Назад в библиотеку

Направления совершенствования анализа кредитоспособности клиентов банка

Автор: Лысюк Р. С., Трусевич И. В., Лимонова Э. Н.
Источник: Электронная библиотека научно-образовательной, финансовой и художественной литературы.

Аннотация

Статья касается проблемы учета и контроля базы кредитополучателей коммерческих банков. Авторы полагают, что осуществление независимого кредитного мониторинга на основе методики установления начального кредитного рейтинга клиентов банка позволит регулировать уровень расходов по обслуживанию, выделить особо надежных клиентов, создать специальный режим обслуживания для каждой группы клиентов, внедрить индивидуальный подход в процентной и кредитной политике.

Ключевые слова: кредитоспособность клиента банка, кредитный рейтинг клиента, оценка делового риска деятельности кредитополучателей, инвестиционная зависимость банка и клиента, начальный кредитный рейтинг клиентов.

Вступление

Мировая банковская система располагает множеством методов, способов и процедур оценки кредитоспособности клиентов банка, ни один из которых не может на 100% гарантировать своевременность исполнения долговых обязательств кредитополучателем. Данная проблема резко обостряется в периоды финансовой нестабильности общества и экономики. Различным аспектам проблемы оценки кредитоспособности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в специализированной банковской печати и научно-практических изданиях посвящено достаточно материалов, в которых поднимаются проблемные вопросы и предлагаются механизмы их решения. Для решения такой задачи довольно широко используются алгоритмы, основанные на методе суммы баллов. Но эти методики имеют существенный недостаток, потому что имеют статичный характер и в них не учитывается динамичность определенных показателей.

Постановка задачи

Целью статьи является разработка методики ми­нимизации кредитных рисков в краткосрочном и долгосрочном периоде на основе ранжирования.

Результаты исследования

В основу предлагаемой методики положены метод финансовых коэффициентов и метод оценки клиентской базы CPA (Customer profitability analysis) – анализ прибыльности клиента. Данный метод позволяет учесть все разнообразие отношений клиента и банка, организовать клиентскую политику с учетом рыночных действий банков-конкурентов, регулировать уровень издержек, связанных с обслуживанием клиентов, выделить VIP-клиентов и регулировать систему взаимоотношений с клиентами путем создания специальных режимов обслуживания, внедрения индивидуальных подходов в политике установления цен (процентных ставок, тарифов комиссионного вознаграждения).

Задача комплексной оценки решается в нескольких направлениях:

    1. Разработка обобщающего комплексного показателя, который воплощает наиболее значимые стороны деятельности кредитополучателя и его ранжирование. Достижение этой цели привлекает тем, что в итоге ожидается получение единого показателя, что автоматически решает задачу оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности и минимизации кредитных рисков.

    2. Оценка кредитного риска осуществляется с использованием ранжирования клиентов банка по критериям кредитного риска, анализ которых позволяет сформировать обоснованное суждение о способности клиента обслуживать и погашать свои долговые обязательства своевременно и в полном объеме.

    3. Независимый мониторинг кредитного риска основан на детальном анализе способности финансовых потоков клиентов по открытым в банке счетам обеспечивать текущее погашение и обслуживание кредитной задолженности, а также присвоении интегральной рейтинговой оценки кредитного риска, что позволяет сделать вывод о приемлемости уровня кредитного риска, исходя из значимости клиента для банка с точки зрения формирования ресурсной базы, доходов банка и инвестиционной привлекательности.

    4. Осуществление независимого управления качеством кредитного портфеля основано на основе логичной, неизменной и эффективной системы контроля за денежным потоком клиентов, который позволяет устанавливать динамику показателей во временном потоке с целью выявления негативных тенденций по обслуживанию долговых обязательств.

В основу методологии, применяемой в данной процедуре, положена оценка финансового состояния кредитополучателей, и особенно важна оценка эффективности их деятельности. Этап 1. Состоит из ряда шагов, осуществляемых поочередно. Обосновывается система показателей (количество набранных баллов по количественным показателям оценки кредитоспособности; количество набранных баллов по качественным показателям оценки кредитоспособности; оценка эффективности, полезности конкретного клиента; чистые инвестированные фонды в отношении клиентов; доходы, полученные от клиентов; прямые расходы, связанные с обслуживанием клиентов; оценка кредитного риска; прогноз изменения кредитного риска), по которым будут оцениваться результаты деятельности кредитополучателя, собираются данные по этим показателям, и формируется матрица исходных данных.

Предлагается применять следующие способы оценки кредитоспособности: на основе системы финансовых показателей, на основе качественного анализа деятельности заемщика и оценки его значимости для кредитодателя. Основным источником информации для осуществления анализа финансового состояния являются: форма № 1 годовой и периодической бухгалтерский отчетности организации Бухгалтерский баланс; форма № 2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности Отчет о прибыли и убытках, а также приложения к балансу.

Каждый банк разрабатывает локальный документ с точными количественными критериями для оценки финансового состояния кредитополучателя, в котором устанавливает границы суммы баллов по классам кредитополучателей. В основу данной методики положены рекомендации Национального банка Республики Беларусь, в которых использовалась градация клиентов по классам надежности в зависимости от суммы баллов по основным коэффициентам. Коммерческие банки сами выбирают нисходящую или восходящую шкалу баллов для кредитополучателей разного класса надежности.

Кроме того, первый этап данной методики предусматривает следующие шаги для осуществления анализа кредитоспособности клиентов банка.

1–й шаг: расчет количественных показателей деятельности кредитополучателя. Рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору предусмотрено 8–11 классов кредитоспособности клиентов банка. Но банковская практика Республики Беларусь по оценке кредитоспособности клиентов банка предусматривает только 3–5 классов. В зависимости от расчетного значения коэффициентов их относят к определенному классу и назначают соответствующую сумму баллов.

Кроме основных финансовых коэффициентов, на основании приложений к балансу рассчитываются дополнительные коэффициенты, например, показатели деловой активности кредитополучателя.

Полученные расчетные значения отчетного периода сравниваются с базисными, и в зависимости от их динамики присваивается соответствующая сумма баллов.

2–й шаг: анализ качественных показателей деятельности кредитополучателя. Чистый денежный поток рассчитывается как сумма увеличения (уменьшения) денежных средств в результате текущей деятельности, увеличения (уменьшения) денежных средств в результате инвестиционной деятельности, увеличения (уменьшения) денежных средств в результате финансовой деятельности.

По показателям кредитоспособности на основе анализа денежного потока определим следующие значения классности в зависимости от суммы набранных баллов.

Для определения делового риска перечень показателей может быть более широким, в зависимости от конкретных условий и клиентской базы банка–кредитодателя. Для заполнения матрицы исходных данных следует оценить эффективность, полезность конкретного клиента для банка, а именно: чистые инвестированные фонды клиентов; доходы, полученные от клиентов; прямые расходы, связанные с обслуживанием клиентов; оценка кредитного риска; экспертный прогноз изменения кредитного риска и др.

Pассмотрим особенности показателей оценки эффективности работы с клиентом для банка. Осуществляется группировка и верификация информации о клиенте, получаемой банком на основании внутренних сведений о среднедневных остатках на счетах. Чистые инвестированные фонды – разница между кредитными ресурсами, предоставленными банком клиенту, и объемом всех ресурсов, предоставленных клиентом в виде остатков денежных средств на всех счетах, открытых в банке. Далее осуществляется расчет инвестиционной зависимости клиента и банка.

После оценки обоюдной инвестиционной зависимости осуществляется анализ потоков доходов (ИД), полученных от клиента, и расходов банка (ЕС), произведенных в пользу клиента. Оценка кредитного риска по кредитополучателям осуществляется разными способами: на основании анализа оборотов по счетам клиентов; анализом обеспечения возвратности кредита. Предлагаем оценку кредитного риска в зависимости от материального обеспечения возвратности кредита.

Прогноз изменений уровня кредитного риска осуществляется экспертным путем в зависимости от динамики фондового рынка и рыночных колебаний стоимости материального обеспечения возвратности кредита. Управление качеством кредитного портфеля банка осуществляется последовательно в двух направлениях: оценка эффективности (доходности) работы с клиентом для банка; оценка текущего финансового о состояния.

Рейтинг клиентов-кредитополучателей составляется исходя из их экономической значимости для банка, что позволяет строить кредитно-депозитную политику с учетом индивидуального подхода к каждому клиенту. После проведения соответствующих процедур по определению показателей для заполнения строк и граф построим матрицу исходных данных по кредитополучателям.

Этап 2. Подготовка матрицы стандартизированных коэффициентов. Разработаем алгоритм вычислительных процедур, которые бы на основе комплекса показателей обеспечили однозначную оценку результатов финансово–хозяйственной деятельности клиентов банка. Для этого наиболее подходящим и наименее затратным подходом является использование методики многомерного сравнительного анализа, которая позволяет учитывать не только различные величины показателей, но и степень их близости (удаленности) до лучших показателей. В связи с этим все показатели финансово–хозяйственной деятельности сравниваемых клиентов выражаются в долях соответствующих показателей, принятых за единицу.

В матрице исходных данных по каждой графе определяется максимальный показатель, который принимается за единицу. Затем все элементы этой графы (а) делятся на максимальное значение (max a). Если наименьший показатель графы является наилучшим значением (например, прогноз изменения риска), то тогда он принимается за единицу. Затем данный показатель (min а) последовательно делится на все элементы графы. В результате проведенных расчетов создается матрица стандартизованных коэффициентов (х). Матрица стандартизированных коэффициентов (х).

Этап 3. Полученные рейтинговые оценки размещаются по ранжиру, и определяется место каждого клиента по результатам хозяйствования и партнерства с банком.

Осуществление независимого кредитного мониторинга на основе логичной, неизменной и эффективной системы оценки кредитного риска на основе анализа финансовых потоков клиентов в увязке с рейтингом эффективности клиента для банка позволяет устанавливать начальный кредитный рейтинг клиента и оценивать динамику показателя во времени с целью выявления негативных тенденций, отражающих возможную неспособность клиентов обслуживать полученные кредиты.

Выводы

В заключение подчеркнем некоторые достоинства предлагаемой методики рейтинговой оценки кредитоспособности с учетом минимизации кредитного риска.

Во – первых, рассмотренная методика базируется на комплексном многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как кредитоспособность клиента банка.

Во – вторых, ранжирование кредитополучателей основывается на сравнительном анализе, учитывает реальные показатели финансово-хозяйственной деятельности всех клиентов банка, степень их близости к лучшим показателям.

В – третьих, предлагаемая методика делает количественно измеримой оценку надежности делового партнера, основанную на результатах его прошлой и текущей деятельности.

В – четвертых, данная методика позволяет избежать субъективизма и более реально оценивать кредитные риски, неизбежно возникающие в банковской практике.

Использование многомерного анализа в ранжировании деятельности кредитополучателей позволяет прогнозировать инновационную, инвестиционную, кредитно-депозитную и процентную политику банков, а также минимизировать риски кредитных операций для кредитодателя и кредитополучателя.

Список использованной литературы

1. Владыко С. Анализ внешней среды банков и методы оценки основных факторов / С. Владыко // Банковский вестник. – 2008. – № 19. – С. 26–34.
2. Громов В.И. Моделирование кредитоспособности организаций: теоретико–методологический аспект / В.И. Громов, Б.В. Лапко, Р.С. Лысюк, // Теория и практика развития экономики региона: сб. научн. статей по материалам VIII Международной науч.–практ. конференции (17 апреля 2009 года). – Калуга, филиал ВЗФЭИ, 2009. – С. 111–116.
3. Ермолович Л. Л. Методические рекомендации по анализу финансового состояния организаций потребительской кооперации / Л. Л. Ермолович, Е. Г. Толкачева. – Гомель, БТЭУ, 2008. – 41 с.
4. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: утв. постановлением Нац. банка Респ. Беларусь от 28.12.2006 г. № 223 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. – № 19. – С. 44–51.
5. Лаврушин О. И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие / О. И. Лаврушин, О. И. Афанасьев, С. Л. Корниенко; под ред. О. И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2007. – 264 с.
6. Лысюк Р. С. Совершенствование и развитие анализа кредитоспособности инвестора / Р. С. Лысюк // Бухгалтерский учет и анализ. – 2009. – № 6. – С. 7–8.
7. Нурзат О. А. Антикризисная стратегия управления проблемной задолженностью банков / О. А. Нурзат, А. М. Смулов // Бизнес и банки. – 2010. – № 2. – С. 1–2.
8. Щуплова Н. С. Методики анализа и оценки кредитоспособности клиентов банка / Н. С. Щуплова, Р.С. Лысюк // Бухгалтерский учет и анализ. – 2010. – № 11. – С. 7–14.