в обход разума, через простейшие приемы: деление на наших и не наших, позицией мы работаем, а они плохие.

Рассмотрим по очереди рекламную компанию каждой партии.

Партия Регионов

Это единственная политическая сила, которая хоть как‑то попыталась реализовать гуманитарную стратегию в рекламе. Основная идея рекламы – власть работает, и хотя есть некоторые трудности, но все же мы движемся вперед, а если вернутся конкуренты, то все пропадет. Её слоганы: Руину вже подолано и От стабильности к благополучию, закрепленные данными о том, что именно было подолано, как это было сделано: какие реформы были проведены, и какие невзгоды Партия Регионов преодолела за время своего нахождения у власти. Очень радуют экономические цифры – про уровень безработицы, государственный долг и социальные стандарты Украины до прихода к власти этой партии. Но вот вопрос – а откуда же они взяты и как их проверить. К сожалению, на него регионалы не отвечают.

Батькивщина

Второй по рейтингу идет огромная партия‑тяжеловес – объединенная оппозиция под общим названием Батькивщина.

Основная позиция этой партии – это позиция Мы их остановим и выставление конкурентов в невыгодном свете. Это, прежде всего, череда телероликов о снесенном доме старушки, о золотых унитазах в домах олигархов, о распоясавшемся мажоре на дорогом авто – и жалоба обиженного персонажа с призывом остановить эту власть (будто у представителей Батькивщины в доме стоят старые советские унитазы и их отпрыски ездят на трамвае). Так же был популярен ролик о несчастной доле главной политзаключенной – Юлии Владимировны и её заявление Им меня не сломать. Это чистой воды популизм. Ни в одном агитационном материале не указано ни одной экономической цифры. Только игра на эмоциях граждан, на социальной напряженности в обществе и на наболевшем у каждого слоя населения.

УДАР

Новая сила это так же и партия УДАР великого боксера, чемпиона мира, миллионера Виталия Кличко. Его программа красивая и агрессивная – красный цвет, основные обещания сформулированы в 5 ударов – удар по коррупции, по безотвестсвенности власти, по неравенству, по бесправию местных громад и по бедности. Опять же – приводятся цифры‑обещания, даже рекомендуются какие‑то действия под каждым из ударов, но опять‑таки – никакой конкретики и абсолютно никаких расчетов. В агитационной газете рассказывается о встрече Кличко со школьниками и о его последнем бое. Что радует – отсутствует негатив в сторону других политических сил и ролики несколько свежи – дети на фоне угнетенных пенсионерок из рекламы других партий смотрятся немного интереснее и новее.

КПУ

КПУ пошла своим путем – сделала агитацию в стиле советской пропаганды, с ярко выраженной одной наболевшей проблемой в каждом блоке. Но вновь никаких цифр – одни популистские обещания и заявления.

СВОБОДА

СВОБОДА в своих рекламных роликах говорит о родном украинском языке и о героях ОУН УПА. Так же довольно агрессивны выпады в сторону главных конкурентов, заявления о том, что их нужно отстранить и националистические заявления. Из приятного можно выделить патриотизм, но расчетов я никаких так и не смогла найти.

Какие же средства были выделена на компанию и какая отдача?

Эти данные приведены в таблице ниже

Средства на рекламную компанию различный политических партий

Таким образом, рекламная компания Партии регионов была самой дорогой, так как затраты на 1% от общего числа голосов самые высокие, и 1%, превышающий прогнозируемые результаты стоил намного дороже. Но наименее эффективной рекламой все же стоит считать рекламу УДАРа и Свободы, так как они потеряли в рейтинге, особенно УДАР. Наиболее эффективной же можно считать рекламу партии Батькiвщина и КПУ.

Таким образом можно выдвинуть рекомендации к проведению политической компании:

  1. Использование манипулятивного типа рекламы;
  2. Стимулирование явки на выборы (расширение рынка сбыта продукции);
  3. Применение стратегии восстановления спроса;
  4. Дифференцирование продукта;
  5. Четкое определение позиции партии.

Вывод

Итак, в данной статье были рассмотрены основные особенности избирательного процесса с точки зрения рынка, изучены закономерности его деятельности, определены особенности рынка Украины. Дальнейшие исследования могут проникнуть глубже в изучение комплекса маркетинга а политической арене, а так же рассмотреть каждую партию более индивидуально, выдвинув рекомендации именно для этой конкретной политической силы.

Ссылки

  1. Национальный экситпол (Деминицативы). Центр Разумкова, КМИС.
  2. Всеукраинский новостной портал. [Электронный источник]. – Режим доступа: lenta-ua.net.
  3. Центральная избирательная комиссия. [Электронный источник]. – Режим доступа: cvk.gov.ua.
  4. Политолигия, Нагорняк Т. Е. – Донецк – 2008, ДонНУ.