ДонНТУ   Портал магистров

Под землей

Что ты знаешь о солнце,
Если в шахте ты не был,
Если бродишь под небом с утра?
Только тот ценит солнце
И высокое небо,
Кто поднялся с зарей на-гора!

Аннотация: угледобывающее предприятие — мое первое место работы. Спускаться под землю приходилось неоднократно. Но особенно запомнился первый спуск. Надеюсь, Вам понравится мой небольшой рассказ, написанный в 2012 году в день спуска.

Поработав пару месяцев инженером по охране труда, а затем получив должность экономиста на угледобывающем предприятии, мне предоставили весьма широкие возможности вникнуть вглубь горного дела –  каков же на самом деле тяжелый и почетный труд шахтёров – людей, в среднем, проводящих шестую часть своей жизни под землей. Ежедневное общение с людьми убедило, что всегда решающим фактором остаются не машины, комбайны или компьютеры, а именно Человек   люди и отношения между ними. Любое дело будет процветать, если коллектив добросовестен и трудолюбив.
            Так вот, о первом спуске под землю – постараюсь как можно точнее передать атмосферу. Человеку без горного образования очень сложно получить допуск к подъемному стволу. Ради такого случая, на работу приехала на час раньше. Выдали обмундирование, в которое входили: нательный костюм – очень похож на комплект для занятий боевыми (что-то наподобие кимоно и шароваров), сверху одевается роба, завязываем пояс, сапоги 42го размера – меньше не на нашли, на голову каска, на руки варежки (защита снижает вероятность остаться без пальцев).  Одевалась долго – не сразу поняла, что куда и как одевать! Уже готова к спуску. Я же не прошла инструктажей. В силу деловой этики, я просто не могу позволить себе появиться в административном здании в шахтной робе. Пришлось переодеваться обратно в офисную одежду. И контрольное переодевание обратно в спец.одежду.
Идем в ламповую за самоспасателем, источником освещения и аккумулятором. Лампу в каску, аккумулятор на пояс, самоспасатель на плечо. К спуску готовы!
На общий спуск с ИТРовцами конечно же опоздали, о чем я несказанно пожалела – не упуская ни единой возможности пообщаться как можно с большим количеством работников. Работать намного проще, когда ты всех знаешь и тебя все узнают.  Но все же в шахту попали. Спуск длился около 5ти минут. Уши заложило. Дверь лифта с грохотом распахнулась. И вот мы уже в начале 3го центрального уклона – меня везде водил зам.директора по Охране труда Александр Александрович – мой прямой начальник на тот момент. 214 м под землей (дальше нам предстоял путь в 10 км по огромной части выработок вниз на 560 м, но я об этом еще не знала).

Дыхание перехватило. Сначала я подумала, что мне не хватит воздуха и будет обморок. Захотелось  задать глупый вопрос и получить на него положительный ответ, в качестве гарантии для мое внутреннего психологического состояния: «А часто у людей обмороки случаются?», но хорошо обдумав, какой ответ и отношение я могу получить, решила про обмороки не спрашивать. Очень легко упасть, если сам себя на это подстрекаешь и «накручиваешь». Поначалу был страх, что энергия в аккумуляторе закончится и мы не сможем вернуться обратно. Или же паническое чувство, что вот-вот что-то свалится. Если вы думаете, что в шахте полно люду, со всех сторон ходят толпы шахтеров – ошибаетесь. Между выработками по несколько километров. А в самих местах выработки от 2х до 6ти человек. И я несказанно радовалась каждый раз, как мы вдали видели тусклый свет – значит близко ЛЮДИ.

Чувство страха первый раз под землей невероятно остро.  Мы очень долго ходили по безлюдным тропам. Ощущения были весьма смешанные. Сан Саныч проверял, нет ли где обвалов, не просела ли кровля, читал лекции на тему «что, где, как и зачем», измерял уровень метана, а потом уже вел в нужное направление. Все равно чувство гордости овевало все мое первое путешествие.

Не хватит воздуха – еще одно заблуждение для человека, который не знаком с шахтой. Воздуха в шахте в избытке. Вентиляционная струя просто валит с ног и закладывает уши. Не одела шарфик, и как результат, после первого же спуска – простуда.

В некоторых местах было много воды и приходилось двигаться таким методом: два человека идут параллельно по разным рельсам, левая рука одного на правом плече второго и правая рука второго на левом плече первого. Так можно двигаться по тонкой рельсе и не падать. Страшно было, когда под водой не видишь рельс. К тому же еще и скользко, что увеличивает вероятность оступиться.

Походили по выработкам, побурлила породу отбойным молотком, побывала в лаве.

Что касается лавы, все было очень неожиданно. Я не сразу поняла куда лезу. Сан Саныч предложил посмотреть на комбайн «Кировец» – я естественно на все, что касается новых знаний и впечатлений, всегда соглашаюсь. До лавы по туннелю ползли довольно долго, хотя расстояние  невелико. Ползти пришлось на локтях и коленях. Порода очень сильно впивалась в ноги, что было невероятно больно. Присутствовал страх, что крепи не выдержат и меня завалит. На финише я почувствовала себя Винни Пухом, который объелся меда – немного застряла, но все закончилось благополучно. Вот я и в лаве. Благо, комбайн на тот момент был выключен. Позакомилась с двумя ГРОЗами. Поговорила, расспросила о работе. Людям приходится 6-ти часовую смену находиться в полулежачем-полусидячем состоянии. В лаве пространство теряется – не понимаешь, где верх и низ. Но первое, что меня поразило в лаве – все сверкает в свете фонарей. Темная угольная пыль своим сиянием режет глаз, как только что выпавший снег морозным зимним утром. Невероятно красиво.

Вылезли из лавы. У Сан Саныча лицо черное-черное, только глаза белеют. У меня наверно, тоже.

После, спустились еще ниже и посмотрели, как нагружаются вагонетки углем.  Стали двигаться ко 2му стволу 514 метров. Шли, как мне казалось, долго. Провели такой опыт – выключили мы свои два фонаря. Невероятно странное чувство оказаться в кромешной тьме. Обычно, когда находишься дома в темной комнате, глаза постепенно привыкают, и начинаешь различать окружающее пространство. В шахте же темнота невероятно густая. Понимаешь, что нет света – невозможно найти дорогу обратно.
Благополучно поднялись на верх – тогда в клети нас уже было человек 10 ИТРовцев.

Радости не было предела, когда я увидела лучи солнца – как-будто, снимаешь с себя камень, тянущий вниз.

Отмывалась долго: хотя на мне были одеты свитер, нательный костюм и  роба – руки по плечо черные, ноги выше сапог – черные, лицо – черное.
Первая вылазка составила 6 часов хождения по выработкам и короткое лазание по лаве, что составляет 10 км общего пути. Сыро, скользко, пыльно, шумно, ветрено и темно – это и есть шахта.