Назад в библиотеку

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Автор: Талах А. С., Яковицкая Л. С.
Источник: Актуальне проблемы занятости населения. Материалы II Международной междисциплинарной научно - практической конференции. - Донецк, ДонНТУ, 2014 г., с.141 - 143.

Анотация

Вопросы перехода экономики к инновационной модели развития в сегодняшних условиях приобретают особую актуальность. Основой такого перехода может быть активизация креативного потенциала организаций. В связи с этим в статье проанализированы начальные стадии инновационных процессов, критерии креативности общества, которые в значительной степени влияют на зарождение новых идей.

Поскольку креативность является универсальным требованием современной экономики и главным условием развития любого вида деятельности, актуальность исследования влияния уровня креативности общества на успешность инновационных процессов в нем очевидна

Анализ исследований и публикаций

На сегодняшний день существует ряд исследований, посвященных вопросам креативности и инновационности. Исследования в этой области начали проводиться с середины ХХ века, прежде всего зарубежными учеными. Наиболие известными из них являются: Т. Амабиле, Ф. Баззан, А. Маслоу, С. Медник, Д. Ренцулли, Р. Симпсон, С. Тейлор и Д. Гилфорд, Е. Торренс, В. Франкл и другие. Однако не все аспекты данного вопроса достаточно освящены, что требует дальнейших исследований в этой области [2].

Изложение основного материала

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идей до конкретного продукта, технологий или услугии распространяется в ходе практического использования.

Часто в исследованиях инновационного процесса упро делается на действия, которые приводят к трансформации начального состояния инновации (т.е. проблемы, идеи, знания) в ее конечное состояние (готовому инновационному продукту, обладающему набором желаемых для инициаторов инновационного процесса характеристик). В большинстве случаев исследователей занимает проблема внедрения идеи в практическую деятельность и вопросы практического распространения (коммерциализации) нововведения. В то же время, процесс зарождения идеи (выявления факторов и условий, способствующих или препятствующих этому процессу) представляет не меньший интерес [1].

Креативность нами рассматривается как творческие способности индивида, характерезующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящих в структуру одаренности в качестве независимого актора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных схем.

Наиболее комплексный подход в изучении креативности как самостоятельного феномена принадлежит американскому психологу Э.П. Торренсу. Креативность им определялась как чувствительность к проблемам, дефициту и пробелам знаний; объединение разноплановой информации; выделение отдельных связанных с кеативным процессом проблем; поиск их решения; выдвижение предложений и гипотезы о возможностях решения; проверку и опровержение этих гипотез; их усовершенствование; окончательное обоснование результата[3]. Исходя из выше сказанного, креативностью можно считать естественный процесс, который породжается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незевершенности. Отличительной характеристикой определения, данного Э.П. Торренсом, является выявление зависимости параметров креативности не от личностных качеств индивида. но и от внешних условий, побуждающих (или не побуждающих) его повлиять на эти качества.

Также осуществление инновационного процесса невозможно без постоянной генерации ранее не известных подходов к возникающим проблемам, причем появление таких подходов зачастую инициируется развитием интеллектуального потенциала общества, приращением и совершенствованием всего комплекса знаний. Необходимо учитывать, что достижение позитивного результата (создание инновационного продукта) возможно только в том случае, если среда функционирования всех элементов новой экономики обладает свойствами информационной открытости, условия, в которых осуществляется экономическая деятельность, благоприятствуют инновационному развитию, а деятельностные субъекты креативны. Креативность представляется важнейшим качеством новой экономики; ее характеристикой, обеспечивающей возможность осуществления инновационных процессов.

Выводы

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что в настоящее время критерии успешности экономических систем заметно отличаются от тех условий, которые влияли на деятельность хозяйствующих субъектов ранее: ведущим ресурсом новой экономики становится информация, главным инструментом преобразований - знания, свойством экономики - креативность, а результатом деятельности - инновационный продукт (который может быть выражен как в материальной, так и в нематериальной форме). В связи с этим особый интерес исследователей начинают вызывать начальные стадии инновационных процессов, критерии креативности общества, параметры зарождения новых идей.

В то же время необходимо понимать, что инновационный процесс представляет собой чрезвычайно сложную по своей природе совокупность стадий, сбой в каждой из которых может привести к проблемам с достижением ожидаемого результата. Креативный процесс является базовым (обязательным) элементом процесса инновационного, его начальным этапом [1], однако на практике нередки ситуации, когда инновационные экономические системы не участвуют в креативной деятельности (а творческие структуры не способны производить инновации): между инновационными и креативными процессами, протекающими в обществе, нельзя ставить знак равенства.

Литература


1. Особенности инновационного процесса в контексте креативности Суворова А. В. \ Электронный научный журнал Управление экономическими системами (44) УЭкС, 8/2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uecs.ru/economika-tnida/iteiTi/1485-2012-08-01-l

2. Лапин Н.М. Креативность как инновационный ресурс развития экономики: автореф. дис. к. э. н.: 08.00.01, 08.00.05: защищена 2008 г. \Ляпин Николай Михайлович; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2008. - 155 с.

3. Шумакова Н. Б., Шебалнова Е. И. Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников \\ Вопросы психологии, 1991. № 1. с. 27-32.