Назад в библиотеку

Взаимосвязь между уровнем образования и уровнем безработицы

Автор: Бальды А. А., Ф Шептун Т. Ф.
Источник: Материалы II Молодежной междисциплинарной научно-практической конференции Актуальные проблемы занятости населения Украины

Проблема безработицы стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество. В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни общества, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию, как в отдельной стране, так и в мире в целом. Экономически активное население не находит себе работу и становится «лишним» Образование и безработица тесно взаимосвязанные социальные явления и процессы, присущие современному обществу. Поэтому изучение данной проблемы стоит в числе наиважнейших задач в любой цивилизованной стране.

Для изучения данной проблемы необходимо рассмотреть более подробно взаимосвязь образования и безработицы. Целью образования является обеспечение людей такими профессиональными навыками и знаниями, которые позволят им быстро и легко адаптироваться к меняющимся требованиям трудовой жизни. Исходя из этого, образование для каждого из нас превратилось в реальную экономическую необходимость. Не имея высокого уровня образования, человек может не реализовать себя в трудовой деятельности, что повлияет не только на его образ жизни, но и повлечет за собой ряд экономических и социальных потерь всего общества.

Взаимовлияние уровней образования и безработицы можно рассмотреть в двух аспектах: связь между уровнем образования и вероятностью перехода в категорию безработных; связь между уровнем образования и продолжительностью незанятости и поиска работы. Относительно первого аспекта, можно утверждать, что с ростом уровня образования и профессиональной квалификации вероятность потерять работу и перейти в категорию безработных уменьшается, и наоборот. При поиске сотрудников работодатели в первую очередь обращают внимание на уровень образование претендентов. В современных условиях кризиса для сокращения фонда оплаты труда на предприятиях часто происходит сокращение сотрудников. В первую очередь предприятиям целесообразно сокращать менее образованных работников. Работникам с высшим уровнем образования обычно легче осваивать новую технику и качественно приспосабливаться к изменениям и инновациям на предприятии. Чем большим специфическим человеческим капиталом владеет работник, тем меньше его шансы быть уволенным. Что же касается второго аспекта, то тут не все так однозначно. Человек с более высоким уровнем образования оценивает довольно высоко свою рабочую силу. В условиях кризиса работодателю не всегда есть смысл нанимать высококвалифицированного работника. Но действует и ряд других факторов. Высококвалифицированные работники могут выполнять более широкий спектр задач, который соответствует их образованию и ниже. Все это свидетельствует о том, что образование тесно связано с таким явлением как безработица. У высококвалифицированных кадров больше шансов найти работу и в случае необходимости переквалифицироваться. Однако это только в теории. Нельзя однозначно быть уверенным, что образование поможет найти достойную работу и не оказаться в числе безработных [3].

В Украине в нынешнее время как раз таки наличие образования не является гарантией не оказаться в числе безработных. Официально зафиксированный уровень безработицы в Украине один из самых низких в мире. Согласно данным Государственной службы статистики Украины, в первом полугодии 2013 года в Центры занятости обращались только 1,6% от экономически активного населения. И зачастую украинские чиновники дальше говорят, что уровень безработицы в Украине 1,6%. Международная организация труда (МОТ) приводит совсем другие показатели, которые кажутся гораздо ближе к реальности. Методика исследований проста – учитываются не только официально зарегистрированные безработные, но и те, кто находится в поисках работы самостоятельно, без помощи бирж труда. Так, по данным МОТ, средний уровень безработицы среди экономически активного населения в Украине достигает 7,5% [4].

Почему же тогда люди с высшим образованием не могут найти работу по специальности и попадают в число безработных. Около 17% от общего количества выпускников вузов, в том числе профтехучилищ страны, после окончания учебных заведений остаются без работы. Исследования показали наличие в системе высшего образования негативных процессов, которые и стали причиной дисбаланса между спросом рынка труда и качеством высшего образования. В системе высшего образования можно выделить следующие проблемы:

Литература

1. Длугопольский А. В Образование как фактор формирования человеческого капитала и экономического роста (на примере Украины) // Теоритическая экономика – 2013.– № 3.– с. 25–29.
2. Дисбаланс нарастает. Высшее образование в Украине все сильнее не удовлетворяет спрос компаний. Євроосвіта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.euroosvita.net
3. Влияние уровня образования на занятость. Энтелехея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: entelehia.ru
4. Уровень безработицы в Украине. Министерство финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: index.minfin.com.ua