Українська  English
ДонНТУ   Портал магистров

Реферат по теме выпускной работы

Введение

Актуальность темы. В современных условиях хозяйствования основным источником развития и средством повышения конкурентоспособности предприятия является успешное внедрение нововведений. В то же время в Украине инновационной деятельностью занимается лишь 17,4 % предприятий, удельный вес реализованной инновационной продукции в объеме промышленной составляет 3,3 %, удельный вес объема выполненных научных и научно-технических работ в ВВП 0,8 %. В значительной степени такое положение инновационных процессов связано с высокой степенью рисков. Поэтому в таких условиях особую важность приобретают вопросы управления рисками.

Анализ исследований и публикаций.

Следует отметить, что проблемам управления рисками в инновационной деятельности уделяется большое внимание в работах как зарубежных, так и отечественных ученых, а именно: Балдина К. В., Васина С. М., Василенко В. А., Волкова О. И., Грачевой М. В., Денисенко М. П., Ильяшенко С. М., Фатхутдинова Р. А., Хобты В. М., Шматько В. Г. и других. В то же время требуют уточнения вопросы информационного обеспечения, учета, оценки рисков и адаптация к современным условиям хозяйствования.

Исходя из всего вышесказанного, актуальность приобретает дальнейшее исследование вопросов управления рисками в инновационной деятельности. Актуальность указанных вопросов и необходимость их решения обусловили тему магистерской работы, ее цели и задачи.

    Цель и задачи исследования

    Целью работы является дальнейшее развитие теоретических основ, методических подходов и разработка практических рекомендаций по управлению рисками в инновационной деятельности.

    Исходя из цели исследования, небходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать инновационную деятельность в Украине.
    2. Исследовать систему управления рисками инновационной деятельности.
    3. Выделить и обосновать этапы управления рисками.
    4. Сформировать комплексную систему риск-менеджмента инновационной деятельности.
    5. Предоставить характеристику методам управления, анализа и оценки рисков.
    6. Разработать методические рекомендации по комплексному управлению инновационными рисками.
    7. Разработать комплекс мер по совершенствованию процесса прогнозирования инновационной деятельности в системе управления рисками.
    8. Дальнейшее развитие способов учета величины рисков при оценке эффективности инновационных проектов.

    Объект исследования – процесс управления рисками в инновационной деятельности.

    Предметом исследования являются теоретические подходы, методические и практические инструменты управления рисками в инновационной деятельности.

    Методы исследования. Теоретической основой работы являются фундаментальные положения экономической теории, рискологии, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых.

    В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза с целью уточнения сущности рисков в инновационной деятельности, методы системного подхода (при обосновании содержания процесса управления рисками), методы экономико-математического моделирования, диалектический метод, а также методы абстракции и сравнений.

    В качестве источников информации использовались законодательные акты Верховной Рады Украины, Указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, официальные данные Государственного комитета статистики Украины.

    Практическое значение полученных результатов. Результаты решения поставленных в работе задач представляют собой методическую основу совершенствования процесса управления рисками в инновационной деятельности. Данное исследование дает возможность субъектам хозяйствования, которые занимаются разработкой и внедрением инноваций, более эффективно управлять рисками в данной сфере, что способствует повышению эффективности инновационной деятельности (за счет роста ее прогнозируемости).

    Апробация результатов работы.

    Освещение основных положений магистерской работы осуществлялось на научно-практических конференциях. Основными из которых были:

    1. Всеукраинская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых «Современные проблемы управления инвестиционной и инновационной деятельностью» (г. Донецк, 2014 г.).
    2. II Международная междисциплинарная научно-практическая конференция (Донецк, 2014 г.).
    3. «Украина – Чехия – ЕС: современное состояние и перспективы» международная научно-практическая конференция, 2012 г.

    Основная часть

    Состояние инновационной деятельности в Украине большинством ученых определяется как кризисное и не соответствуетвующее современному уровню инновационных процессов в промышленно-развитых странах и потребностям инновационного развития. Стабильное сокращение реальных объемов финансирования научно-технического комплекса и отсутствие действенной государственной научно-технической политики не дают оснований для вывода о наличии реальной почвы для перехода к инновационной модели развития. Реформирование научно-технического комплекса построено по принципам частых изменений целей и задач, без учета общеизвестных факторов функционирования и развития научно-технического потенциала: активной и предполагаемой государственной поддержки, формирование спроса на научные достижения со стороны реального сектора экономики и т.д.

    За последние годы не было реализовано мероприятий в рамках инновационной политики по улучшению бизнес-среды, стимулирования компаний к инновациям, развитию различных инструментов поддержки технологической модернизации, однако при наличии отдельных улучшений сохраняется фрагментарность и неустойчивость общего прогресса в данной сфере. К ключевым проблемам в формировании и реализации государственной инновационной политики в Украине относятся [1]:

    • недостаточное качество бизнес-среды, сохранения неразвитых условий для справедливой конкуренции на рынках, а также для получение государственной поддержки;
    • сохранение значительных барьеров для распространения в экономике новых технологий, обусловленных отсутствием государственной технологической политики и неэффективным отраслевым регулированием, включая процедуры сертификации, таможенное и налоговое администрирование;
    • взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики пока не носит регулярного характера, не обеспечивает сбалансированного выражения интересов различных инновационно-активных предприятий, особенно в новых секторах, которые формируются;
    • недостаточная эффективность инструментов государственной поддержки инноваций: ограниченная гибкость, неразвитость механизмов распределения рисков между государством и бизнесом, слабая ориентированность на стимулирование связей между различными участниками инновационных процессов на формирование и развитие научно-производственных и технологических партнерств.

    В Украине сконцентрирован большой научный потенциал, есть много открытий и изобретений, наработано много инновационных проектов в ресурсосбережении, в биотехнологии, в технике и т.д. Необходимо определить наиболее перспективные направления, в которые, в соответствии с критической точкой фазового перехода, можно вложить инвестиции в виде ресурсов и произойдет переход в новое качество – в инновационный рентабельный бизнес, который будет формировать инфраструктуру для других сфер деятельности [2].

    Проведенный анализ показал, что инновационные процессы в стране не получили значительных масштабов, состояние инновационной деятельности не соответствует уровню и потребностям инновационного развития в промышленно-развитых странах. Поэтому актуальности приобретает ускорение инновационных процессов, основным сдерживающим фактором которых являются риски. Все это обусловливает необходимость дальнейшего изучения материала по управлению рисками инновационной деятельности.

    В теории и практике менеджмента различают такие основные подходы к управлению:

    • системный подход;
    • процессный подход;
    • комплексный (интегрированный) подход.

    Данные подходы используются при постороении системы управления рисками на предприятии (рис 1).

    Подходы к построению системы управления рисками

    Рисунок 1 – Подходы к построению системы управления рисками

    Система управления инновационными рисками (СУИР) является фундаментом, на котором строится система управления рисками (СУР) организации. Это важная и, вместе с тем, сложная для внедрения из всех подсистем. Процессы управления рисками предлагается осуществлять следующим образом.

    На этапе планирования определяется политика, контекст и методология управления рисками, формируются профили угроз и уязвимости, оценивается эффективность контрмер и проводится обработка рисков. Руководство организации принимает соответствующее решение и утверждает план обработки рисков.

    Следующим шагом в процессе управления рисками является идентификация целесообразных мер по обработке рисков для каждого из рисков, идентифицированных в ходе оценки рисков. Управлять рисками можно путем комбинирования превентивных и детектирующих механизмов контроля, тактики избегания, страхование и/или простого принятия (сохранения) рисков. После того, как риск был оценен должно быть принято решение о реализации необходимых мер. Во всех случаях это решение должно быть экономически обоснованным и понятным для руководителей и владельцев бизнеса, в чью компетенцию входят принятия или оспаривания данного решения [6].

    На рис. 1 изображен цикл управления рисками и показаны взаимосвязи процессов в рамках этого риска. Процесс управления рисками инновационной деятельности включает определение контекста, оценку рисков, обработку рисков, принятие рисков, коммуникацию рисков, а так же мониторинг и просмотр рисков.

    Взаимосвязь процессов управления рисками

    Рисунок 1 – Взаимосвязь процессов управления рисками
    (анимация: 8 кадров, беспрерывный повтор, 186 килобайт)

    Как показано на рис. 2 этот процесс может носить циклический характер для деятельности по оценке и/или обработки рисков. Циклический подход к проведению оценки рисков позволяет сделать ее более глубокой и детализированной при каждой следующей итерации. При этом должен обеспечиваться баланс между минимизацией времени и усилий, затраченных при определении механизмов контроля и обеспечением надлежащей оценки высоких рисков.

    Сначала определяется контекст. Затем производится оценка рисков. Если в результате этого получено достаточно информации для эффективного определения мер, которые необходимо принять для уменьшения рисков до приемлемого уровня, то задача выполнена и можно переходить к обработке рисков. Если информации недостаточно, проводится очередной цикл оценки рисков в пересмотренном контексте, возможно для отдельных частей области оценки (см. на рис. – «Точка принятия решений по рискам 1»).

    Эффективность обработки рисков зависит от результатов их оценки. В случае, если обработка рисков не приведет до приемлемого уровня остаточного риска, может потребоваться очередной цикл оценки рисков, после чего может проводиться дополнительная обработка рисков (см. на рис. – «Точка принятия решений по рискам 2») [7].

    На этапе реализации проводится внедрение необходимых механизмов безопасности и другие действия по реализации плана обработки рисков, которые могут включать в себя, например, заключение договоров страхования, соглашений об уровне сервиса и даже корректировки планов и избежать определенных рисков.

    После принятия решения по обработке рисков и внедрение выбранных механизмов контроля должны проводиться непрерывные действия по управлению рисками. Это действие включает в себя процесс мониторинга рисков и эффективности СУИР, что позволяет гарантировать, что внедрение механизмов контроля функционирует должным образом.

    На этапе проверки отслеживается функционирования реализованных механизмов безопасности, контролируется изменение факторов риска, проводятся аудиты и выполняются различные контролирующие процедуры.

    На этапе действия осуществляется совершенствование процессов управления рисками по результатам мониторинга и аудита, в случае необходимости рассматриваются определенные риски, используемые подходы и методы их оценки, вносятся изменения в нормативную и операционную документацию, уточняется контекст управления рисками. Постоянное совершенствование является существенной частью непрерывных действий по управлению рисками, принимаемые с целью повышения эффективности внедренных механизмов контроля для достижения целей, которые были установлены для СУИР.

    Далее описаный цикл управления переходит на новый виток, вновь проходя стадии планирования, реализации, мониторинга и совершенствования. Процесс функционирования, развития и совершенствования СУИР реализуется по спирали. Наконец все четыре группы процессов выполняются параллельно и непрерывно. Исходные данные одних процессов поступают на вход других [5].

    Выводы

    Инновационные процессы в экономике не получили значительных масштабов, количество предприятий, внедряющих инновации, уменьшается с каждым годом и составляет сейчас 17,4 %, что меньше в 3 – 4 раза, чем в инновационно развитых экономиках. Наукоемкость промышленного производства находится на уровне 0,3 %, что на порядок меньше мирового уровня. При этом почти треть средств, затрачиваемых на инновационную деятельность, приходится на закупку оборудования, в то время как на приобретение прав на новую интеллектуальную собственность или на проведение НИОКР затраты на порядок меньше. Почти половина из инновационных предприятий вообще не финансируют проведение в интересах своего производства научных исследований [3].

    Такое положение обусловлено как недостатком финансовых средств, так и отсутствием в последние годы действующей государственной системы стимулирования инновационной деятельности, истоки которой были постепенно отменены ежегодными за последние 5 лет поправками в соответствующих бюджетных и других законов. Перемещение Украины по лестнице инновационного развития требует огромных усилий, ресурсов, политической воли и высокого мобилизованности общества [4].

    Система управления инновационными рисками (СУИР) является фундаментом, на котором строится СУИР организации и представляет собой:

    1. Совокупность взаимосвязанных формализованных процессов, обеспечивающих анализ, планирование, реализацию, эксплуатацию, мониторинг и аудит, корректировки и совершенствования механизмов управления инновационными рисками.
    2. Стандарты и технологии управления рисками, представлены в виде нормативной и рабочей документации СУИР, что включает в себя политику управления рисками и методологии оценки рисков.
    3. Организационную структуру управления инновационными рисками и соответствующим образом подготовленный персонал.
    4. При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2015 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или научного руководителя после указанной даты.

      Список источников

      1. Федулова Л. Концептуальна модель інноваційної стратегії України / Л. Федулова // Економіка і прогнозування. – 2012. – № 1. – c. 87–100.
      2. Ключник А. В. Організаційно-економічне забезпечення залучення іноземних інвестицій в аграрний сектор економіки Миколаївської області / А. В. Ключник, М. Д. Бабенко // Вісник аграрної науки Причорноморя. – 2008. – вип. 1. – c. 31–37.
      3. Державний комітет статистики України [Електронний ресурс] Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua/.
      4. Стратегія інноваційного розвитку України на 2010–2020 роки в умовах глобалізаційних викликів [Електронний ресурс] Режим доступу: http://kno.rada.gov.ua/komosviti/control/uk/doccatalog/list?currDir=48718.
      5. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, – М.: Юнити, 1997 г.
      6. . Економіка АПК, 2009, № 5 Система управління ризиками інноваційної діяльності – В. І. Покотилова, кандидат економічних наук, доцент Херсонський економічно—правовий інститут.
      7. Кобиляцький Л. С. Управління проектами: навч. посібник. – К.: МАУП, 2002. – 200 с.